ЭКСПОЗИ́ЦИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭКСПОЗИ́ЦИЯ (от лат. expositio – выкладывание, изложение) в музыке, начальное построение в любой музыкальной форме. В узком смысле термин применяется к фуге и сонатной форме.
Э. однотемной или многотемной простой фуги начинается одноголосной темой и исчерпывается её проведениями во всех голосах поочерёдно; обычно между 2-м и 3-м проведениями темы имеется небольшая интермедия. Многотемные сложные фуги имеют Э. двух видов: раздельные [напр., в 1-й Э. двойной фуги gis-moll из 2-го тома Хорошо темперированного клавира И. С. Баха (ХТК) излагается лишь одна из тем]; совместные [напр., в финальном хоре (№ 9) кантаты «По прочтении псалма» С. И. Танеева в Э. излагаются все 4 темы четверной фуги]. Экспозиц. раздел фуги, наряду с Э., может включать дополнит. проведения темы (напр., 2 проведения в фуге H-dur из 1-го тома ХТК); дополнит. проведения тем во всех голосах – контрэкспозиция (напр., в фуге E-dur из 1-го тома ХТК). Встречается «избыточное» количество дополнит. проведений (в 3-голосной фуге F-dur из 1-го тома ХТК – 4). В экспозиц. раздел фуги могут входить интермедии.
Нормативная Э. сонатной формы – модулирующая. Состоит из 5 партий (партия – функция в форме; не то же, что тема): главная (ГП), связующая (СП, или 1-й ход), побочная (ПП), 2-й ход, заключительная (ЗП). ГП излагает гл. тему в осн. тональности. СП осуществляет переход к ПП с помощью модуляции, мотивной трансформации; иногда СП не модулирует и заканчивается на доминанте (D) осн. тональности (в Э. I части фп. сонаты С-dur K 330 В. А. Моцарта). СП часто начинается как продолжение формы гл. темы (в I ч. 40-й симфонии В. А. Моцарта – как 2-е предложение большого периода); т. е. одна тема распределяется на 2 партии. СП может быть представлена самостоят. тематич. материалом [СП в I ч. 6-й симфонии Н. Я. Мясковского (в его терминологии – «переходная тема»)]. Внутри СП встречается «промежуточная» (предпобочная) тема (в I ч. фп. сонаты c-moll K 457 Моцарта). ПП излагает побочную тему в побочной тональности (в норме при ГП в мажоре – ПП в тональности мажорной D; при ГП в миноре – ПП в тональности параллели либо минорной D; норма может нарушаться). В ПП может быть 2–3 темы (3 темы в I ч. 5-й симфонии Мясковского), т. е. одна ПП включает неск. тем. 2-й ход (между ПП и ЗП) особенно важен, если ПП и ЗП в разных тональностях. ЗП обычно закрепляет тональность ПП (может быть представлена дополнениями, новой темой). СП, 2-й ход и ЗП могут отсутствовать.
Сонатная форма с двумя Э. – в классич. концерте: 1-я Э. – оркестровая (заканчивается в осн. тональности), 2-я излагается у солиста и оркестра.