СИЛЛА́БО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИЛЛА́БО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. – συλλαβή – слог и τόνος – ударение), разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тонич. стихе различаются сильные и слабые позиции (икты и междуиктовые интервалы); первые преим. ударны, вторые преим. безударны; ударение, попадающее на слабую позицию, считается сверхсхемным и допускается лишь при некоторых ограничит. условиях; наоборот, пропуски ударения на сильных местах обычно свободны и регулируются лишь естеств. длиной слов в языке. Повторяющееся сочетание икта и междуиктового интервала называется стопой; в зависимости от объёма интервала различаются двусложные и трёхсложные размеры; при наличии постоянной анакрусы среди первых различаются стопы хорея и ямба, среди вторых – дактиля, амфибрахия и анапеста. Эта терминология заимствована из античного метрического стихосложения: с ним С.-т. с. объединяет наличие метра, т. е. сетки сильных и слабых слоговых позиций с их предсказуемым заполнением; само С.-т. с. в 19 в. часто называлось «силлабо-метрическим» (совр. термин утвердился с 1910-х гг.).
С ослаблением строгости метра С.-т. с. даёт переходные формы, лежащие на границе с чистым тоническим стихосложением (логаэды, дольник, тактовик – размеры с переменными междуиктовыми интервалами) и с чистым силлабическим стихосложением (стих с обилием синкоп – сдвигов ударения с сильного места стиха на слабое). Обычно в С.-т. с. преобладают стихи равностопные (напр., 4-стопный ямб), реже – урегулированные разностопные (напр., чередование 4- и 3-стопного ямба) и вольный стих. В европ. стихосложении С.-т. с. формируется в результате взаимодействия силлабич. стиха ром. языков с разлагающимся тонич. аллитерационным стихом герм. языков. В нар. поэзии при этом сложился 4–3-иктный дольник англ. и нем. народных баллад; в книжной поэзии сперва допускались колебания в сторону тоники (у англ. поэтов 12–14 вв.) и силлабики (у нем. мейстерзингеров); но к 15 в. в Англии (после Дж. Чосера) и в нач. 17 в. в Германии (реформа М. Опица) С.-т. с. устанавливается в строгой форме: господствующие размеры – в Англии 4-стопный ямб (от франц. 8-сложника) и 5-стопный ямб (от франц. 10-сложника и итал. 11-сложника), в Германии 4-стопный ямб и 6-стопный ямб (от франц. александрийского стиха). В 1735–43 (реформа В. К. Тредиаковского – М. В. Ломоносова) С.-т. с. входит в рус. поэзию, вытесняя в ней силлабич. стихосложение; в 19 в. под нем. и рус. влиянием оно распространяется в польской, чешской, сербохорватской, болгарской, украинской поэзии, сосуществуя в них с силлабич. стихосложением. В рус. С.-т. с. 18 в. господствуют 4- и 6-стопный ямб (по нем. образцу), в меньшей степени 4-стопный хорей; с нач. 19 в. осваиваются 5-стопный ямб и трёхсложные размеры; с начала 20 в. – дольник.