Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕ́МА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 20-21

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Щербаков

ТЕ́МА (от греч. ϑέμα – то, что по­ло­же­но в ос­но­ву), в му­зы­ке – по­строе­ние, по­ло­жен­ное в ос­но­ву це­лой фор­мы или её час­ти. Муз. тер­мин (нем. Thema, итал. tema) поя­вил­ся в 16 в. в зна­че­нии «те­нор» (см. в ст. Те­нор) или «го­лос, в ко­то­ром про­во­дит­ся кан­тус фир­мус» (Г. Гла­ре­ан, «До­де­ка­хорд», 1539). У Дж. Цар­ли­но («Le Istitutioni harmoniche», III, 1558) и др. тео­ре­ти­ков его вре­ме­ни про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся тер­ми­ны soggetto, subjec­tum – в зна­че­нии «кан­тус фир­мус без из­ме­не­ний» и tema, passagio, inventio – в зна­че­нии «кан­тус фир­мус в из­ме­нён­ном ви­де». В 17 – 1-й пол. 18 вв. эти по­ня­тия ста­но­вят­ся си­но­ни­ма­ми и обо­зна­ча­ют гл. «ме­ло­дию» в фу­ге (тер­мин sub­ject в зна­че­нии «те­ма» по­ны­не со­хра­нил­ся в анг­лоя­зыч­ном му­зы­коз­на­нии). Тер­мин «Т.» при­ме­ни­тель­но к го­мо­фон­ным фор­мам во­шёл в отеч. му­зы­коз­на­ние бла­го­да­ря пе­ре­во­ду на рус. яз. Н. Д. Каш­ки­ным и С. И. Та­нее­вым учеб­ни­ка Л. Бус­сле­ра (ко­то­рый за­ме­нил тер­мин А. Б. Мар­кса Satz на Thema).

В по­ли­фо­нии Т. – од­но­го­лос­ная по­сле­до­ва­тель­ность зву­ков, из­ло­жен­ная в на­ча­ле фор­мы (что де­ла­ет её гл. «ме­ло­ди­ей») и про­ти­во­пос­тав­ляе­мая по вер­ти­ка­ли др. од­но­го­лос­ным по­сле­до­ва­ни­ям. Т. о., од­но­вре­мен­но с Т. мо­жет зву­чать, напр., про­ти­во­сло­же­ние или другая Т. (в фу­гах, ри­чер­ка­рах, ва­риа­ци­ях на бас­со ос­ти­на­то и др.). В го­мо­фо­нии Т. – весь мно­го­го­лос­ный ком­плекс с оп­ре­де­лён­ны­ми функ­ция­ми его со­став­ляю­щих. Т. е. (в про­стом слу­чае) под го­мофон­ной Т. по­ни­ма­ют ме­ло­дию и все со­про­во­ж­даю­щие её го­ло­са вклю­чая кон­тра­пунк­ти­рую­щие (во всех клас­си­ко-ро­ман­тич. фор­мах). В до­де­ка­фо­нии Т. – кон­крет­ное (т. е. в оп­ре­де­лён­ных ок­та­ве, рит­ме, фак­ту­ре, ин­ст­ру­мен­тов­ке и др., не­обя­за­тель­но од­но­го­лос­ное) во­пло­ще­ние се­рии. В му­зы­ке 20–21 вв. функ­цию Т. мо­гут вы­пол­нять мо­тив, ин­тер­вал (мик­ро­те­ма­тизм, «рас­сре­до­то­чен­ный» те­ма­тизм), тембр (со­но­ри­ка) и т. д.

В клас­си­ко-ро­ман­тич. му­зы­ке раз­ли­ча­ют­ся фор­мы од­но­тем­ные (пе­ри­од, пред­ло­же­ние, про­стые фор­мы, ва­риа­ци­он­ная фор­ма) и мно­го­тем­ные (слож­ные фор­мы, рон­до, со­нат­ная фор­ма и др.). В идеа­ле Т. – по­строе­ние ин­ди­ви­ду­аль­ное (име­ет собств. мо­тив­ный со­став, свои то­наль­ность, фак­ту­ру и др., чем она кон­тра­сти­ру­ет с дру­гой Т.) и ус­той­чи­вое (име­ет ус­той­чи­вую гар­мо­нию и струк­ту­ру – в про­ти­во­по­лож­ность хо­ду). Т. в од­них слу­ча­ях пред­по­ла­га­ет даль­ней­шее раз­ви­тие (напр., Т. глав­ной пар­тии в раз­ра­бот­ке со­нат­ной фор­мы) или, по край­ней ме­ре, ме­ло­ди­ко-фак­тур­ное из­ме­не­ние при по­вто­ре­ни­ях (напр., в стро­гих ор­на­мен­таль­ных ва­риа­ци­ях), в дру­гих – ог­ра­ни­че­на лишь из­ло­же­ни­ем (напр., пе­ри­од/пред­ло­же­ние, про­стые фор­мы в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. пьес).

Лит.: Bußler L. Musikalische Formenlehre... B., 1878 (в рус. пер. Н. Кашкина и С. Та­нее­ва: Бус­слер Л. Учеб­ник форм ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки... М., 1884). См. так­же лит. при ста­тьях Слож­ные фор­мы, Со­нат­ная фор­ма.

Вернуться к началу