ИМИТА́ЦИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИМИТА́ЦИЯ (лат. imitatio – подражание) в многоголосной музыке, повторение мелодии (мотива, фразы, одноголосной темы), непосредственно перед тем прозвучавшей в др. голосе. Осн. характеристики И. – интервал и расстояние вступления (первая характеристика показывает, насколько выше или ниже, вторая – насколько позже имитируемого вступает имитирующий голос). Обычная И. отличается от канонической (см. Канон в музыке) непродолжительностью имитирования. По числу имитируемых мелодий И. делятся на простые и двойные (тройные), по типу повторности – на полные (строгие, свободные) и частичные (в последних чаще имитируется ритмическая, а не интервальная сторона мелодии). В строгих И. сохраняются ступеневая (в точных И. также тоновая) величина мелодич. интервалов и соотношение длительностей; в свободных И. возможны как интервальные, так и ритмич. изменения. Особые типы И. – с преобразованиями (в обращении, ракоходе, увеличении, уменьшении), в т. ч. комбинированные (напр., в увеличении и обращении).
Будучи одним из древнейших элементов многоголосия, И. встречается в муз. фольклоре мн. народов. В зап.-европ. полифонии ранние формы имитационного изложения развились с 12 в. в связи с т. н. техникой перемены голосов (предполагает обмен мелодич. фразами между голосами; яркий пример – англ. «Летний канон», ок. 1300), стали преобладать к 15 в. И. – основа имитационных форм (инвенция, ричеркар, фуга и др.), широко используется в экспозиционных, развивающих (одно из гл. средств разработки) и завершающих (в т. ч. как способ варьирования) разделах полифонических и гомофонных форм, часто как деталь фактуры.