Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРТУ́РОВСКИЕ ЛЕГЕ́НДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 294

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Н. Красавченко

АРТУ́РОВСКИЕ ЛЕГЕ́НДЫ, нар. ле­ген­ды о ко­ро­ле брит­тов Ар­ту­ре, ге­рое кельт­ской (Уэльс, франц. Бре­тань) фольк­лор­ной тра­ди­ции; в хри­стиа­ни­зи­ро­ван­ной фор­ме – важ­ный ком­по­нент куль­ту­ры ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья. Об­раз Ар­ту­ра (его про­то­тип, воз­мож­но, ис­то­рич. ли­цо, пол­ко­во­дец, от­ли­чив­ший­ся в сра­же­ни­ях с анг­ло­сак­са­ми в 5–6 вв.) во­брал чер­ты та­ких пер­со­на­жей кельт. ми­фо­логии, как ге­рои Кон­хо­бар и Бран. Со­глас­но А. л., Ар­тур, вне­брач­ный сын коро­ля брит­тов Уте­ра Пен­д­ра­го­на и гер­цо­ги­ни Кор­ну­ол­ла Иг­рей­ны, стал бла­го­да­ря вме­ша­тель­ст­ву ма­га Мер­ли­на вла­ды­кой Бри­та­нии. Вол­шеб­ный меч Экс­ка­ли­бур по­мо­га­ет Ар­ту­ру одер­жи­вать во­ен. по­бе­ды; он ук­ре­п­ля­ет свою власть и обес­пе­чи­ва­ет мир в Бри­та­нии. Со вре­ме­нем Ар­тур, хра­ни­мый выс­ши­ми си­лами, ста­но­вит­ся гла­вой хри­сти­ан­ско­го ры­цар­ст­ва; в его зам­ке Ка­ме­лот (воз­мож­ный про­то­тип – Кед­бе­ри, граф­ст­во Со­мер­сет) во­круг Круг­ло­го сто­ла мог­ло по­мес­тить­ся (по раз­ным вер­си­ям) от 150 до 1600 ры­ца­рей (па­ра­фраз Тай­ной ве­че­ри, сим­вол рав­но­пра­вия и Бо­же­ст­вен­ной пол­но­ты). Фа­таль­ную роль в кру­ше­нии ар­ту­ров­ско­го ми­ра иг­ра­ет вза­им­ная не­на­висть Ар­ту­ра и его пле­мян­ни­ка Мор­д­ре­да, в от­сут­ст­вие ко­ро­ля узур­пи­ро­вав­ше­го власть и по­сяг­нув­ше­го на его же­ну Гинь­ев­ру. В со­кру­ши­тель­ном для брит­тов сра­же­нии при Камб­лане с от­ря­да­ми Мор­д­ре­да (со­юз­ни­ка сак­сов, скот­тов и пик­тов) уби­ты и Мор­д­ред, и Ар­тур, ко­то­ро­го пе­ре­но­сит на о. Авал­лон его се­ст­ра фея Мор­га­на. Одна­ко он пре­бы­ва­ет в этом свое­об­раз­ном зем­ном раю лишь вре­мен­но, го­то­вый в оп­ре­де­лён­ный мо­мент вер­нуть­ся и из­гнать по­ра­бо­ти­те­лей Бри­та­нии.

Об­раз Ар­ту­ра пре­тер­пе­ва­ет в ср.-век. сло­вес­но­сти боль­шие из­ме­не­ния, эво­лю­цио­ни­руя от не­зна­чит. пле­мен­но­го во­ж­дя к вид­но­му вое­на­чаль­ни­ку [по­эма вал­лий­ско­го бар­да 6 в. Аней­ри­на «Го­дод­дин»; хро­ни­ки Нен­ния «Ис­то­рия брит­тов» (кон. 8 в.), где Ар­ту­ру при­пи­сы­вает­ся по­бе­да в 12 бит­вах; на­ли­цо па­рал­лель с под­ви­га­ми Ге­рак­ла], за­тем – к гла­ве хри­сти­ан­ско­го ры­цар­ст­ва и по­ко­ри­те­лю ев­роп. на­ро­дов («Ис­то­рия брит­тов» Гальф­ри­да Мон­мут­ско­го, ок. 1138). Кни­га Гальф­ри­да под­вер­глась сти­хотв. пе­ре­ра­бот­ке во франц. ро­ма­не-хро­ни­ке «Брут» Ва­са (1155; рас­ши­рен­ная англ. вер­сия Лай­а­мо­на – «Ис­то­рия брит­тов», ок. 1204); Гальф­рид впер­вые вво­дит в А. л. об­раз Мер­ли­на, Вас – мо­тив Круг­ло­го сто­ла. Во франц. ры­цар­ских ро­манах бре­тон­ско­го цик­ла (Креть­ен де Труа, 12 в.) Ар­тур – вер­хов­ный ар­битр не­де­тер­ми­ни­ро­ван­но­го во вре­мен­но́м и гео­гра­фич. от­но­ше­нии уни­вер­су­ма, его роль в по­ве­ст­во­ва­нии вто­ро­сте­пен­на, на пер­вом пла­не – при­клю­че­ния ры­ца­рей Круг­ло­го сто­ла (Га­вей­на, Лан­се­ло­та, Пер­се­ва­ля, Кея, Га­ла­ха­да и др.). А. л. от­ра­же­ны так­же у нем. по­этов Гарт­мана фон Ауэ (ру­беж 12 – 13 вв.) и Вольф­ра­ма фон Эшен­ба­ха (нач. 13 в.); во франц. пя­ти­том­ном про­за­ич. цик­ле «Вуль­га­та» (др. назв. – «Лан­се­лот-Гра­аль», 1-я четв. 13 в.; наи­бо­лее под­роб­ное из­ло­же­ние ис­то­рии ар­ту­ров­ско­го ми­ра); в ано­ним­ном англ. ро­ма­не «Сэр Гавейн и Зе­лё­ный ры­царь» (ок. 1375); рома­не Ж. Фру­ас­са­ра «Ме­лиа­дор» (1365–88) и др. В А. л. по­яв­ля­ют­ся и другие ми­фо­ло­гические мо­ти­вы, в т. ч. по­иск ры­ца­ря­ми свя­щен­но­го Граа­ля, сю­жет о Три­ста­не и Изоль­де и др. В кон­це Сред­не­ве­ко­вья А. л. под­вер­га­ют­ся истори­за­ции (ком­пи­ля­ция Т. Мэ­ло­ри «Смерть Ар­тура», 1469, опубл. в 1485). В Но­вое вре­мя А. л. ис­поль­зо­ва­ны: в лит-ре – Дж. Драй­де­ном, У. Мор­рисом, А. Тен­ни­со­ном, К. Л. Им­мер­маном, А. Ч. Суин­бер­ном, М. Тве­ном, Дж. Джой­сом, Ж. Кок­то и др.; в опе­рах Р. Ваг­не­ра; в изо­бра­зит. иск-ве и ки­не­ма­то­гра­фии.

Лит.: Jones W. L. King Ar­thur in his­tory and leg­end. Camb., 1911; Faral E. La légende ar­thuri­enne. P., 1929. Vol. 1–3; Loomis R. S. The de­vel­op­ment of Ar­thu­rian ro­mance. L., 1963; Ми­хай­лов А. Д. Ар­ту­ров­ские ле­ген­ды в их эво­лю­ции // Мэ­ло­ри Т. Смерть Ар­ту­ра. М., 1974; Whi­taker M. Ar­thur’s king­dom of ad­ven­ture. Camb., 1984; The new Ar­thu­rian en­cy­clo­pe­dia. N. Y.; L., 1996; La légende ar­thuri­enne. P., 1998; Sny­der Ch. À la re­cher­che du roi Ar­thur. P., 2001.

Вернуться к началу