КА́НТУС ФИ́РМУС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́НТУС ФИ́РМУС (лат. cantus firmus, букв. – прочный, твёрдый напев), мелодия, выполняющая функцию композиционной основы в полифонич. сочинениях. История термина «К. ф.» восходит к ср.-век. трактатам о музыке; наиболее ранний источник, Аноним IV (между 1270 и 1280), содержит знаменитое определение: «Cantus vel tenor est primus cantus primo procreatus vel factus» («Кантус, или тенор, есть главный напев, произведённый, или установленный, изначально»). До 18 в. термин употреблялся в нескольких значениях, в т. ч. как синоним термина «cantus planus» (плавный распев; богослужебная монодия с невыписанным муз. ритмом у католиков), как синоним тенора (голоса многоголосной композиции) и для обозначения мелодии, выдержанной в одинаковых и крупных длительностях (с противопоставлением её мелодии, ритмизованной в системе мензуральной нотации – cantus figuratus), и т. д. К. ф. обычно заимствуется (отсюда его др. назв. cantus prius factus – «предустановленная мелодия») из репертуара григорианского хорала; с 14 в. использовались и светские источники [напр., шансон «Почему меня бьёт мой муж» в мотете Г. де Машо; излюбленной мелодией такого рода была песня «Вооружённый человек» (L’homme armе́), которая послужила К. ф. для месс Г. Дюфаи, Жоскена Депре, Й. Окегема, А. Бюнуа, Я. Обрехта, Дж. П. да Палестрины], с 17 в. – протестантский хорал. Формы, основанные на К. ф., находили применение в ведущих жанрах своего времени: в средние века – в органумах и клаузулах (напр., у Перотина), в период арс нова и в эпоху Возрождения – гл. обр. в мессах и мотетах, в 17 – 1-й пол. 18 вв. – в органных хоральных обработках, в нем. многоголосной песне. К. ф. обычно помещался в теноре (иногда излагался канонически или с передачей из голоса в голос). В работе с К. ф. использовались многообразные приёмы композиционной техники, в т. ч. изоритмия, ритмич. увеличение и уменьшение, колорирование, мотивная разработка и т. п. С сер. 18 в. примеры музыки на К. ф. редки (И. Брамс, М. Регер, С. И. Танеев).