ТЕ́МА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕ́МА (от греч. ϑέμα – то, что положено в основу), в музыке – построение, положенное в основу целой формы или её части. Муз. термин (нем. Thema, итал. tema) появился в 16 в. в значении «тенор» (см. в ст. Тенор) или «голос, в котором проводится кантус фирмус» (Г. Глареан, «Додекахорд», 1539). У Дж. Царлино («Le Istitutioni harmoniche», III, 1558) и др. теоретиков его времени противопоставляются термины soggetto, subjectum – в значении «кантус фирмус без изменений» и tema, passagio, inventio – в значении «кантус фирмус в изменённом виде». В 17 – 1-й пол. 18 вв. эти понятия становятся синонимами и обозначают гл. «мелодию» в фуге (термин subject в значении «тема» поныне сохранился в англоязычном музыкознании). Термин «Т.» применительно к гомофонным формам вошёл в отеч. музыкознание благодаря переводу на рус. яз. Н. Д. Кашкиным и С. И. Танеевым учебника Л. Бусслера (который заменил термин А. Б. Маркса Satz на Thema).
В полифонии Т. – одноголосная последовательность звуков, изложенная в начале формы (что делает её гл. «мелодией») и противопоставляемая по вертикали др. одноголосным последованиям. Т. о., одновременно с Т. может звучать, напр., противосложение или другая Т. (в фугах, ричеркарах, вариациях на бассо остинато и др.). В гомофонии Т. – весь многоголосный комплекс с определёнными функциями его составляющих. Т. е. (в простом случае) под гомофонной Т. понимают мелодию и все сопровождающие её голоса включая контрапунктирующие (во всех классико-романтич. формах). В додекафонии Т. – конкретное (т. е. в определённых октаве, ритме, фактуре, инструментовке и др., необязательно одноголосное) воплощение серии. В музыке 20–21 вв. функцию Т. могут выполнять мотив, интервал (микротематизм, «рассредоточенный» тематизм), тембр (сонорика) и т. д.
В классико-романтич. музыке различаются формы однотемные (период, предложение, простые формы, вариационная форма) и многотемные (сложные формы, рондо, сонатная форма и др.). В идеале Т. – построение индивидуальное (имеет собств. мотивный состав, свои тональность, фактуру и др., чем она контрастирует с другой Т.) и устойчивое (имеет устойчивую гармонию и структуру – в противоположность ходу). Т. в одних случаях предполагает дальнейшее развитие (напр., Т. главной партии в разработке сонатной формы) или, по крайней мере, мелодико-фактурное изменение при повторениях (напр., в строгих орнаментальных вариациях), в других – ограничена лишь изложением (напр., период/предложение, простые формы в качестве самостоят. пьес).