МЕЙСТЕРЗИ́НГЕРЫ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЙСТЕРЗИ́НГЕРЫ (нем. Meistersänger, от Meister – мастер и Sänger – певец), нем. поэты-музыканты из бюргерского сословия, объединявшиеся по ремесленно-цеховому принципу в литературно-певческие общества (школы). Первые сведения об обществах М. относятся к 15 в.; расцвет искусства М. пришёлся на 16 в. и связан в первую очередь с творчеством Г. Сакса. С сер. 17 в. начался упадок мейстерзанга (Meistersang, Meistergesang – «искусство пения»), хотя общества М. в отд. городах Германии существовали и в 19 в. Центрами мейстерзанга были преим. юж.-нем. города: Майнц, Страсбург, Франкфурт-на-Майне, Вюрцбург, Кольмар, Аугсбург, Нюрнберг и др. Наибольшую известность приобрели нюрнбергские мастера – Г. Фольц (15 – нач. 16 вв.), А. Пушман (ученик Сакса), Г. Фогель (16 в.), А. Мецгер (17 в.) и др.
Культура мейстерзанга на всём протяжении своего существования отличалась консервативностью, ориентацией на традиции «старых мастеров» (alte Meister), прежде всего миннезингеров – представителей куртуазной литературы, творчество которых М. считали образцом для подражания; высокой самооценкой (М. возводили своё иск-во к библейскому певцу Давиду). Поэзия воспринималась как ремесло, требующее обучения; сочинение стихов и их распев регламентировались обширными сводами правил (т. н. табулатуры; самая ранная из сохранившихся датирована 1540), которым М. неуклонно следовали. В основе музыки (строго одноголосной) – мелодия-модель, т. н. тон, или вайзе (Weise, букв. – напев), которая подтекстовывалась разными стихами по принципу контрафактуры. Число тонов постоянно увеличивалось; к 1630 их насчитывалось ок. 1400. Названия давались по имени автора и иногда были весьма причудливыми: напр., «серебряный тон Сакса», «чёрный тон Клингзора», «увеселительный сад Венеры [Veneris Lustgarten] Мецгера». Координация стиха и музыки происходила в форме бар. В 14–15 вв. песни создавались преим. на христианские темы (воспевание Богородицы, Воскресения Христова, описание чудес), в 16 в. их тематика стала более разнообразной (сюжеты из истории, басен, фарсов, гимны именитым коллегам по цеху и т. д.). Стихи (сочинялись только по-немецки) сохранились в большом количестве (ок. 150 рукописей, наиболее ранние датированы нач. 15 в.), но в осн. без мелодий, которые передавались изустно. Образцы мелодий – в Кольмарском песеннике (ок. 1460), «авторских» рукописях А. Пушмана (утрачены в годы 2-й мировой войны), В. Фойгта (Магдебург, 1558), Б. фон Ватта (Нюрнберг, 17 в.) и некоторых других. Поскольку ритм в сохранившихся мелодиях нотирован фрагментарно или вовсе не нотирован, а правила импровизированной орнаментики утрачены, нынешние муз. реконструкции песен М. носят предположительный характер. Поэзия М. оказала влияние на И. В. Гёте, Жана Поля, Э. Т. А. Гофмана; их лит. быт (в т. ч. поэтич. состязания) отображён в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера.