МЕТР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕТР (греч. μέτρον – мера, размер) в стиховедении, самая общая схема звукового ритма стиха, т. е. предсказуемого появления определённых звуковых элементов на определённых позициях. Обычно слово «М.» относится к упорядоченности разл. образом выделенных слогов внутри стиха и применяется лишь к метрическому стихосложению (выделение долгих и кратких слогов) и силлабо-тоническому стихосложению (выделение ударных и безударных). Чередующиеся позиции, различающиеся по возможности слогового заполнения стиха (долгий – краткий, ударный – безударный), называют сильными местами и слабыми местами, а повторяющееся сочетание сильного и слабого места – стопой.
В метрич. стихосложении употреблялось св. 20 стоп (см. Античное стихосложение), в силлабо-тоническом – 5 стоп (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Каждый М. (напр., ямб) даёт неск. стихотв. размеров (4-стопный ямб, 3-стопный ямб, чередование 4- и 3-стопного ямба и др.; см. Размер стихотворный), а каждый размер – неск. разновидностей (4-стопный ямб со сплошными мужскими клаузулами, с чередованием мужских и женских, мужских и дактилич. клаузул и др.). Варианты слогового заполнения сильных и слабых мест имеют разл. степень употребительности; здесь различаются константа (так, на последнем сильном месте рус. 4-стопного ямба употребляются исключительно ударные слоги), доминанты (так, на слабых местах рус. 4-стопного ямба употребляются преим. безударные слоги) и тенденции (так, из трёх первых сильных мест рус. 4-стопного ямба ударение реже всего появляется на третьем, чаще всего – в 18 в. на первом, а в 19 в. на втором месте).
Различные сочетания допустимых вариантов заполнения сильных и слабых мест образуют «ритмические вариации» каждого размера; так, античный дактилич. гексаметр имел 16 ритмич. вариаций, а рус. 4-стопный ямб – 7 (не считая сверхсхемноударных): «Пора́, пора́! рога́ трубя́т», «Благослове́н и тьмы́ прихо́д», «У на́с немудрено́ блесну́ть», «Разби́ть сосу́д клеветника́», «Для полугородски́х поле́й», «Адмиралте́йская игла́», «Изво́лила Елисаве́т» (5-й пример – К. К. Павлова, 7-й – М. В. Ломоносов, остальные – А. С. Пушкин).
Из этих ритмич. вариаций 4-стопного ямба первая, полноударная, чётче всего выражает «первичный ритм» М. в целом (в ней ярче всего контраст между сильными и слабыми местами), а шестая и седьмая, малоударные, – «вторичный ритм» тенденций, характерных для стиха сменяющихся эпох («Изволила Елисавет» – для 18 в., «Адмиралтейская игла» – для 19 в.; М. здесь один, но «ритмический импульс», «ритмическая инерция», «ритмический образ», складывающийся из предпочтительных в данную эпоху вариаций, различен). В реальном звучании стиха М. иногда искусственно подчёркивается – особенно в тех ритмич. вариациях, которые могут входить в контекст разных М. (так, строка «Изволила Елисавет» возможна в контексте и 4-стопного ямба и 3-стопного амфибрахия); но в принципе это необязательно и относится не к стиховедению, а к декламации.
При сочинении стихов поэт обычно сперва ощущает М. как общую звуковую схему («гул-ритм», по выражению Маяковского), которой должны соответствовать будущие стихи, а потом реализует её в конкретных словосочетаниях, дающих ритмич. вариации М. При восприятии стихов, наоборот, читатель сперва видит конкретные ритмич. вариации, а потом по ним угадывает тот М., которым написано стихотворение. (Первый подход побуждает представлять ритм как «отклонение от метра», второй – как «воплощение метра»; оба они – односторонние.) При исследовании же стихов гл. задача состоит в том, чтобы выделить из общей взаимосвязности разл. элементы ритма, установить (обычно с помощью статистич. подсчётов), какие из них и насколько правильно повторяются (т. е. являются константами, доминантами, тенденциями) и вывести из этого общую схему метра.