Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУРТУА́ЗНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 446

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Смолицкая

КУРТУА́ЗНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (от франц. сourtois – уч­ти­вый, веж­ли­вый), об­щее на­зва­ние ли­ри­че­ских и по­ве­ст­во­ва­тель­ных про­из­ве­де­ний зап.-ев­роп. лит-ры 11–15 вв., ко­то­рые опи­ра­ют­ся на пред­став­ле­ние о «кур­ту­аз­но­сти» как ос­но­ве по­ве­де­ния ры­ца­ря и от­ра­жа­ют сис­те­му цен­но­стей ры­цар­ско­го со­сло­вия. В иде­аль­ном об­ра­зе ры­ца­ря, соз­да­вае­мом К. л., мо­раль­ные доб­ро­де­те­ли (му­же­ст­во, спра­вед­ли­вость, го­тов­ность за­щи­щать ме­чом хри­сти­ан­скую ве­ру, всту­пать­ся за без­за­щит­ных и т. п.) со­чета­лись с бла­го­род­ст­вом при­двор­но­го по­ве­де­ния (уме­ние эле­гант­но оде­вать­ся, изы­скан­но го­во­рить, не­ред­ко так­же иг­рать на муз. ин­ст­ру­мен­тах, сла­гать пес­ни и т. п.). В цен­тре кур­ту­аз­ной сис­те­мы цен­но­стей стоя­ло по­ня­тие «кур­ту­аз­ной (изы­скан­ной, воз­вы­шен­ной) люб­ви» (вы­ра­же­ние «fin’ amors» впер­вые по­яв­ля­ет­ся в про­ванс. лит-ре 12 в.), по­ни­мае­мой как бес­ко­ры­ст­ное слу­же­ние Да­ме («Дон­не», т. е. «гос­по­же», от лат. domi­na), ко­то­рое тре­бу­ет от ры­ца­ря по­сто­ян­но­го нрав­ст­вен­но­го са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния. Лю­бов­ные от­но­ше­ния не­ред­ко опи­сы­ва­лись в К. л. в тех же тер­ми­нах, что и феод. слу­же­ние вас­са­ла сю­зе­ре­ну.

Ко­ди­фи­ка­ция по­ня­тия «кур­ту­аз­ность» про­ис­хо­дит во 2-й пол. 12 в. (трак­тат Ан­д­рея Ка­пел­ла­на «О люб­ви», ок. 1186). Ли­рич. жан­ры К. л. – аль­бы, кан­цо­ны, сир­вен­ты, пас­ту­ре­ли и др. – воз­ник­ли на юге Фран­ции (в Про­ван­се) в 11 в. и со­чи­ня­лись тру­ба­ду­ра­ми. В 12 в. кур­ту­аз­ная ли­ри­ка поя­ви­лась на се­ве­ре Фран­ции (здесь она соз­да­ва­лась тру­ве­ра­ми) и в Гер­ма­нии (по­эзия мин­не­зин­ге­ров); там же воз­ник кур­ту­аз­ный ры­цар­ский ро­ман. Об­раз­цы К. л. соз­да­ва­лись так­же в Анг­лии, Ита­лии, Да­нии, Че­хии. На­чи­ная с 13 в. поя­ви­лись ав­то­ры из гор. со­сло­вия, пе­ре­ос­мыс­лив­шие кур­ту­аз­ную тра­ди­цию (так, воз­вы­шен­ная лю­бовь на­чала ус­ту­пать ме­сто плот­ской). К кон. 14 в. тра­ди­ция К. л. ста­ла уга­сать; в 15 в. кур­ту­аз­ные цен­но­сти под­верг­лись транс­фор­ма­ции или бы­ли па­ро­ди­ро­ва­ны (ро­ман Ан­туа­на де Ла Са­ля «Ма­лень­кий Жан из Сан­тре», 1456).

Лит.: Шиш­ма­рев В. Ф. Ли­ри­ка и ли­ри­ки позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Очер­ки по ис­то­рии по­эзии Фран­ции и Про­ван­са. Па­риж, 1911; Bezzola R. Les origines et la formation de la littérature courtoise en Occident. P., 1944–1963. Vol. 1–5; Lazar M. Amour courtois et «fin’amors» dans la littérature du XII siècle. P., 1964; Frappier J. Amour courtois et Table Ronde. Gen., 1973; Ми­хай­лов А. Д. Фран­цуз­ский ры­цар­ский ро­ман и воп­ро­сы ти­по­ло­гии жан­ра в сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ре. М., 1976; Дю­би Ж. Кур­ту­аз­ная лю­бовь и пе­ре­ме­ны в по­ло­же­нии жен­щи­ны во Фран­ции XII в. // Одис­сей. М., 1990; Bumke J. Courtly culture: literature and society in the high Middle Ages. L., 2000; Court­ly arts and the art of courtli­ness. Camb., 2006.

Вернуться к началу