МИННЕЗИ́НГЕРЫ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИННЕЗИ́НГЕРЫ (нем. Minnesänger, от средневерхненемецкого minne – любовь и singer – певец), нем. и австр. ср.-век. поэты-музыканты, преимущественно из рыцарского сословия. Обобщённое назв. иск-ва М. – миннезанг (Minnesang, букв. – воспевание любви). Осн. жанры М. – любовная песня (Minnelied), лейх (Leich), шпрух, песня о крестовом походе (Kreuzlied); темы – рыцарская любовь к знатной даме, служение Богу и сюзерену, рыцарские турниры, пиры и крестовые походы. Ранний этап поэзии М., «дунайский миннезанг» (1150–70), тесно связан с нем. фольклорной традицией (Кюренбергер, Дитмар фон Айст). «Рейнский миннезанг» (1170–90) имел куртуазный характер и находился под воздействием форм и мотивов провансальской и франц. лирики (Фридрих фон Хаузен, Генрих фон Фельдеке). Поэзия М. достигла расцвета ок. 1180 – 1230 в творчестве Рейнмара фон Хагенау (Рейнмара Старого), Генриха фон Морунгена, Гартмана фон Ауэ, Вольфрама фон Эшенбаха, Вальтера фон дер Фогельвейде. У Нейдхарта фон Ройенталя (1-я пол. 13 в.) куртуазные мотивы классич. миннезанга пародируются и переносятся в крестьянскую среду. Во 2-й пол. 15 в. с развитием бюргерства миннезанг сменился мейстерзангом; последними М. считаются Освальд фон Волькенштейн и Гуго фон Монтфорт (муз. оформлением его стихов занимался «верный слуга» Бурк Мангольт). Мейстерзингеры называли М. старыми мастерами (alte Meister) и считали их творчество образцом для подражания.
До нач. 14 в. муз. иск-во М. (как и родственных им трубадуров и труверов) принадлежало устной традиции; по этой причине музыка раннего и классич. миннезанга полностью утрачена. Судя по дошедшим до нас нотированным поздним рукописям (песни Нейдхарта фон Ройенталя, Фрауэнлоба, Освальда фон Волькенштейна и некоторых др. поздних М.), она была одноголосной (за редкими исключениями), со свободным «декламационным» ритмом (в рукописи не нотировался). Пение М. сопровождалось богато орнаментированной импровизацией на арфе, фиделе и др. струнных инструментах. В основе музыки – мелодии-модели [т. н. тоны: «зелёный», «забытый», «нежный», «горлодушитель» (Würgendrüssel; амбитус – ок. 2 октав) и др.], которые многократно перетекстовывались по принципу контрафактуры. Напр., «долгий тон» собств. сочинения Фрауэнлоб использовал 122 раза, ещё ок. 200 раз он отмечается в сочинениях других М. В ряде случаев для мелодий М. устанавливаются прототипы во франц. шансон, реже – в репертуаре григорианского хорала и итал. песенных жанрах. Координация стиха и музыки в строфич. формах (Lied, шпрух) происходила в форме бар. В масштабном лейхе (как и в его франц. прототипе ле) мелодич. развитие носит сквозной характер (иногда с рефренами). Образ М. (Вольфрам фон Эшенбах) воплощён в опере «Тангейзер» Р. Вагнера.