СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. συλλαβή – слог), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу слогов (изосиллабизм). Стихи различаются 4-сложные, 5-сложные и т. д.; в стихах свыше 8-сложных обычно бывает цезура, делящая стих на более короткие полустишия. Т. о., в основе С. с. лежит ритм словоразделов (цезур и стихоразделов); для усиления ритмич. ожидания конец стиха или полустишия часто подкрепляется упорядоченным расположением долгот (напр., в индийской шлоке) или ударений (напр., в рус. стихе А. Д. Кантемира). Распространяясь постепенно на весь стих, эта упорядоченность может повести к переходу С. с. в метрическое стихосложение или в силлабо-тоническое стихосложение. Устойчивее всего С. с. держится в языках с нефонологич. ударением (где фиксированное ударение в начале или конце слова служит лишь дополнит. приметой словораздела), но в целом распространено гораздо шире. Силлабическим является древнейшее стихосложение вост. групп индоевропейских языков: ведийское, авестийское, народное прибалтийское и славянское (здесь оно сохранилось в сербохорватском 10-сложнике, в чешском и болгарском 8-сложнике, тогда как на рус. почве оно перешло в тоническое нар. стихосложение; см. Народный стих). В романских языках С. с. развилось из метрич. античного стихосложения, когда в лат. яз. утратилась разница между долгими и краткими слогами: из ямбич. триметра вышли франц. 10-сложник и итал. 11-сложник, из трохаического полутетраметра – исп. 8-сложник, из ямбического диметра амброзианских гимнов – франц. 8-сложник и, может быть, 12-сложник (александрийский стих). В герм. языках С. с. держалось редко и недолго (напр., в стихе мейстерзингеров), переходя в силлабо-тоническое. В зап.-слав. языках С. с. закрепилось прежде всего в виде 8-сложника (сочетание романской и нар. традиций), затем из лат. триметра в польск. поэзии развился 11-сложник, а из лат. «вагантского стиха» (7+6 слогов, дериват тетраметра) – 13-сложник. В рус. стихосложение С. с. перешло из польского в сер. 17 в. и держалось до силлабо-тонич. реформы (1735–43) В. К. Тредиаковского – М. В. Ломоносова, а на лит. периферии – ещё дольше; осн. размерами были те же 8-, 11- и 13-сложник, но в песенных жанрах употреблялись и гораздо более сложные силлабич. строфы.