Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОА́НН ДЕ МУ́РИС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 516

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ИОА́НН ДЕ МУ́РИС (Johannes de Mu­ris) (ме­ж­ду 1290 и 1295 – по­сле 1344), франц. тео­ре­тик му­зы­ки. В 1310 вме­сте с от­цом был осу­ж­дён за убий­ст­во и вы­слан на о. Кипр, где про­вёл 7 лет. В 1321 окон­чил Па­риж­ский ун-т, в даль­ней­шем пре­по­да­вал там же. Ав­тор 3 трак­та­тов о му­зы­ке: «Notitia artis musicae» («По­зна­ние му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва», 1319 или 1321), «Compendium musicae practicae» («Ком­пен­дий му­зы­каль­ной прак­ти­ки», ок. 1322), «Musica speculativa secundum Boetium» («Тео­рия му­зы­ки по Бо­эцию», 1323). Пред­по­ло­жи­тель­но они ис­поль­зо­ва­лись в Па­риж­ском ун-те как учеб­ные по­со­бия по тео­рии му­зы­ки, в осо­бен­но­сти по но­та­ции и рит­ми­ке (мен­зу­раль­ной). Важ­ное зна­че­ние име­ют ано­ним­ные трак­та­ты шко­лы И. де М., в осо­бен­но­сти «Кни­жеч­ка о раз­ме­рен­ном пе­нии» (ок. 1340; поль­зо­ва­лась ис­клю­чит. по­пу­ляр­но­стью в на­уч. и учеб­ной сре­де в 14–15 вв.) и «Ис­кус­ст­во кон­тра­пунк­та» (по­сле 1340), ори­ен­ти­ро­ван­ные на совр. муз. прак­ти­ку. Эти кни­ги со­дер­жат свод прак­тич. ре­ко­мен­да­ций по тех­ни­ке 2-го­лос­но­го кон­тра­пунк­та и но­та­ции (опи­са­ние т. н. крас­ной но­та­ции, изо­рит­мии, гра­фем для пер­фект­ной и им­пер­фект­ной мен­зу­ры и др.). На­ря­ду с му­зы­кой за­ни­мал­ся др. дис­ци­п­ли­на­ми квад­ри­вия, в ча­ст­но­сти ас­тро­но­ми­ей.

Соч.: Notitia artis musicae. Compendium mu­si­cae practicae. Tractatus de musica / Ed. U. Mi­chels. Rome, 1972 (Corpus Scriptorum de Mu­sica. Vol. 17).

Лит.: Michels U. Die Musiktraktate des Johan­nes de Muris. Wiesbaden, 1970; Gushee L. Jehan des Murs and his milieu // Musik und die Geschichte der Philosophie und Natur­wis­sen­schaften im Mittelalter. Leiden, 1998; По­спе­ло­ва Р. Л. За­пад­ная но­та­ция XI–XIV вв. Ос­нов­ные ре­фор­мы. М., 2003.

Вернуться к началу