Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИЛЛА́БО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 170

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

СИЛЛА́БО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛО­ЖЕ́НИЕ (от греч. – συλλαβή – слог и τόνος – уда­ре­ние), раз­но­вид­ность то­ни­че­ско­го сти­хо­сло­же­ния, ос­но­ван­ная на упо­ря­до­чен­ном че­ре­до­ва­нии удар­ных и без­удар­ных сло­гов в сти­хе. В сил­ла­бо-то­нич. сти­хе раз­ли­ча­ют­ся силь­ные и сла­бые по­зи­ции (ик­ты и ме­ж­ду­ик­то­вые ин­тер­ва­лы); пер­вые пре­им. удар­ны, вто­рые пре­им. без­удар­ны; уда­ре­ние, по­па­даю­щее на сла­бую по­зи­цию, счи­та­ет­ся сверх­схем­ным и до­пус­ка­ет­ся лишь при не­ко­то­рых ог­ра­ни­чит. ус­ло­ви­ях; на­обо­рот, про­пус­ки уда­ре­ния на силь­ных мес­тах обыч­но сво­бод­ны и ре­гу­ли­ру­ют­ся лишь ес­те­ств. дли­ной слов в язы­ке. По­вто­ряю­щее­ся со­че­та­ние ик­та и ме­ж­ду­ик­то­во­го ин­тер­ва­ла на­зы­ва­ет­ся сто­пой; в за­ви­си­мо­сти от объ­ё­ма ин­тер­ва­ла раз­ли­ча­ют­ся дву­слож­ные и трёх­слож­ные раз­ме­ры; при на­ли­чии по­сто­ян­ной анак­ру­сы сре­ди пер­вых раз­ли­ча­ют­ся сто­пы хо­рея и ям­ба, сре­ди вто­рых – дак­ти­ля, ам­фиб­ра­хия и ана­пе­ста. Эта тер­ми­но­ло­гия за­им­ст­во­ва­на из ан­тич­но­го мет­ри­че­ско­го сти­хо­сло­же­ния: с ним С.-т. с. объ­е­ди­ня­ет на­ли­чие мет­ра, т. е. сет­ки силь­ных и сла­бых сло­го­вых по­зи­ций с их пред­ска­зуе­мым за­пол­не­ни­ем; са­мо С.-т. с. в 19 в. час­то на­зы­ва­лось «сил­ла­бо-мет­ри­че­ским» (совр. тер­мин ут­вер­дил­ся с 1910-х гг.).

С ос­лаб­ле­ни­ем стро­го­сти мет­ра С.-т. с. да­ёт пе­ре­ход­ные фор­мы, ле­жа­щие на гра­ни­це с чис­тым то­ни­че­ским сти­хо­сло­же­ни­ем (ло­га­эды, доль­ник, так­то­вик – раз­ме­ры с пе­ре­мен­ны­ми ме­ж­ду­ик­то­вы­ми ин­тер­ва­ла­ми) и с чис­тым сил­ла­би­че­ским сти­хо­сло­же­ни­ем (стих с оби­ли­ем син­коп – сдви­гов уда­ре­ния с силь­но­го мес­та сти­ха на сла­бое). Обыч­но в С.-т. с. пре­об­ла­да­ют сти­хи рав­но­стоп­ные (напр., 4-стоп­ный ямб), ре­же – уре­гу­ли­ро­ван­ные раз­но­стоп­ные (напр., че­ре­до­ва­ние 4- и 3-стоп­но­го ям­ба) и воль­ный стих. В ев­роп. сти­хо­сло­же­нии С.-т. с. фор­миру­ет­ся в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия сил­ла­бич. сти­ха ром. язы­ков с раз­ла­гаю­щим­ся то­нич. ал­ли­те­ра­ци­он­ным сти­хом герм. язы­ков. В нар. по­эзии при этом сло­жил­ся 4–3-икт­ный доль­ник англ. и нем. на­род­ных бал­лад; в книж­ной по­эзии спер­ва до­пус­ка­лись ко­ле­ба­ния в сто­ро­ну то­ни­ки (у англ. по­этов 12–14 вв.) и сил­ла­би­ки (у нем. мей­стер­зин­ге­ров); но к 15 в. в Анг­лии (по­сле Дж. Чо­се­ра) и в нач. 17 в. в Гер­ма­нии (ре­фор­ма М. Опи­ца) С.-т. с. ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в стро­гой фор­ме: гос­под­ствую­щие раз­ме­ры – в Анг­лии 4-стоп­ный ямб (от франц. 8-слож­ни­ка) и 5-стоп­ный ямб (от франц. 10-сложника и итал. 11-слож­ни­ка), в Гер­ма­нии 4-стоп­ный ямб и 6-стоп­ный ямб (от франц. алек­сан­д­рий­ско­го сти­ха). В 1735–43 (ре­фор­ма В. К. Тре­диа­ков­ско­го – М. В. Ло­мо­но­со­ва) С.-т. с. вхо­дит в рус. по­эзию, вы­тес­няя в ней сил­ла­бич. сти­хо­сло­же­ние; в 19 в. под нем. и рус. влия­ни­ем оно рас­про­стра­ня­ет­ся в поль­ской, чеш­ской, сер­бо­хор­ват­ской, бол­гар­ской, ук­ра­ин­ской по­эзии, со­су­ще­ст­вуя в них с сил­ла­бич. сти­хо­сло­же­ни­ем. В рус. С.-т. с. 18 в. гос­под­ству­ют 4- и 6-стоп­ный ямб (по нем. об­раз­цу), в мень­шей сте­пе­ни 4-стоп­ный хо­рей; с нач. 19 в. ос­ваи­ва­ют­ся 5-стоп­ный ямб и трёх­слож­ные раз­ме­ры; с на­ча­ла 20 в. – доль­ник.

Вернуться к началу