Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́РРИС УИЛЬЯМ

Авторы: О. Е. Осовский (литература)

МО́РРИС (Morris) Уиль­ям (24.3.1834, Уол­тем­стоу, ны­не в чер­те Лон­дона – 3.10.1896, Лон­дон), англ. ди­зай­нер, жи­во­пи­сец, об­ществ. дея­тель, пи­са­тель. Учил­ся в кол­лед­же в Марл­бо­ро (1848–1851) и Эк­се­тер-кол­лед­же Окс­форд­ско­го ун-та (1853–55), где по­зна­ко­мил­ся с Э. Бёрн-Джон­сом, ко­то­рый в даль­ней­шем стал его со­рат­ни­ком по ху­дож. дея­тель­но­сти. Пер­во­на­чаль­но под влия­ни­ем анг­ло­ка­то­ли­циз­ма со­би­рал­ся стать свя­щен­ни­ком, но по­езд­ки по Сев. Фран­ции (1854, 1855), а так­же тру­ды Т. Кар­лей­ля и Дж. Рёс­ки­на про­бу­ди­ли в нём ин­те­рес к ар­хи­тек­ту­ре и Сред­не­ве­ко­вью, со­от­но­ше­нию об­ществ. уст­рой­ст­ва и иск-ва; в 1856 он стал уче­ни­ком ра­бо­тав­ше­го в сти­ле нео­го­ти­ки арх. Дж. Э. Стри­та. В том же го­ду пе­ре­ехал в Лон­дон, где Д. Г. Рос­сет­ти убе­дил его за­нять­ся жи­во­пи­сью. Под его же влия­ни­ем М. и Бёрн-Джонс вос­при­ня­ли ху­дож. прин­ци­пы пре­ра­фа­эли­тов, примк­нув к это­му объ­е­ди­не­нию; в 1857 они вме­сте с Рос­сет­ти и др. рас­пи­са­ли сте­ны и по­то­лок за­ла за­се­да­ний Окс­форд­ско­го сою­за сю­же­та­ми Ар­ту­ров­ских ле­генд; к это­му же вре­ме­ни от­но­сит­ся един­ст­вен­ная со­хра­нив­шая­ся стан­ко­вая ра­бо­та М. «Пре­крас­ная Изоль­да» (др. назв. – «Ко­ро­ле­ва Ги­нев­ра», 1858, га­ле­рея Тейт, Лон­дон).

У. Моррис. Рисунок для ткани «Змееголовник». 1876.
У. Моррис. Гобелен, вытканный (по эскизу художника) в мастерской Мертонского аббатства. 1885. Галерея У. Морриса (Лондон).

В 1859 по за­ка­зу М. арх. Ф. Уэбб по­стро­ил т. н. Крас­ный дом в Бекс­ли­хит; М. при­ни­мал уча­стие в раз­ра­бот­ке ар­хит. про­ек­та, а так­же ди­зай­на ин­терь­е­ра, ко­то­рый был ук­ра­шен ор­на­мен­том и пред­ме­та­ми в ср.-век. ду­хе. В хо­де ра­бо­ты он за­ин­те­ре­со­вал­ся иде­ей воз­ро­ж­де­ния ср.-век. ви­дов де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва на ос­но­ве руч­но­го тру­да и ос­но­вал в 1861 фир­му «Morris, Marshall, Faulkner & Co.» (с 1875 – «Morris & Co.»), ко­то­рая из­го­тов­ля­ла го­бе­ле­ны, вит­ра­жи, рез­ную ме­бель, тка­ни, вы­шив­ку, пред­ме­ты из стек­ла и ме­тал­ла, юве­лир­ные ук­ра­ше­ния, ков­ры, обои по эс­ки­зам Д. Г. Рос­сет­ти, Э. Бёрн-Джон­са, Уэб­ба, Ф. М. Брау­на и др. Эта дея­тель­ность М., на­ря­ду с его тео­ре­тич. тру­да­ми, за­ло­жи­ла ос­но­ву дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла». Сам М., бу­ду­чи мас­те­ром ор­на­мен­та (пре­им. фло­раль­но­го), за­ни­мал­ся ди­зай­ном тка­ней (см. илл. к ст. Ве­ли­ко­бри­та­ния), обо­ев («Мар­га­рит­ка», 1862), позд­нее – ков­ров, так­же под­бо­ром цвет­но­го стек­ла для вит­ра­жей, т. к. в этот пе­ри­од в Ве­ли­ко­бри­та­нии ак­тив­но строи­лись нео­го­тич. и рес­тав­ри­ро­ва­лись го­тич. церк­ви (напр., вит­ра­жи для ча­сов­ни кол­лед­жа Ии­су­са в Кем­брид­же, 1873–77, по ри­сун­кам Бёрн-Джон­са и Брау­на). Са­ми ме­то­ды рес­тав­ра­ции то­го вре­ме­ни вы­зва­ли обес­по­ко­ен­ность М., и в 1877 он ос­но­вал Об-во за­щи­ты ста­рин­ных зда­ний (функ­цио­ни­ру­ет до сих пор), а так­же от­ка­зал­ся от по­ста­вок сво­их вит­ра­жей для вос­ста­нав­ли­вае­мых по­стро­ек. М. кол­лек­цио­ни­ро­вал ср.-век. ру­ко­пи­си и ран­не­пе­чат­ные кни­ги, с 1869 соз­да­вал ил­лю­ми­ни­ро­ван­ные ма­ну­ск­рип­ты и пе­ча­тал кни­ги в соз­дан­ном им совм. с Э. Уо­ке­ром в 1891 изд-ве «Kelmscott Press» (в т. ч. «Со­чи­не­ния Джеф­фри Чо­се­ра», 1896, с 87 кси­ло­гра­фия­ми Бёрн-Джон­са, вёр­ст­ка и ор­на­мен­ты М.); од­ним из пер­вых стал из­да­вать «ав­тор­ские» кни­ги (см. илл. к ст. Ил­лю­ст­ра­ция).

У. Моррис. Декоративное оформление фронтисписа издания романа «Вести ниоткуда» (издательство «Kelmscott Press»). Иллюстрация Ч. М. Гира. 1893.

Вни­ма­ние к про­бле­ме воз­ро­ж­де­ния руч­ной ра­бо­ты и свя­зи ре­мес­лен­ни­ка и ху­дож­ни­ка со сво­им из­де­ли­ем, не­при­ятие совр. ин­ду­ст­ри­аль­ной эпо­хи с ха­рак­тер­ным для неё от­чу­ж­де­ни­ем тру­да, ори­ен­та­ция на иде­ал Сред­не­ве­ко­вья в ху­дож. твор­че­ст­ве (со­вре­мен­ное ему при­клад­ное иск-во М. счи­тал упа­доч­ным) от­ра­зи­лись в об­ществ. дея­тель­но­сти мас­те­ра. С 1877 он чи­тал пуб­лич­ные лек­ции, в осн. по­свя­щён­ные во­про­сам де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва (счи­тая его «ис­кус­ст­вом для на­ро­да») в свя­зи с со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­кой. При­дя к вы­во­ду, что для соз­да­ния но­во­го иск-ва не­об­хо­ди­мо сна­ча­ла пе­ре­стро­ить об­ще­ст­во, М. с 1883 примк­нул к со­циа­ли­стам [пер­во­на­чаль­но – к Де­мо­кра­тич. (со­ци­ал-де­мо­кра­тич.) фе­де­ра­ции, за­тем стал со­уч­ре­ди­те­лем Со­циа­ли­стич. ли­ги (1884; вы­шел из неё в 1890), позд­нее ос­но­вал Хам­мер­смит­ское со­циа­ли­стич. об-во (по на­зва­нию рай­она Лон­до­на, где он жил)], уча­ст­во­вал в ма­ни­фе­ста­ци­ях и др.

М. так­же ак­тив­но за­ни­мал­ся лит. дея­тель­но­стью; из­вест­ность ему при­нес­ла пуб­ли­ка­ция в 1856 в из­да­вав­шем­ся им ж. «The Oxford and Cambridge Maga­zin» по­этич. про­из­ве­де­ний, во­шед­ших позд­нее в сб. «За­щи­та Ги­нев­ры и дру­гие сти­хо­тво­ре­ния» («The defence of Gueneve­re and other poems», 1858). Ин­те­рес к ан­тич­но­сти и ев­роп. Сред­не­ве­ко­вью, идеа­ли­зи­руе­мо­му в ду­хе позд­не­го ро­ман­тиз­ма, сти­ли­за­ция под ме­ло­ди­ку и рит­ми­ку ср.-век. ры­цар­ской по­эзии, влия­ние др.-герм. эпич. ска­за­ний, ар­ту­ров­ских ле­генд, твор­че­ст­ва Дж. Чо­се­ра и Т. Мэ­ло­ри про­яви­лись в по­эти­че­ских со­чи­не­ни­ях М.: по­эмы «Жизнь и смерть Ясо­на» («The life and death of Jason», 1867), «Рай зем­ной» («The Earthly paradise», vol. 1–3, 1868–70, рус. пер. фраг­мен­та – 1869), «Ис­то­рия Си­гур­да из Воль­сун­гов и ги­бе­ли Ни­бе­лун­гов» («The story of Si­gurd the Volsung and the fall of the Nib­lungs», 1877) и др. В ху­дож. про­зе кон. 1880–90-х гг. М. опи­сы­ва­ет в позд­не­роман­тич. ду­хе при­чуд­ли­вый ска­зоч­но-фан­та­стич. мир: ро­ма­ны «Гор­ные глу­би» («The roots of the mountains», 1890), «Ко­ло­дец на краю ми­ра» («The well at the world’s end», 1892), «Во­ды Див­ных Ост­ро­вов» («The water of the Wondrous Isles», 1897, рус. пер. 1996); по­вес­ти, рас­ска­зы. Ув­ле­че­ние идея­ми со­циа­лиз­ма, про­па­ган­ди­ст­ская дея­тель­ность М. сре­ди ра­бо­чих пре­тво­ре­ны в его пуб­ли­ци­сти­ке, гражд. ли­ри­ке, ро­ма­не «Сон про Джо­на Бол­ла» («A dream of John Ball», 1886–87, рус. пер. 1911). Ро­ман «Вес­ти ни­от­ку­да» («News from nowhere», 1890, рус. пер. 1906), от­ра­зив­ший пред­став­ле­ния М. об уст­рой­ст­ве иде­аль­но­го об­ще­ст­ва бу­ду­ще­го, по­лу­чил вы­со­кую оцен­ку зап. и рус. де­мо­кра­тич. кри­ти­ки и по­слу­жил мо­де­лью для уто­пич. ро­ма­на нач. 20 в. (Г. Уэллс, Дж. Лон­дон, А. А. Бо­гда­нов и др.).

Ху­дож. твор­че­ст­во и тео­ре­тич. тру­ды М. за­ло­жи­ли ос­но­ву для совр. по­ни­ма­ния про­фес­сии ди­зай­не­ра как ху­дож­ни­ка; его вни­ма­ние к ма­те­риа­лу и к функ­ции, идеи о важ­но­сти при­клад­ных ис­кусств в оформ­ле­нии жи­ло­го до­ма и о воз­вра­ще­нии к ре­мес­лен­но­му тру­ду, гра­фич­ность ор­на­мен­та и форм по­влия­ли так­же на сло­же­ние сти­ля мо­дерн.

Соч.: The сollected works. L., 1910–1915. Vol. 1–24. L., 1992; Ис­кус­ст­во и жизнь. Из­бран­ные ста­тьи, лек­ции, ре­чи, пись­ма. М., 1973.

Лит.: Mackail J. W. The life of W. Morris. L., 1899. Vol. 1–2. N. Y., 1995; Pevsner N. Pioneers of the modern design: from W. Morris to W. Gropius. L., 1960. New Haven; L., 2005; W. Morris: artist, writer, socialist. 2nd ed. N. Y., 1966. Vol. 1–2; Watkinson R. W. Mor­ris as designer. L., 1967. L., 1990; Гольд­замт Э. У. Мор­рис и со­ци­аль­ные ис­то­ки со­вре­мен­ной ар­хи­тек­ту­ры. М., 1973; Sewter A. C. The stained glass of W. Mor­ris and his circle. New Haven; L., 1975. Vol. 1–2; W. Morris and the art of the book. (Cat.). N. Y., 1976; Fair­clough O., Leary E. Textiles by W. Morris and Morris & Co., 1861–1940. L., 1981; Stansky P. Redesigning the world: W. Morris, the 1880s, and the Arts and Crafts. L., 1985; Hender­son P. W. Morris: his life, work and friends. L., 1986; Эс­те­ти­ка Мор­ри­са и со­вре­мен­ность. М., 1987; Har­vey Ch., Press J. W. Morris: de­sign and enterprise in Victorian England. Man­chester, 1991; Peterson W. S. The Kelmscott Press: a history of W. Morris’s typographical adventure. Oxf., 1991; Спи­цы­на ЛВ. У. Мор­рис. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1991; Thomp­son P. The work of W. Morris. Oxf., 1991; MacCarthy F. W. Mor­ris: a life for our time. L., 1994; Coote S. W. Morris: his life and work. Stroud, 1996; W. Morris. (Cat.). L., 1996; Kinna R. W. Mor­ris: the art of socia­lism. Cardiff, 2000; Се­дых Э. В. У. Мор­рис: Лик Сред­не­ве­ко­вья. СПб., 2007; Donovan A. W. Morris and the Society for the protection of ancient buildings. L., 2008.

Вернуться к началу