ИЗОРИТМИ́Я
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЗОРИТМИ́Я (от изо... и ритм), техника композиции в многоголосной музыке 14 – 1-й пол. 15 вв. Термин (введён в 1904 нем. музыковедом Ф. Людвигом) означает остинатное повторение (см. Остинато) ритмич. рисунка, независимого от проводимой в том же голосе мелодии (звуковысотной линии). Как правило, ритмич. остинато помещается в теноре; повторяемая ритмич. фигура – тáлья (или тáлеа, от позднелат. talea – «отрезок»), повторяемая мелодич. фигура – ко́лор (позднелат. color – «орнаментальное повторение»). Виды соотношений тальи и колора разнообразны. Наиболее типичен случай, когда на одно проведение колора приходится 3–4 тальи (т. е. ритмич. фигура меньше звуковысотной в целое число раз), реже встречаются более сложные типы синхронизации (2 колора приходятся на 3 тальи, 3 колора – на 4 тальи и т. д.). Смысл игры автономного ритма и автономной мелодии в том, что длительности тальи при каждом проведении приходятся на разные высоты:
Первым, кто кратко описал технику И., был теоретик Арс нова – Иоанн де Мурис (или ученик его школы) в трактате «Книжечка о мензуральной музыке» (ок. 1340). Первые яркие худож. образцы И. – в музыке Филиппа де Витри (12 из 15 его мотетов – изоритмические). В творчестве Гильома де Машо И. достигла вершины развития: она применяется в частях мессы «Нотр-Дам», в гокете «Давид», в песенных жанрах (тальи в обоих голосах баллады № 1, в кантусе рондо № 19); в большинстве мотетов Машо И. имеет формообразующее значение. Изысканность «изоритмической формы» (термин М. А. Сапонова) достигается разл. приёмами ритмич. и мелодич. варьирования (особенно характерно ритмич. уменьшение тальи – диминуция – к концу сочинения), путём смены мензуры и темпуса (см. Мензуральная нотация). У Й. Чикониа, Дж. Данстейбла, Г. Дюфаи и во многих анонимных сочинениях И. отмечается преим. в мотетах. Со 2-й пол. 14 в. [в пьесах франц. рукописи, хранящейся в г. Ивреа (Bibl. Capitolare, 115), в 13-м мотете Машо, у композиторов периода Ars subtilior, напр. у И. Чезариса] изредка встречается тотальная И., когда все голоса многоголосного целого имеют свои тальи (В. Апель назвал этот вид техники «пан-изоритмией»).
И. как один из принципов композиционной обработки кантус фирмус отмечается в 16 в. (напр., в мотетах Жоскена Депре и А. Вилларта). И. применялась и в 20 в. (напр., полиостинато ритма и высотной линии в одном и том же голосе, фактурном пласте в сочинениях О. Мессиана).