Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕТР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 137-138

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

МЕТР (греч. μέτρον – ме­ра, раз­мер) в сти­хо­ве­де­нии, са­мая об­щая схе­ма зву­ко­во­го рит­ма сти­ха, т. е. пред­ска­зуе­мо­го по­яв­ле­ния оп­ре­де­лён­ных зву­ко­вых эле­мен­тов на оп­ре­де­лён­ных по­зи­ци­ях. Обыч­но сло­во «М.» от­но­сит­ся к упо­ря­до­чен­но­сти разл. об­ра­зом вы­де­лен­ных сло­гов внут­ри сти­ха и при­ме­ня­ет­ся лишь к мет­ри­че­ско­му сти­хо­сло­же­нию (вы­де­ле­ние дол­гих и крат­ких сло­гов) и сил­ла­бо-то­ни­че­ско­му сти­хо­сло­же­нию (вы­де­ле­ние удар­ных и без­удар­ных). Че­ре­дую­щие­ся по­зи­ции, раз­ли­чаю­щие­ся по воз­мож­но­сти сло­го­во­го за­пол­не­ния сти­ха (дол­гий – крат­кий, удар­ный – без­удар­ный), на­зы­ва­ют силь­ны­ми мес­та­ми и сла­бы­ми мес­та­ми, а по­вто­ряю­щее­ся со­че­та­ние силь­но­го и сла­бо­го мес­та – сто­пой.

В мет­рич. сти­хо­сло­же­нии упот­реб­ля­лось св. 20 стоп (см. Ан­тич­ное сти­хо­сло­же­ние), в сил­ла­бо-то­ни­че­ском – 5 стоп (ямб, хо­рей, дак­тиль, ам­фиб­ра­хий, ана­пест). Ка­ж­дый М. (напр., ямб) да­ёт неск. сти­хотв. раз­ме­ров (4-стоп­ный ямб, 3-стоп­ный ямб, че­ре­до­ва­ние 4- и 3-стоп­но­го ям­ба и др.; см. Раз­мер сти­хо­твор­ный), а ка­ж­дый раз­мер – неск. раз­но­вид­но­стей (4-стоп­ный ямб со сплош­ны­ми муж­ски­ми клау­зу­ла­ми, с че­ре­до­ва­ни­ем муж­ских и жен­ских, муж­ских и дак­ти­лич. клау­зул и др.). Ва­ри­ан­ты сло­го­во­го за­пол­не­ния силь­ных и сла­бых мест име­ют разл. сте­пень упот­ре­би­тель­но­сти; здесь раз­ли­ча­ют­ся кон­стан­та (так, на по­след­нем силь­ном мес­те рус. 4-стоп­но­го ям­ба упот­реб­ля­ют­ся ис­клю­чи­тель­но удар­ные сло­ги), до­ми­нан­ты (так, на сла­бых мес­тах рус. 4-стоп­но­го ям­ба упот­реб­ля­ют­ся пре­им. без­удар­ные сло­ги) и тен­ден­ции (так, из трёх пер­вых силь­ных мест рус. 4-стоп­но­го ям­ба уда­ре­ние ре­же все­го по­яв­ля­ет­ся на треть­ем, ча­ще все­го – в 18 в. на пер­вом, а в 19 в. на вто­ром мес­те).

Раз­лич­ные со­че­та­ния до­пус­ти­мых ва­ри­ан­тов за­пол­не­ния силь­ных и сла­бых мест об­ра­зу­ют «рит­ми­че­ские ва­риа­ции» ка­ж­до­го раз­ме­ра; так, ан­тич­ный дак­ти­лич. гек­са­метр имел 16 рит­мич. ва­риа­ций, а рус. 4-стоп­ный ямб – 7 (не счи­тая сверх­схем­но­удар­ных): «Пора́, пора́! рога́ трубя́т», «Бла­го­слове́н и тьмы́ при­хо́д», «У на́с не­муд­рено́ блесну́ть», «Раз­би́ть сосу́д кле­вет­ника́», «Для по­лу­го­родски́х поле́й», «Ад­ми­ралте́йская иг­ла́», «Изво́лила Ели­саве́т» (5-й при­мер – К. К. Пав­ло­ва, 7-й – М. В. Ло­мо­но­сов, ос­таль­ные – А. С. Пуш­кин).

Из этих рит­мич. ва­риа­ций 4-стоп­но­го ям­ба пер­вая, пол­но­удар­ная, чёт­че все­го вы­ра­жа­ет «пер­вич­ный ритм» М. в це­лом (в ней яр­че все­го кон­траст ме­ж­ду силь­ны­ми и сла­бы­ми мес­та­ми), а шес­тая и седь­мая, ма­ло­удар­ные, – «вто­рич­ный ритм» тен­ден­ций, ха­рак­тер­ных для сти­ха сме­няю­щих­ся эпох («Из­во­ли­ла Ели­са­вет» – для 18 в., «Ад­ми­рал­тей­ская иг­ла» – для 19 в.; М. здесь один, но «рит­ми­че­ский им­пульс», «рит­ми­че­ская инер­ция», «рит­ми­че­ский об­раз», скла­ды­ваю­щий­ся из пред­поч­ти­тель­ных в дан­ную эпо­ху ва­риа­ций, раз­ли­чен). В ре­аль­ном зву­ча­нии сти­ха М. ино­гда ис­кус­ст­вен­но под­чёр­ки­ва­ет­ся – осо­бен­но в тех рит­мич. ва­риа­ци­ях, ко­то­рые мо­гут вхо­дить в кон­текст раз­ных М. (так, стро­ка «Из­во­ли­ла Ели­са­вет» воз­мож­на в кон­тек­сте и 4-стоп­но­го ям­ба и 3-стоп­но­го ам­фиб­ра­хия); но в прин­ци­пе это не­обя­за­тель­но и от­но­сит­ся не к сти­хо­ве­де­нию, а к дек­ла­ма­ции.

При со­чи­не­нии сти­хов по­эт обыч­но спер­ва ощу­ща­ет М. как об­щую зву­ко­вую схе­му («гул-ритм», по вы­ра­же­нию Мая­ков­ско­го), ко­то­рой долж­ны со­от­вет­ст­во­вать бу­ду­щие сти­хи, а по­том реа­ли­зу­ет её в кон­крет­ных сло­во­со­че­та­ни­ях, даю­щих рит­мич. ва­риа­ции М. При вос­при­ятии сти­хов, на­обо­рот, чи­та­тель спер­ва ви­дит кон­крет­ные рит­мич. ва­риа­ции, а по­том по ним уга­ды­ва­ет тот М., ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние. (Пер­вый под­ход по­бу­ж­да­ет пред­став­лять ритм как «от­кло­не­ние от мет­ра», вто­рой – как «во­пло­ще­ние мет­ра»; оба они – од­но­сто­рон­ние.) При ис­сле­до­ва­нии же сти­хов гл. за­да­ча со­сто­ит в том, что­бы вы­де­лить из об­щей взаи­мо­связ­но­сти разл. эле­мен­ты рит­ма, ус­та­но­вить (обыч­но с по­мо­щью ста­ти­стич. под­счё­тов), ка­кие из них и на­сколь­ко пра­виль­но по­вто­ря­ют­ся (т. е. яв­ля­ют­ся кон­стан­та­ми, до­ми­нан­та­ми, тен­ден­ция­ми) и вы­вес­ти из это­го об­щую схе­му мет­ра.

Лит.: Kuryłowicz J. Metrik und Sprach­ge­schichte. Wrocław, 1975; Гас­па­ров М. Л. Очерк ис­то­рии рус­ско­го сти­ха. 2-е изд. М., 2000; он же. Очерк ис­то­рии ев­ро­пей­ско­го сти­ха. М., 2003; Brogan T. VF. Verseform: a compara­tive bibliography. Balt., 1980.

Вернуться к началу