ВО́ЛЬФРАМ ФОН Э́ШЕНБАХ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВО́ЛЬФРАМ ФОН Э́ШЕНБАХ (Wolfram von Eschenbach) (ок. 1170, Эшенбах, ныне Вольфрамс-Эшенбах, земля Бавария – ок. 1220), нем. поэт-миннезингер. О жизни В. ф. Э. известно в осн. из его собств. произведений. Происходил, вероятно, из рода рыцарей-министериалов. В отличие от других миннезингеров старшего поколения, В. ф. Э. не обучался в церковной школе, чем очень гордился, утверждая, что своим иск-вом обязан только самому себе. Странствовал; некоторое время, возможно, служил в Оденвальде-на-Майне у графа фон Вертхейма. Наиболее длительным и продуктивным было пребывание в Вартбурге, при дворе мецената ландграфа Германа I Тюрингского, который познакомил В. ф. Э. с франц. куртуазной лит-рой (в т. ч. с романом Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале»). Принято считать, что 5-я и 6-я книги главного соч. В. ф. Э. – стихотв. рыцарского романа «Парцифаль» («Parzival», ок. 1200–1210, изд. в 1477) – были написаны в Вартбурге.
«Парцифаль» сочетает в своём сюжете материал артуровских легенд и цикла легенд о св. Граале. Юный Парцифаль вначале из неумелого простака преображается в куртуазного рыцаря, а затем от отчаяния и сомнения в Божественном милосердии приходит к религ. смирению, что и позволяет ему наконец достигнуть королевства Грааля, где он должен властвовать. Все эпизоды романа (начиная со вступления) имеют завуалированный мистич. смысл, который, однако, соединяется у В. ф. Э. с жизнерадостным мироощущением и неповторимым юмором, сохраняющимся даже при упоминании о собств. бедности. Единение христианских и рыцарских идеалов В. ф. Э. представил полнее и ярче, чем Кретьен де Труа в «Персевале». На сюжет романа написана опера Р. Вагнера «Парсифаль» (1882).
Два других стихотв. эпоса В. остались во фрагментах. В «Виллехальме» («Willehalm») изображена любовь героя-христианина к жене его противника-язычника; «Титурель» («Titurel») развивает побочную линию «Парцифаля». Через все три произведения проходит тема женской преданности. В. ф. Э. оставил неск. лирич. стихотворений, гл. обр. т. н. утренних песен (Tagelied, по образцу провансальской альбы) о прощании влюблённых на рассвете.