Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 23

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

БАР, бар-фор­ма (нем. Barform; воз­мож­но, сокр. от ba­rat или pa­rat – ис­кус­ный вы­пад в фех­то­ва­нии), пе­сен­ная фор­ма. Со­сто­ит из не­сколь­ких строф оди­нако­вой тек­сто­му­зы­каль­ной струк­ту­ры. В муз. стро­фе 3 раз­де­ла: AAB (или АА1B). Сти­хотв. стро­фа скла­ды­ва­ет­ся из 2 по­лу­строф, 1-я по­лу­стро­фа, в свою оче­редь, со­сто­ит из 2 струк­тур­но иден­тич­ных и свя­зан­ных риф­мов­кой час­тей, на­зы­вае­мых «стол­лы» (от нем. Stollen), 2-я по­лу­стро­фа (от­ли­ча­ет­ся по струк­ту­ре, в т. ч. по риф­мов­ке, от «столл») на­зы­ва­ет­ся «при­пев» (нем. Ab­gesang). При­мер тек­сто­вой стро­фы – пес­ня «Wie schön leuchtet der Morgenstern» («Как пре­крас­но сия­ет ут­рен­няя звез­да») Ф. Ни­ко­лаи: a8a8b7 | c8c8b7 | d2d2e4e4f4f8, где циф­ры обо­зна­ча­ют ко­ли­че­ст­во сло­гов в стро­ке. Ко­ли­че­ст­во строф не­чёт­ное, но не ме­нее трёх. Ис­то­ри­че­ски термин от­но­сит­ся к пес­ням мей­стер­зин­ге­ров. В 19 в. фор­му сти­ли­зо­вал Р. Ваг­нер (гл. обр. в опе­ре «Нюрн­берг­ские мей­стер­зин­ге­ры»), при­чём сам тер­мин «Б.» он не­вер­но от­нёс к стро­фе (а не ко все­му сти­хо­тво­ре­нию в це­лом). Му­зы­ко­ве­де­ние 20 в. рас­про­стра­ни­ло по­ня­тие Б. на лю­бые во­каль­ные со­чи­не­ния в фор­ме AAB (пес­ни тру­ба­ду­ров, тру­ве­ров, про­тес­тант­ский хо­рал, напр. у И. С. Ба­ха).

Вернуться к началу