Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 170

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. συλλαβή – слог), сти­хо­сло­же­ние, ос­но­ван­ное на со­из­ме­ри­мо­сти строк по чис­лу сло­гов (изо­сил­ла­бизм). Сти­хи раз­ли­ча­ют­ся 4-слож­ные, 5-слож­ные и т. д.; в сти­хах свы­ше 8-слож­ных обыч­но бы­ва­ет це­зу­ра, де­ля­щая стих на бо­лее ко­рот­кие по­лу­сти­шия. Т. о., в ос­но­ве С. с. ле­жит ритм сло­во­раз­де­лов (це­зур и сти­хо­раз­де­лов); для уси­ле­ния рит­мич. ожи­да­ния ко­нец сти­ха или по­лу­сти­шия час­то под­кре­п­ля­ет­ся упо­ря­до­чен­ным рас­по­ло­же­ни­ем дол­гот (напр., в ин­дий­ской шло­ке) или уда­ре­ний (напр., в рус. сти­хе А. Д. Кан­те­ми­ра). Рас­про­стра­ня­ясь по­сте­пен­но на весь стих, эта упо­ря­до­чен­ность мо­жет по­вес­ти к пе­ре­хо­ду С. с. в мет­ри­че­ское сти­хо­сло­же­ние или в сил­ла­бо-то­ни­че­ское сти­хо­сло­же­ние. Ус­той­чи­вее все­го С. с. дер­жит­ся в язы­ках с не­фо­но­ло­гич. уда­ре­ни­ем (где фик­си­ро­ван­ное уда­ре­ние в на­ча­ле или кон­це сло­ва слу­жит лишь до­пол­нит. при­ме­той сло­во­раз­де­ла), но в це­лом рас­про­стра­не­но го­раз­до ши­ре. Сил­ла­би­че­ским яв­ля­ет­ся древ­ней­шее сти­хо­сло­же­ние вост. групп ин­до­ев­ро­пей­ских язы­ков: ве­дий­ское, аве­стий­ское, на­род­ное при­бал­тий­ское и сла­вян­ское (здесь оно со­хра­ни­лось в сер­бо­хор­ват­ском 10-слож­ни­ке, в чеш­ском и бол­гар­ском 8-слож­ни­ке, то­гда как на рус. поч­ве оно пе­ре­шло в то­ни­че­ское нар. сти­хо­сло­же­ние; см. На­род­ный стих). В ро­ман­ских язы­ках С. с. раз­ви­лось из мет­рич. ан­тич­но­го сти­хо­сло­же­ния, ко­гда в лат. яз. ут­ра­ти­лась раз­ни­ца ме­ж­ду дол­ги­ми и крат­ки­ми сло­га­ми: из ям­бич. три­мет­ра вы­шли франц. 10-слож­ник и итал. 11-слож­ник, из тро­хаи­че­ско­го по­лу­тет­ра­мет­ра – исп. 8-слож­ник, из ям­би­че­ско­го ди­мет­ра ам­бро­зи­ан­ских гим­нов – франц. 8-слож­ник и, мо­жет быть, 12-слож­ник (алек­сан­д­рий­ский стих). В герм. язы­ках С. с. дер­жа­лось ред­ко и не­дол­го (напр., в сти­хе мей­стер­зин­ге­ров), пе­ре­хо­дя в сил­ла­бо-то­ни­че­ское. В зап.-слав. язы­ках С. с. за­кре­пи­лось пре­ж­де все­го в ви­де 8-слож­ни­ка (со­че­та­ние романской и нар. тра­ди­ций), за­тем из лат. три­мет­ра в польск. по­эзии раз­вил­ся 11-слож­ник, а из лат. «ва­гант­ско­го сти­ха» (7+6 сло­гов, де­ри­ват тет­ра­мет­ра) – 13-слож­ник. В рус. сти­хо­сло­же­ние С. с. пе­ре­шло из поль­ско­го в сер. 17 в. и дер­жа­лось до сил­ла­бо-то­нич. ре­фор­мы (1735–43) В. К. Тре­диа­ков­ско­го – М. В. Ло­мо­но­со­ва, а на лит. пе­ри­фе­рии – ещё доль­ше; осн. раз­ме­ра­ми бы­ли те же 8-, 11- и 13-слож­ник, но в пе­сен­ных жан­рах упот­реб­ля­лись и го­раз­до бо­лее слож­ные сил­ла­бич. стро­фы.

Вернуться к началу