РАЗРАБО́ТКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАЗРАБО́ТКА в музыке, часть сонатной формы, ходообразная, гармонически неустойчивая, посвящённая развитию тем. Разрабатывается преим. главная партия; побочная партия используется и изменяется меньше. Темы проводятся во фрагментарном виде, характерно интенсивное или даже радикальное мотивное преобразование – вплоть до того, что на его основе возникает новая тема (I ч. 3-й симфонии Л. ван Бетховена, I ч. 6-й симфонии Н. Я. Мясковского). В зависимости от композиторского замысла возможно как углубление контрастов, так и сближение тем по характеру. Заданного порядка следования тем нет, в несложных случаях Р. в крупном плане воспроизводит экспозицию (т. н. разработанная экспозиция: III ч. 14-й сонаты, I ч. 17-й сонаты Бетховена). Тональный план и форма Р. взаимозависимы: Р. – это ряд построений, определяемых порядком и характером смены тональностей. В целом Р. имеет форму хода, обычно включающую 3 раздела: вводный (движение в сторону субдоминанты); основной (часто полифонический, здесь тональное движение доходит до точки крайнего отдаления); возвратный ход (переход к репризе; часто включает предыкт на доминанте). Для Р. в классич. сонатной форме характерны чёткие тональные планы. В 19–20 вв. на первый план выходит красочное (а не динамическое) понимание тональностей, и ощущение тонального движения перестаёт быть главным. Так, в первых частях 4-й и 6-й симфоний П. И. Чайковского при прекрасно выстроенных тональных планах профиль Р. определяют динамические нарастания и спады.