КРЕТЬЕ́Н ДЕ ТРУА́
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕТЬЕ́Н ДЕ ТРУА́ (Chréstien или Chrétien de Troyes) (ок. 1135, Труа – ок. 1185), франц. поэт. Скудные сведения о жизни К. де Т. можно почерпнуть из немногих автобиографич. отступлений в его произведениях. Вероятно, он был клириком. Расцвет творч. деятельности К. де Т. связывается со двором гр. Марии Шампанской (дочери Алиеноры Аквитанской и Людовика VII). Очевидно, в конце жизни К. де Т. находился при дворе гр. Филиппа Фландрского.
К. де Т. вошёл в историю лит-ры как создатель жанра рыцарского романа. Сохранились стихотв. романы «Эрек и Энида» («Erec et Enide», ок. 1170, рус. пер. 1980), «Клижес» («Cligès», ок. 1176, рус. пер. 1980), «Ланселот, или Рыцарь телеги» («Lancelot, ou Le chevalier de la charrette», между 1177–81), «Ивейн, или Рыцарь со львом» («Yvain, ou Le Chevalier au Lion», между 1177–81, рус. пер. 1914), «Персеваль, или Повесть о Граале» («Perceval, ou Le Conte du Graal», 1181–85, не завершён, рус. пер. 2006). К. де Т. приписываются также роман-житие о св. Вильгельме Английском, куртуазные песни. В прологе к роману «Клижес» К. де Т. упомянул о своих ранних произведениях – о романе, пересказывающем легенду о Тристане и Изольде, с предположительным назв. «О короле Марке и Белокурой Изольде» («Del roi Marc et d’Ysalt la blonde»; утрачен), а также о переложениях сюжетов «Метаморфоз» и «Искусства любви» Овидия, из которых сохранилась только повесть о Филомене (между 1165–70).
Романы К. де Т., объёмом ок. 7000 стихов каждый (за исключением «Персеваля», который даже в незаконченном виде насчитывает св. 9000 стихов), написаны восьмисложником с парной рифмой. Материалом для них послужили существовавшие в устной традиции артуровские легенды, в поэтич. пересказ которых К. де Т. вводил и элементы др. сказаний (кельтских, античных, византийских). Комбинируя разнородные повествовательные мотивы в соответствии со своим творч. принципом «прекрасного соединения» («une molt bele conjointure» – из пролога к роману «Эрек и Энида»), К. де Т. создал цельный романный универсум, подчинённый правилам современной ему куртуазной доктрины (см. Куртуазная литература). Центром этого универсума является двор короля Артура – средоточие рыцарства; он же становится отправной точкой и конечным пунктом странствий героя, который через ряд испытаний («авантюр») приходит к гармоничному разрешению конфликта между любовным чувством и рыцарским долгом, доказывая в итоге свою верность куртуазному идеалу. В романе «Персеваль, или Повесть о Граале» тема самоидентификации героя получает религ. осмысление в контексте легенды о св. Граале. Для романов К. де Т. характерно фантастич. начало, а также активное привлечение фольклорных источников; женские образы нередко сохраняют мифологич. черты: в Лодине («Ивейн») угадывается хозяйка зачарованного источника, Энида («Эрек и Энида») напоминает фею кельт. сказаний. Рыцарский мир представлен у К. де Т. с некоторой долей иронии, которая является одной из особенностей его стиля.
Творчество К. де Т. послужило источником и образцом для куртуазных переложений артуровских сюжетов в нем., англ. и сканд. лит-ре (Рауль де Уденк, Гартман фон Ауэ и др.), материалом для новых переработок легенды о св. Граале (Вольфрам фон Эшенбах и др.) и позднейших прозаич. повествований о рыцарях Круглого стола в европ. словесности.