Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКСПОЗИ́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 284

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Щербаков

ЭКСПОЗИ́ЦИЯ (от лат. expositio – вы­кла­ды­ва­ние, из­ло­же­ние) в му­зы­ке, на­чаль­ное по­строе­ние в лю­бой му­зы­каль­ной фор­ме. В уз­ком смыс­ле тер­мин при­ме­ня­ет­ся к фу­ге и со­нат­ной фор­ме.

Э. од­но­тем­ной или мно­го­тем­ной про­стой фу­ги на­чи­на­ет­ся од­но­го­лос­ной те­мой и ис­чер­пы­ва­ет­ся её про­ве­де­ния­ми во всех го­ло­сах по­оче­рёд­но; обыч­но ме­ж­ду 2-м и 3-м про­ве­де­ния­ми те­мы име­ет­ся не­боль­шая ин­тер­ме­дия. Мно­го­тем­ные слож­ные фу­ги име­ют Э. двух ви­дов: раз­дель­ные [напр., в 1-й Э. двой­ной фу­ги gis-moll из 2-го то­ма Хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­ван­но­го кла­ви­ра И. С. Ба­ха (ХТК) из­ла­га­ет­ся лишь од­на из тем]; со­вме­ст­ные [напр., в фи­наль­ном хо­ре (№ 9) кан­та­ты «По про­чте­нии псал­ма» С. И. Та­не­ева в Э. из­ла­га­ют­ся все 4 те­мы чет­вер­ной фу­ги]. Экс­по­зиц. раз­дел фу­ги, на­ря­ду с Э., мо­жет вклю­чать до­пол­нит. про­ве­де­ния те­мы (напр., 2 про­ве­де­ния в фу­ге H-dur из 1-го то­ма ХТК); до­пол­нит. про­ве­де­ния тем во всех го­ло­сах – контр­экс­по­зи­ция (напр., в фу­ге E-dur из 1-го то­ма ХТК). Встре­ча­ет­ся «из­бы­точ­ное» ко­ли­че­ст­во до­пол­нит. про­ве­де­ний (в 3-го­лос­ной фу­ге F-dur из 1-го то­ма ХТК – 4). В экс­по­зиц. раз­дел фу­ги мо­гут вхо­дить ин­тер­ме­дии.

Нор­ма­тив­ная Э. со­нат­ной фор­мы – мо­ду­ли­рую­щая. Со­сто­ит из 5 пар­тий (пар­тия – функ­ция в фор­ме; не то же, что те­ма): глав­ная (ГП), свя­зую­щая (СП, или 1-й ход), по­боч­ная (ПП), 2-й ход, за­клю­чи­тель­ная (ЗП). ГП из­ла­га­ет гл. те­му в осн. то­наль­но­сти. СП осу­ще­ст­в­ля­ет пе­ре­ход к ПП с по­мо­щью мо­ду­ля­ции, мо­тив­ной транс­фор­ма­ции; ино­гда СП не мо­ду­ли­ру­ет и за­кан­чи­вает­ся на до­ми­нан­те (D) осн. то­наль­но­сти (в Э. I час­ти фп. со­на­ты С-dur K 330 В. А. Мо­цар­та). СП час­то на­чи­на­ет­ся как про­дол­же­ние фор­мы гл. те­мы (в I ч. 40-й сим­фо­нии В. А. Мо­цар­та – как 2-е пред­ло­же­ние боль­шо­го пе­рио­да); т. е. од­на те­ма рас­пре­де­ля­ет­ся на 2 пар­тии. СП мо­жет быть пред­став­ле­на са­мо­сто­ят. те­ма­тич. ма­те­риа­лом [СП в I ч. 6-й сим­фо­нии Н. Я. Мяс­ков­ско­го (в его тер­ми­но­ло­гии – «пе­ре­ход­ная те­ма»)]. Внут­ри СП встре­ча­ет­ся «про­ме­жу­точ­ная» (пред­по­боч­ная) те­ма (в I ч. фп. со­на­ты c-moll K 457 Мо­цар­та). ПП из­ла­га­ет по­боч­ную те­му в по­боч­ной то­наль­но­сти (в нор­ме при ГП в ма­жо­ре – ПП в то­наль­но­сти ма­жор­ной D; при ГП в ми­но­ре – ПП в то­наль­но­сти па­рал­ле­ли ли­бо ми­нор­ной D; нор­ма мо­жет на­ру­шать­ся). В ПП мо­жет быть 2–3 те­мы (3 те­мы в I ч. 5-й сим­фо­нии Мяс­ков­ско­го), т. е. од­на ПП вклю­ча­ет неск. тем. 2-й ход (ме­ж­ду ПП и ЗП) осо­бен­но ва­жен, ес­ли ПП и ЗП в раз­ных то­наль­но­стях. ЗП обыч­но за­кре­п­ля­ет то­наль­ность ПП (мо­жет быть пред­став­ле­на до­пол­не­ния­ми, но­вой те­мой). СП, 2-й ход и ЗП мо­гут от­сут­ст­во­вать.

Со­нат­ная фор­ма с дву­мя Э. – в клас­сич. кон­цер­те: 1-я Э. – ор­ке­ст­ро­вая (за­кан­чи­ва­ет­ся в осн. то­наль­но­сти), 2-я из­ла­га­ет­ся у со­лис­та и ор­ке­ст­ра.

Вернуться к началу