Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВО́ЛЬФРАМ ФОН Э́ШЕНБАХ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 694

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Л. Чавчанидзе

ВО́ЛЬФРАМ ФОН Э́ШЕНБАХ (Wolfram von Eschenbach) (ок. 1170, Эшен­бах, ны­не Вольф­рамс-Эшен­бах, зем­ля Ба­ва­рия – ок. 1220), нем. по­эт-мин­не­зин­гер. О жиз­ни В. ф. Э. из­вест­но в осн. из его собств. про­из­ве­де­ний. Про­ис­хо­дил, ве­ро­ят­но, из ро­да ры­ца­рей-ми­ни­сте­риа­лов. В от­ли­чие от дру­гих мин­не­зин­ге­ров стар­шего по­ко­ле­ния, В. ф. Э. не обу­чал­ся в цер­ков­ной шко­ле, чем очень гор­дил­ся, ут­вер­ждая, что сво­им иск-вом обя­зан толь­ко са­мо­му се­бе. Стран­ст­во­вал; не­ко­то­рое вре­мя, воз­мож­но, слу­жил в Оден­валь­де-на-Май­не у гра­фа фон Верт­хей­ма. Наи­бо­лее дли­тель­ным и про­дук­тив­ным бы­ло пре­бы­ва­ние в Варт­бур­ге, при дво­ре ме­це­на­та ланд­гра­фа Гер­ма­на I Тю­ринг­ско­го, ко­то­рый по­зна­ко­мил В. ф. Э. с франц. кур­ту­аз­ной лит-рой (в т. ч. с ро­ма­ном Креть­е­на де Труа «Пер­се­валь, или По­весть о Граа­ле»). При­ня­то счи­тать, что 5-я и 6-я кни­ги глав­но­го соч. В. ф. Э. – сти­хотв. ры­цар­ско­го ро­ма­на «Пар­ци­фаль» («Parzival», ок. 1200–1210, изд. в 1477) – бы­ли на­пи­са­ны в Варт­бур­ге.

«Пар­ци­фаль» со­че­та­ет в сво­ём сю­же­те ма­те­ри­ал ар­ту­ров­ских ле­генд и цик­ла ле­генд о св. Граа­ле. Юный Пар­ци­фаль вна­ча­ле из не­уме­ло­го про­ста­ка пре­об­ра­жа­ет­ся в кур­ту­аз­но­го ры­ца­ря, а за­тем от от­чая­ния и со­мне­ния в Бо­же­ст­вен­ном ми­ло­сер­дии при­хо­дит к ре­лиг. сми­ре­нию, что и по­зво­ля­ет ему на­ко­нец дос­тиг­нуть ко­ро­лев­ст­ва Граа­ля, где он дол­жен вла­ст­во­вать. Все эпи­зо­ды ро­ма­на (на­чи­ная со всту­п­ле­ния) име­ют за­вуа­ли­ро­ван­ный мис­тич. смысл, ко­то­рый, од­на­ко, со­еди­ня­ет­ся у В. ф. Э. с жиз­не­ра­до­ст­ным ми­ро­ощу­ще­ни­ем и не­по­вто­ри­мым юмо­ром, со­хра­няю­щим­ся да­же при упо­ми­на­нии о собств. бед­но­сти. Еди­не­ние хри­сти­ан­ских и ры­цар­ских идеа­лов В. ф. Э. пред­ста­вил пол­нее и яр­че, чем Креть­ен де Труа в «Пер­се­ва­ле». На сюжет ро­ма­на на­пи­са­на опе­ра Р. Ваг­не­ра «Парсифаль» (1882).

Два дру­гих сти­хотв. эпо­са В. ос­та­лись во фраг­мен­тах. В «Вил­ле­халь­ме» («Willehalm») изо­бра­же­на лю­бовь ге­роя-хри­стиа­ни­на к же­не его про­тив­ни­ка-языч­ни­ка; «Ти­ту­рель» («Titurel») раз­ви­ва­ет по­боч­ную ли­нию «Пар­ци­фа­ля». Че­рез все три про­из­ве­де­ния про­хо­дит те­ма жен­ской пре­дан­но­сти. В. ф. Э. ос­та­вил неск. ли­рич. сти­хо­тво­ре­ний, гл. обр. т. н. ут­рен­них пе­сен (Tagelied, по об­раз­цу про­ван­саль­ской аль­бы) о про­ща­нии влюб­лён­ных на рас­све­те.

Соч.: Parzival / Hrsg. von A. Leitzmann. 5. Aufl. Halle, 1955; Пар­ци­фаль. М., 2004.

Лит.: Schröder W. Der Ritter zwischen Welt und Gott. Weimar, 1952; Sacker H. An intro­duction to Wolfram’s Parzival. Camb., 1963; Ragotzky H. Studien zur Wolfram-Rezeption. Stuttg. u. a., 1971; Bumke J. Wolfram von Eschenbach. Stuttg., 1991.

Вернуться к началу