Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИТМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 540-541

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

РИТМ (греч. ῥυθμός – строй­ность, со­раз­мер­ность) в литературе, пе­рио­дич. по­вто­ре­ние к.-л. эле­мен­тов тек­ста че­рез оп­ре­де­лён­ные про­ме­жут­ки. Че­ре­до­ва­ние та­ко­го ро­да мо­жет про­сле­жи­вать­ся на лю­бом уров­не ху­дож. струк­ту­ры: так че­ре­ду­ют­ся тра­гич. и ко­мич. сце­ны (в шек­спи­ров­ской дра­ме), диа­ло­гич. и мо­но­логич. сце­ны (в ра­си­нов­ской дра­ме), сю­жет­но-по­ве­ст­во­ва­тель­ные и опи­са­тель­ные час­ти (в по­эме, ро­ма­не), на­пря­же­ния и ос­лаб­ле­ния дей­ст­вия (в рас­ска­зе), на­гляд­но-об­раз­ные и от­вле­чён­но-по­ня­тий­ные от­рыв­ки (в ли­рич. сти­хо­тво­ре­нии). Обыч­но в этом че­ре­до­ва­нии од­ни эле­мен­ты ощу­ща­ют­ся как вы­де­лен­ные (мар­ки­ро­ван­ные), дру­гие – как про­ме­жут­ки ме­ж­ду ни­ми: так, не­опыт­ные чи­та­те­ли про­зы чи­та­ют сю­жет­ные час­ти тек­ста и про­пус­ка­ют опи­са­ния или рас­су­ж­де­ния, счи­тая их «про­ме­жут­ка­ми», хо­тя воз­мож­но и про­ти­во­по­лож­ное вос­при­ятие. По­вто­ряю­щее­ся со­че­та­ние вы­де­лен­но­го эле­мен­та и по­сле­дую­ще­го про­ме­жут­ка (силь­но­го и сла­бо­го мес­та) об­ра­зу­ет зве­но (такт) рит­мич. струк­ту­ры. Р. тек­ста мо­жет быть про­стым (ко­гда по­вто­ря­ют­ся од­но­род­ные зве­нья) и бо­лее слож­ным (ко­гда они груп­пи­ру­ют­ся в бо­лее об­шир­ные по­вто­ряю­щие­ся це­лые – сто­пы в сти­хи, сти­хи в стро­фы; сце­ны в эпи­зо­ды, эпи­зо­ды в час­ти).

Ху­дож. функ­ция Р. все­гда оди­на­ко­ва – она соз­да­ёт ощу­ще­ние пред­ска­зуе­мо­сти, «рит­ми­че­ско­го ожи­да­ния» ка­ж­до­го оче­ред­но­го эле­мен­та тек­ста; под­твер­жде­ние или не­под­твер­жде­ние это­го ожи­да­ния ощу­ща­ет­ся как осо­бый ху­дож. эф­фект. Что­бы та­кое рит­мич. ожи­да­ние мог­ло сло­жить­ся, нуж­но, что­бы рит­мич. зве­нья ус­пе­ли по­вто­рить­ся пе­ред чи­та­те­лем не ме­нее трёх раз. На сю­жет­ном, об­раз­ном, идей­ном уров­не это дос­ти­жи­мо обыч­но лишь в про­из­ве­де­ни­ях боль­шо­го объ­ё­ма (напр., в аван­тюр­ном ро­ма­не с на­ни­зы­ва­ни­ем эпи­зо­дов). Пред­ска­зуе­мость оче­ред­ных эле­мен­тов тек­ста (куль­ми­на­ции, раз­вяз­ки) ощу­ти­ма и в ма­лых жан­рах, но лишь по ана­ло­гии с пре­ж­де про­чи­тан­ны­ми про­из­ве­де­ния­ми то­го же жан­ра, т. е. это, соб­ст­вен­но, уже не ритм.

По­это­му пре­иму­ществ. об­ла­стью про­яв­ле­ния Р. в про­из­ве­де­нии ос­та­ёт­ся низ­ший уро­вень ор­га­ни­за­ции тек­ста – зву­ко­вой: здесь рит­мич. зве­нья ко­ро­че, про­ще и за­мет­нее. Наи­бо­лее от­чёт­лив зву­ко­вой Р. в сти­хотв. ре­чи, но он ощу­тим и в про­зе: раз­ни­ца ме­ж­ду Р. сти­ха и Р. про­зы в том, что в сти­хе рит­мич. фон, на ко­то­ром ощу­ща­ют­ся рит­мич. по­вто­ры и кон­тра­сты, по­стоя­нен и еди­но­об­ра­зен, а в про­зе он для ка­ж­до­го фраг­мен­та тек­ста на­ме­ча­ет­ся осо­бо. Имен­но при­ме­ни­тель­но к зву­ко­во­му строю сти­ха по­ня­тие Р. ста­ло упот­реб­лять­ся впер­вые; на ос­таль­ные уров­ни строе­ния тек­ста оно позд­нее бы­ло рас­про­стра­не­но уже ме­та­фо­ри­че­ски. В сти­хе ста­ло воз­мож­но вы­де­лить из Р. метр – са­мую об­щую схе­му рит­мич. строе­ния тек­ста. Метр и Р. со­от­но­си­лись (уже в ан­тич­ном сти­хо­ве­де­нии) как ме­ра сти­ха во­об­ще и те­че­ние (эти­мо­ло­гич. смысл сло­ва ῥυθμός) кон­крет­но­го сти­хотв. тек­ста, т. е. как на­бор ка­но­ни­зи­ро­ван­ных и всех во­об­ще эле­мен­тов сти­ха.

Т. о., по­ня­тие сти­хотв. Р. раз­двои­лось: в од­ном зна­че­нии – это об­щая упо­ря­до­чен­ность зву­ко­во­го строя сти­хотв. ре­чи, и ча­ст­ным слу­ча­ем её яв­ля­ет­ся метр; в др. зна­че­нии – это ре­аль­ное зву­ко­вое строе­ние кон­крет­ной сти­хотв. стро­ки, и оно са­мо яв­ля­ет­ся ча­ст­ным слу­ча­ем мет­ра – его «рит­мич. фор­мой» («ва­риа­ци­ей», «мо­ду­ля­ци­ей»).

Зву­ко­вой Р. ни­ко­гда не вос­при­ни­ма­ет­ся в сти­хе изо­ли­ро­ван­но, а толь­ко в един­ст­ве с син­так­сич. и се­ман­тич. строе­ни­ем тек­ста; в со­во­куп­но­сти они соз­да­ют не­по­вто­ри­мую «рит­мич. ин­то­на­цию», ин­ди­ви­ду­аль­ную для ка­ж­до­го тек­ста. Т. к. из фак­то­ров, соз­даю­щих эту ин­то­на­цию, для чи­та­те­ля за­мет­нее все­го се­ман­ти­ка, то се­ман­тич. ас­со­циа­ции ок­ра­ши­ва­ют и зву­ко­вой Р. (так ино­гда го­во­рят о «стре­ми­тель­ном Р.», «пе­чаль­ном Р.» и т. п.; на­уч. зна­че­ния эти им­прес­сио­ни­стич. ха­рак­те­ри­сти­ки не име­ют).

В за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кие эле­мен­ты Р. ка­но­ни­зо­ва­ны в мет­ре и ка­кие фа­куль­та­тив­ны, раз­ли­ча­ют­ся раз­ные сис­те­мы сти­хо­сло­же­ния: сил­ла­би­че­ское (по­вто­ря­ет­ся чис­ло сло­гов в стро­ке), то­ни­че­ское (по­вто­ря­ет­ся чис­ло фо­не­тич. слов в стро­ке), мет­ри­че­ское и сил­ла­бо-то­ни­че­ское (по­вто­ря­ют­ся сто­пы – оп­ре­де­лён­ные ва­ри­ан­ты со­че­та­ний дол­гих и крат­ких или удар­ных и без­удар­ных сло­гов). Ко­гда в ср.-век. лат. по­эзии на­ря­ду с тра­диц. «мет­ри­че­ски­ми» ста­ли пи­сать сти­хи, в ко­то­рых не со­блю­дал­ся ка­но­нич. метр и ис­поль­зо­ва­лись толь­ко не­ка­но­ни­зо­ван­ные эле­мен­ты сти­ха (по­сто­ян­ное чис­ло сло­гов, тен­ден­ция к упо­ря­до­чен­но­сти уда­ре­ний, риф­ма), то эти сти­хи ста­ли на­зы­вать­ся «рит­ми­че­ски­ми»; па­мя­тью об этом ос­та­лось эти­мо­ло­гич. род­ст­во слов «риф­ма» (как са­мая яр­кая их при­ме­та) и «ритм».

Лит: То­ма­шев­ский Б. В. Стих и язык. М.; Л., 1959; Жир­мун­ский В. М. Тео­рия сти­ха. Л., 1975; Гас­па­ров М. Л. Очерк ис­то­рии ев­ро­пей­ско­го сти­ха. М., 1989; он же. Очерк ис­то­рии рус­ско­го сти­ха. 2-е изд. М., 2000.

Вернуться к началу