Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАЗРАБО́ТКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 174

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Фраёнов

РАЗРАБО́ТКА в му­зы­ке, часть со­нат­ной фор­мы, хо­до­об­раз­ная, гар­мо­ни­че­ски не­ус­той­чи­вая, по­свя­щён­ная раз­ви­тию тем. Раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся пре­им. глав­ная пар­тия; по­боч­ная пар­тия ис­поль­зу­ет­ся и из­ме­ня­ет­ся мень­ше. Те­мы про­во­дят­ся во фраг­мен­тар­ном ви­де, ха­рак­тер­но ин­тен­сив­ное или да­же ра­ди­каль­ное мо­тив­ное пре­об­ра­зо­ва­ние – вплоть до то­го, что на его ос­но­ве воз­ни­ка­ет но­вая те­ма (I ч. 3-й сим­фо­нии Л. ван Бет­хо­ве­на, I ч. 6-й сим­фо­нии Н. Я. Мяс­ков­ско­го). В за­ви­си­мо­сти от ком­по­зи­тор­ско­го за­мыс­ла воз­мож­но как уг­луб­ле­ние кон­тра­стов, так и сбли­же­ние тем по ха­рак­те­ру. За­дан­но­го по­ряд­ка сле­до­ва­ния тем нет, в не­слож­ных слу­ча­ях Р. в круп­ном пла­не вос­про­из­во­дит экс­по­зи­цию (т. н. раз­ра­бо­тан­ная экс­по­зи­ция: III ч. 14-й со­на­ты, I ч. 17-й со­на­ты Бет­хо­ве­на). То­наль­ный план и фор­ма Р. взаи­мо­за­ви­си­мы: Р. – это ряд по­строе­ний, оп­ре­де­ляе­мых по­ряд­ком и ха­рак­те­ром сме­ны то­наль­но­стей. В це­лом Р. име­ет фор­му хо­да, обыч­но вклю­чаю­щую 3 раз­де­ла: ввод­ный (дви­же­ние в сто­ро­ну суб­до­ми­нан­ты); ос­нов­ной (час­то по­ли­фо­ни­че­ский, здесь то­наль­ное дви­же­ние до­хо­дит до точ­ки край­не­го от­да­ле­ния); воз­врат­ный ход (пе­ре­ход к ре­при­зе; час­то вклю­ча­ет пре­дыкт на до­минан­те). Для Р. в клас­сич. со­нат­ной фор­ме ха­рак­тер­ны чёт­кие то­наль­ные пла­ны. В 19–20 вв. на пер­вый план вы­хо­дит кра­соч­ное (а не ди­на­ми­че­ское) по­ни­ма­ние то­наль­но­стей, и ощу­ще­ние то­наль­но­го дви­же­ния пе­ре­ста­ёт быть глав­ным. Так, в пер­вых час­тях 4-й и 6-й сим­фо­ний П. И. Чай­ков­ско­го при пре­крас­но вы­стро­ен­ных то­наль­ных пла­нах про­филь Р. оп­ре­де­ля­ют ди­на­ми­че­ские на­рас­та­ния и спа­ды.

Вернуться к началу