КАСТА́ЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАСТА́ЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич [16(28).11.1856, Москва – 17.12.1926, там же], рос. композитор, педагог, исследователь-фольклорист. Из семьи священнослужителя. В 1876–81 учился в Моск. конс. по теоретич. предметам и композиции у П. И. Чайковского, С. И. Танеева и Н. А. Губерта, по настоянию С. В. Смоленского в 1893 сдал экзамены экстерном. С 1887 преподавал в моск. Синодальном уч-ще церковного пения (фп., композиция), с 1910 директор; с 1900 регент Синодального хора. С 1902 чл., с 1913 зам. председателя Муз.-этнографич. комиссии при Этнографич. отделе Имп. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии Моск. ун-та. В 1910 сблизился с С. В. Рахманиновым, сочинявшим Литургию Св. Иоанна Златоуста, консультировал его по вопросам богослужения и теории православного церковного пения. С 1912 преподаватель контрапункта и фуги в Муз.-драматич. уч-ще Московского филармонич. об-ва. После преобразования Синодального уч-ща в Нар. хоровую академию (1918) её ректор, до 1923 также управляющий нар. хоровыми капеллами (бывшие Придворная певческая капелла и Синодальный хор). Вёл просветительскую работу в муз. отделах Наркомпроса РСФСР, Пролеткульта, Политпросвета, в Ассоциации пролетарских музыкантов (сотрудничал в ж. «Музыкальная новь») и др. С 1919 чл. Комиссии по реформе муз. образования, с 1921 сотрудник Гос. ин-та муз. науки (возглавлял муз.-этнографич. секцию) и Гос. академии худож. наук. С 1922 проф., с 1923 руководитель инструкторско-хорового подотдела Моск. конс. (на основе упразднённой хоровой академии). Среди учеников – Н. С. Голованов, М. Е. Климов, К. Н. Шведов, А. Г. Чесноков, А. А. Давиденко.
К. – глава т. н. нового направления (или моск. Синодальной школы) в рус. церковной музыке, автор ок. 200 духовных сочинений и переложений, которые составляли основу репертуара Синодального хора в 1897–1917, во многом определив его расцвет (наряду с сочинениями А. Т. Гречанинова и П. Г. Чеснокова). Наиболее значительны: «Бог Господь» с тропарями Великой субботы (1897), икос «Сам Един еси бессмертный» (1903), Литургия Св. Иоанна Златоуста (1905). В своём творчестве К. соединял др.-рус. распевы с приёмами нар. многоголосия, традициями, сложившимися в клиросной практике, и опытом рус. композиторской школы. Знаток др.-рус. музыки, в 1907 реконструировал хоры «Пещного действа» (литургич. драма 17 в.). Среди др. сочинений – опера «Клара Милич» (по И. С. Тургеневу, 1907, постановка Оперы С. И. Зимина, 1916), реквием «Братское поминовение» для солистов, хора и оркестра (1916, памяти воинов союзных армий, погибших в 1-ю мировую войну; в музыке использованы рус., англ. и серб. напевы), кантата «Стих о церковном русском пении» (1911), «Песня о Родине» для хора (1903). Интерес К. к музыке др. народов нашёл отражение в его циклах фп. пьес «По Грузии» (1902) и «Из минувших веков» (1905). К. – автор песнопений к интронизации св. патриарха Тихона на Поместном соборе 1917/18. Предложение К. ввести инструменты в богослужебную музыку вызвало противодействие офиц. церковных кругов. В 1921 во время голода в Поволжье сочинил муз. воззвание «К зарубежным братьям» для басов в сопровождении хора на собств. текст (его исполнение в Париже под упр. С. А. Кусевицкого имело обществ. резонанс). В числе послереволюц. сочинений – музыка к драме «Стенька Разин» В. В. Каменского (1919), «Сельскохозяйственная симфония» для голоса с оркестром (1923), «Красная Русь» (для хора и оркестра нар. инструментов), «В. И. Ленину» («У гроба»; для чтеца, хора и симфонич. оркестра; обе 1924).
Исследователь рус. нар. творчества, обрабатывал нар. песни и танцы, объединял их в тематич. циклы («Картины русских народных празднований в обрядах и песнях», 1913; «Сельские работы в народных песнях» для смешанного хора с сопровождением рус. нар. инструментов, 1923).