Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИМИТА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 131

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Фраёнов

ИМИТА́ЦИЯ (лат. imitatio – под­ра­жа­ние) в мно­го­го­лос­ной му­зы­ке, по­вто­ре­ние ме­ло­дии (мо­ти­ва, фра­зы, од­но­го­лос­ной те­мы), не­по­сред­ст­вен­но пе­ред тем про­зву­чав­шей в др. го­ло­се. Осн. ха­рак­те­ри­сти­ки И. – ин­тер­вал и рас­стоя­ние всту­п­ле­ния (пер­вая ха­рак­те­ри­сти­ка по­ка­зы­ва­ет, на­сколь­ко вы­ше или ни­же, вто­рая – на­сколь­ко поз­же ими­ти­руе­мо­го всту­па­ет ими­ти­рую­щий го­лос). Обыч­ная И. от­ли­ча­ет­ся от ка­но­ни­че­ской (см. Ка­нон в му­зы­ке) не­про­дол­жи­тель­но­стью ими­ти­ро­ва­ния. По чис­лу ими­ти­руе­мых ме­ло­дий И. де­лят­ся на про­стые и двой­ные (трой­ные), по ти­пу по­втор­но­сти – на пол­ные (стро­гие, сво­бод­ные) и час­тич­ные (в по­след­них ча­ще ими­ти­ру­ет­ся рит­ми­че­ская, а не ин­тер­валь­ная сто­ро­на ме­ло­дии). В стро­гих И. со­хра­ня­ют­ся сту­пе­не­вая (в точ­ных И. так­же то­но­вая) ве­ли­чи­на ме­ло­дич. ин­тер­ва­лов и со­от­но­ше­ние дли­тель­но­стей; в сво­бод­ных И. воз­мож­ны как ин­тер­валь­ные, так и рит­мич. из­ме­не­ния. Осо­бые ти­пы И. – с пре­об­ра­зо­ва­ния­ми (в об­ра­ще­нии, ра­ко­хо­де, уве­ли­че­нии, умень­ше­нии), в т. ч. ком­би­ни­ро­ван­ные (напр., в уве­ли­че­нии и об­ра­ще­нии).

Бу­ду­чи од­ним из древ­ней­ших эле­мен­тов мно­го­го­ло­сия, И. встре­ча­ет­ся в муз. фольк­ло­ре мн. на­ро­дов. В зап.-ев­роп. по­ли­фо­нии ран­ние фор­мы ими­та­ци­он­но­го из­ло­же­ния раз­ви­лись с 12 в. в свя­зи с т. н. тех­ни­кой пе­ре­ме­ны го­ло­сов (пред­по­ла­га­ет об­мен ме­ло­дич. фра­за­ми ме­ж­ду го­ло­са­ми; яр­кий при­мер – англ. «Лет­ний ка­нон», ок. 1300), ста­ли пре­об­ла­дать к 15 в. И. – ос­но­ва ими­та­ци­он­ных форм (ин­вен­ция, ри­чер­кар, фу­га и др.), ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в экс­по­зи­ци­он­ных, раз­ви­ваю­щих (од­но из гл. средств раз­ра­бот­ки) и за­вер­шаю­щих (в т. ч. как спо­соб варь­и­ро­ва­ния) раз­де­лах по­ли­фо­ни­чес­ких и го­мо­фон­ных форм, час­то как де­таль фак­ту­ры.

Лит.: Скреб­ков С. С. Тео­рия ими­та­ци­он­ной по­ли­фо­нии. К., 1983. См. так­же лит. при стать­ях Ка­нон, По­ли­фо­ния.

Вернуться к началу