КУРТУА́ЗНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУРТУА́ЗНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (от франц. сourtois – учтивый, вежливый), общее название лирических и повествовательных произведений зап.-европ. лит-ры 11–15 вв., которые опираются на представление о «куртуазности» как основе поведения рыцаря и отражают систему ценностей рыцарского сословия. В идеальном образе рыцаря, создаваемом К. л., моральные добродетели (мужество, справедливость, готовность защищать мечом христианскую веру, вступаться за беззащитных и т. п.) сочетались с благородством придворного поведения (умение элегантно одеваться, изысканно говорить, нередко также играть на муз. инструментах, слагать песни и т. п.). В центре куртуазной системы ценностей стояло понятие «куртуазной (изысканной, возвышенной) любви» (выражение «fin’ amors» впервые появляется в прованс. лит-ре 12 в.), понимаемой как бескорыстное служение Даме («Донне», т. е. «госпоже», от лат. domina), которое требует от рыцаря постоянного нравственного самосовершенствования. Любовные отношения нередко описывались в К. л. в тех же терминах, что и феод. служение вассала сюзерену.
Кодификация понятия «куртуазность» происходит во 2-й пол. 12 в. (трактат Андрея Капеллана «О любви», ок. 1186). Лирич. жанры К. л. – альбы, канцоны, сирвенты, пастурели и др. – возникли на юге Франции (в Провансе) в 11 в. и сочинялись трубадурами. В 12 в. куртуазная лирика появилась на севере Франции (здесь она создавалась труверами) и в Германии (поэзия миннезингеров); там же возник куртуазный рыцарский роман. Образцы К. л. создавались также в Англии, Италии, Дании, Чехии. Начиная с 13 в. появились авторы из гор. сословия, переосмыслившие куртуазную традицию (так, возвышенная любовь начала уступать место плотской). К кон. 14 в. традиция К. л. стала угасать; в 15 в. куртуазные ценности подверглись трансформации или были пародированы (роман Антуана де Ла Саля «Маленький Жан из Сантре», 1456).