АРТУ́РОВСКИЕ ЛЕГЕ́НДЫ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРТУ́РОВСКИЕ ЛЕГЕ́НДЫ, нар. легенды о короле бриттов Артуре, герое кельтской (Уэльс, франц. Бретань) фольклорной традиции; в христианизированной форме – важный компонент культуры европ. Средневековья. Образ Артура (его прототип, возможно, историч. лицо, полководец, отличившийся в сражениях с англосаксами в 5–6 вв.) вобрал черты таких персонажей кельт. мифологии, как герои Конхобар и Бран. Согласно А. л., Артур, внебрачный сын короля бриттов Утера Пендрагона и герцогини Корнуолла Игрейны, стал благодаря вмешательству мага Мерлина владыкой Британии. Волшебный меч Экскалибур помогает Артуру одерживать воен. победы; он укрепляет свою власть и обеспечивает мир в Британии. Со временем Артур, хранимый высшими силами, становится главой христианского рыцарства; в его замке Камелот (возможный прототип – Кедбери, графство Сомерсет) вокруг Круглого стола могло поместиться (по разным версиям) от 150 до 1600 рыцарей (парафраз Тайной вечери, символ равноправия и Божественной полноты). Фатальную роль в крушении артуровского мира играет взаимная ненависть Артура и его племянника Мордреда, в отсутствие короля узурпировавшего власть и посягнувшего на его жену Гиньевру. В сокрушительном для бриттов сражении при Камблане с отрядами Мордреда (союзника саксов, скоттов и пиктов) убиты и Мордред, и Артур, которого переносит на о. Аваллон его сестра фея Моргана. Однако он пребывает в этом своеобразном земном раю лишь временно, готовый в определённый момент вернуться и изгнать поработителей Британии.
Образ Артура претерпевает в ср.-век. словесности большие изменения, эволюционируя от незначит. племенного вождя к видному военачальнику [поэма валлийского барда 6 в. Анейрина «Гододдин»; хроники Ненния «История бриттов» (кон. 8 в.), где Артуру приписывается победа в 12 битвах; налицо параллель с подвигами Геракла], затем – к главе христианского рыцарства и покорителю европ. народов («История бриттов» Гальфрида Монмутского, ок. 1138). Книга Гальфрида подверглась стихотв. переработке во франц. романе-хронике «Брут» Васа (1155; расширенная англ. версия Лайамона – «История бриттов», ок. 1204); Гальфрид впервые вводит в А. л. образ Мерлина, Вас – мотив Круглого стола. Во франц. рыцарских романах бретонского цикла (Кретьен де Труа, 12 в.) Артур – верховный арбитр недетерминированного во временно́м и географич. отношении универсума, его роль в повествовании второстепенна, на первом плане – приключения рыцарей Круглого стола (Гавейна, Ланселота, Персеваля, Кея, Галахада и др.). А. л. отражены также у нем. поэтов Гартмана фон Ауэ (рубеж 12 – 13 вв.) и Вольфрама фон Эшенбаха (нач. 13 в.); во франц. пятитомном прозаич. цикле «Вульгата» (др. назв. – «Ланселот-Грааль», 1-я четв. 13 в.; наиболее подробное изложение истории артуровского мира); в анонимном англ. романе «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь» (ок. 1375); романе Ж. Фруассара «Мелиадор» (1365–88) и др. В А. л. появляются и другие мифологические мотивы, в т. ч. поиск рыцарями священного Грааля, сюжет о Тристане и Изольде и др. В конце Средневековья А. л. подвергаются историзации (компиляция Т. Мэлори «Смерть Артура», 1469, опубл. в 1485). В Новое время А. л. использованы: в лит-ре – Дж. Драйденом, У. Моррисом, А. Теннисоном, К. Л. Иммерманом, А. Ч. Суинберном, М. Твеном, Дж. Джойсом, Ж. Кокто и др.; в операх Р. Вагнера; в изобразит. иск-ве и кинематографии.