Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЙСТЕРЗИ́НГЕРЫ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 611-612

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев, А. В. Ерохин

МЕЙСТЕРЗИ́НГЕРЫ (нем. Meistersänger, от Meister – мас­тер и Sänger – пе­вец), нем. по­эты-му­зы­кан­ты из бюр­гер­ско­го со­сло­вия, объ­е­ди­няв­шие­ся по ре­мес­лен­но-це­хо­во­му прин­ци­пу в ли­те­ра­тур­но-пев­че­ские об­ще­ст­ва (шко­лы). Пер­вые све­де­ния об об­ще­ст­вах М. от­но­сят­ся к 15 в.; рас­цвет ис­кус­ст­ва М. при­шёл­ся на 16 в. и свя­зан в пер­вую оче­редь с твор­че­ст­вом Г. Сак­са. С сер. 17 в. на­чал­ся упа­док мей­стер­зан­га (Meistersang, Meisterge­sang – «ис­кус­ст­во пе­ния»), хо­тя об­ще­ст­ва М. в отд. го­ро­дах Гер­ма­нии су­ще­ст­во­ва­ли и в 19 в. Цен­тра­ми мей­стер­зан­га бы­ли пре­им. юж.-­нем. го­ро­да: Майнц, Страс­бург, Франк­фурт-на-Май­не, Вюрц­бург, Коль­мар, Аугс­бург, Нюрн­берг и др. Наи­боль­шую из­вест­ность при­об­ре­ли нюрн­берг­ские мас­те­ра – Г. Фольц (15 – нач. 16 вв.), А. Пуш­ман (уче­ник Сак­са), Г. Фо­гель (16 в.), А. Мец­гер (17 в.) и др.

Куль­ту­ра мей­стер­зан­га на всём про­тя­же­нии сво­его су­ще­ст­во­ва­ния от­ли­ча­лась кон­сер­ва­тив­но­стью, ори­ен­та­ци­ей на тра­ди­ции «ста­рых мас­те­ров» (alte Meis­ter), пре­ж­де все­го мин­не­зин­ге­ров – пред­ста­ви­те­лей кур­ту­аз­ной ли­те­ра­ту­ры, твор­че­ст­во ко­то­рых М. счи­та­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния; вы­со­кой са­мо­оцен­кой (М. воз­во­ди­ли своё иск-во к биб­лей­ско­му пев­цу Да­ви­ду). По­эзия вос­при­ни­ма­лась как ре­мес­ло, тре­бую­щее обу­че­ния; со­чи­не­ние сти­хов и их рас­пев рег­ла­мен­ти­ро­ва­лись об­шир­ны­ми сво­да­ми пра­вил (т. н. та­бу­ла­ту­ры; са­мая ран­ная из со­хра­нив­ших­ся да­ти­ро­ва­на 1540), ко­то­рым М. не­ук­лон­но сле­до­ва­ли. В ос­но­ве му­зы­ки (стро­го од­но­го­лос­ной) – ме­ло­дия-мо­дель, т. н. тон, или вай­зе (Weise, букв. – на­пев), ко­то­рая под­тек­сто­вы­ва­лась раз­ны­ми сти­ха­ми по прин­ци­пу кон­тра­фак­ту­ры. Чис­ло то­нов по­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­лось; к 1630 их на­счи­ты­ва­лось ок. 1400. На­зва­ния да­ва­лись по име­ни ав­то­ра и ино­гда бы­ли весь­ма при­чуд­ли­вы­ми: напр., «се­реб­ря­ный тон Сак­са», «чёр­ный тон Клин­гзо­ра», «уве­се­ли­тель­ный сад Ве­не­ры [Veneris Lustgarten] Мец­ге­ра». Ко­ор­ди­на­ция сти­ха и му­зы­ки про­ис­хо­ди­ла в фор­ме бар. В 14–15 вв. пес­ни соз­да­ва­лись пре­им. на хри­сти­ан­ские те­мы (вос­пе­ва­ние Бо­го­ро­ди­цы, Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, опи­са­ние чу­дес), в 16 в. их те­ма­ти­ка ста­ла бо­лее раз­но­об­раз­ной (сю­же­ты из ис­то­рии, ба­сен, фар­сов, гим­ны име­ни­тым кол­ле­гам по це­ху и т. д.). Сти­хи (со­чи­ня­лись толь­ко по-не­мец­ки) со­хра­ни­лись в боль­шом ко­ли­че­ст­ве (ок. 150 ру­ко­пи­сей, наи­бо­лее ран­ние да­ти­ро­ва­ны нач. 15 в.), но в осн. без ме­ло­дий, ко­то­рые пе­ре­да­ва­лись изу­ст­но. Об­раз­цы ме­ло­дий – в Коль­мар­ском пе­сен­ни­ке (ок. 1460), «ав­тор­ских» ру­ко­пи­сях А. Пуш­ма­на (ут­ра­чены в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны), В. Фойг­та (Маг­де­бург, 1558), Б. фон Ват­та (Нюрн­берг, 17 в.) и не­ко­то­рых дру­гих. По­сколь­ку ритм в со­хра­нив­ших­ся ме­ло­ди­ях но­ти­ро­ван фраг­мен­тар­но или во­все не но­ти­ро­ван, а пра­ви­ла им­про­ви­зи­ро­ван­ной ор­на­мен­ти­ки ут­ра­че­ны, ны­неш­ние муз. ре­кон­ст­рук­ции пе­сен М. но­сят пред­по­ло­жи­тель­ный ха­рак­тер. По­эзия М. ока­за­ла влия­ние на И. В. Гё­те, Жа­на По­ля, Э. Т. А. Гоф­ма­на; их лит. быт (в т. ч. по­этич. со­стя­за­ния) ото­бра­жён в опе­ре «Нюрн­берг­ские мей­стер­зин­ге­ры» Р. Ваг­не­ра.

Лит.: Puschman A. Gründlicher Bericht des deutschen Meistergesangs. Görlitz, 1571. Göp­pin­gen, 1984. Bd 1–2; Фин­дей­зен Н.  Сред­не­ве­ко­вые май­стер­зин­ге­ры // Рус­ская му­зы­каль­ная га­зе­та. 1898. Фев­раль; Der deutsche Meistersang / Hrsg. B. Nagel. Darmstadt, 1967; Brunner H. Die alten Meister. Münch., 1975; Kugler H. Handwerk und Meistergesang. Gött., 1977; Petzsch C. Die Kolmarer Lieder­handschrift. Münch., 1978; Die Töne der Meis­tersinger / Hrsg. H. Brunner, J. Rettelbach. Göppingen, 1980; Schanze F. Meisterliche Li­ed­kunst zwischen H. von Mügeln und H. Sachs. Münch., 1983–1984. Bd 1–2; Hahn R. Meis­tergesang. Lpz., 1985; Repertorium der Sang­sprüche und Meisterlieder des 12. bis 18. Jahr­hunderts / Hrsg. H. Brunner, B. Wachinger. Tüb., 1986–2009. Bd 1–16; Merzbacher D. Meistergesang in Nürnberg um 1600. Nürn­berg, 1987; Rettelbach J. Variation, Deri­va­tion, Imitation. Tüb., 1993.

Вернуться к началу