ПАРТЕ́СНОЕ ПЕ́НИЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРТЕ́СНОЕ ПЕ́НИЕ (от позднелатинского partes – голоса, мн. ч. от лат. pars – часть, участие, также хоровая партия), стиль многоголосного пения, а также общее наименование разл. видов и жанров рус. и укр. многоголосной хоровой музыки 2-й пол. 17 – 18 вв. П. п. записывалось с помощью квадратной киевской нотации, как правило, в комплектах хоровых партий (поголосников). Сохранившиеся рукописи указывают на разнообразие исполнительских составов – от 3 до 12 голосов (в редких случаях 16, 24 и даже 48 голосов). По гармонической природе П. п. консонантно, осн. форма согласования голосов по вертикали – трезвучие.
В П. п. различают два вида многоголосия. В «постоянном» многоголосии количество голосов не меняется, текст всех хоровых партий произносится синхронно. Для «переменного» многоголосия характерны чередование солистов, групп голосов и тутти, полифонические имитации и разновременное произнесение текста. В «Мусикийской грамматике» Н. П. Дилецкого эти виды многоголосия названы соответственно «простоестественным» и «борительным или концертовым»; совр. термины принадлежат В. В. Протопопову. «Переменное» многоголосие преобладает в партесном концерте и циклах песнопений литургии (т. н. Службах Божиих), принадлежащих Дилецкому, С. Пекалицкому, В. Титову, Н. Бавыкину, Н. Калашникову и др. композиторам. «Постоянное» многоголосие – отличит. черта обработок (гармонизаций) мелодий знаменного, греческого, киевского и др. распевов на 4 или 8 (реже 3, 5 и 6) голосов. При сочинении мелодический первоисточник (распев) помещался в теноре, затем приписывался бас как гармоническая опора (иногда с активным мелодическим движением, включающим неаккордовые звуки), затем альт и дискант. П. п. с «постоянным» многоголосием, усвоив правила зап.-европ. гармонии (особенно в кадансах), в то же время сохранило характерные особенности нац. муз. мышления: гармоническую модальность, линеарность (в т. ч. параллелизм) голосоведения, несимметричную ритмику. Эволюция этого вида П. п. была связана с усилением самостоятельности голосов, сопровождавших распев, их мелодической развитости (не без влияния концертного многоголосия), что привело к увеличению числа свободных композиций (т. е. без заимствования распевов). Крупнейшие мастера «постоянного» партесного многоголосия – государевы певчие дьяки петровской эпохи С. И. Беляев, И. М. Протопопов, а также анонимные авторы из Великого Новгорода, Костромы, Ярославля, Устюжны-Железнопольской, Соликамска, мн. монастырей и храмов России.
Внебогослужебная ветвь П. п. – канты и псальмы. Канты стали основой ансамблевых эпизодов в партесном концерте.