МО́РРИС УИЛЬЯМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́РРИС (Morris) Уильям (24.3.1834, Уолтемстоу, ныне в черте Лондона – 3.10.1896, Лондон), англ. дизайнер, живописец, обществ. деятель, писатель. Учился в колледже в Марлборо (1848–1851) и Эксетер-колледже Оксфордского ун-та (1853–55), где познакомился с Э. Бёрн-Джонсом, который в дальнейшем стал его соратником по худож. деятельности. Первоначально под влиянием англокатолицизма собирался стать священником, но поездки по Сев. Франции (1854, 1855), а также труды Т. Карлейля и Дж. Рёскина пробудили в нём интерес к архитектуре и Средневековью, соотношению обществ. устройства и иск-ва; в 1856 он стал учеником работавшего в стиле неоготики арх. Дж. Э. Стрита. В том же году переехал в Лондон, где Д. Г. Россетти убедил его заняться живописью. Под его же влиянием М. и Бёрн-Джонс восприняли худож. принципы прерафаэлитов, примкнув к этому объединению; в 1857 они вместе с Россетти и др. расписали стены и потолок зала заседаний Оксфордского союза сюжетами Артуровских легенд; к этому же времени относится единственная сохранившаяся станковая работа М. «Прекрасная Изольда» (др. назв. – «Королева Гиневра», 1858, галерея Тейт, Лондон).
В 1859 по заказу М. арх. Ф. Уэбб построил т. н. Красный дом в Бекслихит; М. принимал участие в разработке архит. проекта, а также дизайна интерьера, который был украшен орнаментом и предметами в ср.-век. духе. В ходе работы он заинтересовался идеей возрождения ср.-век. видов декоративно-прикладного иск-ва на основе ручного труда и основал в 1861 фирму «Morris, Marshall, Faulkner & Co.» (с 1875 – «Morris & Co.»), которая изготовляла гобелены, витражи, резную мебель, ткани, вышивку, предметы из стекла и металла, ювелирные украшения, ковры, обои по эскизам Д. Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонса, Уэбба, Ф. М. Брауна и др. Эта деятельность М., наряду с его теоретич. трудами, заложила основу движения «Искусства и ремёсла». Сам М., будучи мастером орнамента (преим. флорального), занимался дизайном тканей (см. илл. к ст. Великобритания), обоев («Маргаритка», 1862), позднее – ковров, также подбором цветного стекла для витражей, т. к. в этот период в Великобритании активно строились неоготич. и реставрировались готич. церкви (напр., витражи для часовни колледжа Иисуса в Кембридже, 1873–77, по рисункам Бёрн-Джонса и Брауна). Сами методы реставрации того времени вызвали обеспокоенность М., и в 1877 он основал Об-во защиты старинных зданий (функционирует до сих пор), а также отказался от поставок своих витражей для восстанавливаемых построек. М. коллекционировал ср.-век. рукописи и раннепечатные книги, с 1869 создавал иллюминированные манускрипты и печатал книги в созданном им совм. с Э. Уокером в 1891 изд-ве «Kelmscott Press» (в т. ч. «Сочинения Джеффри Чосера», 1896, с 87 ксилографиями Бёрн-Джонса, вёрстка и орнаменты М.); одним из первых стал издавать «авторские» книги (см. илл. к ст. Иллюстрация).
Внимание к проблеме возрождения ручной работы и связи ремесленника и художника со своим изделием, неприятие совр. индустриальной эпохи с характерным для неё отчуждением труда, ориентация на идеал Средневековья в худож. творчестве (современное ему прикладное иск-во М. считал упадочным) отразились в обществ. деятельности мастера. С 1877 он читал публичные лекции, в осн. посвящённые вопросам декоративно-прикладного иск-ва (считая его «искусством для народа») в связи с социальной проблематикой. Придя к выводу, что для создания нового иск-ва необходимо сначала перестроить общество, М. с 1883 примкнул к социалистам [первоначально – к Демократич. (социал-демократич.) федерации, затем стал соучредителем Социалистич. лиги (1884; вышел из неё в 1890), позднее основал Хаммерсмитское социалистич. об-во (по названию района Лондона, где он жил)], участвовал в манифестациях и др.
М. также активно занимался лит. деятельностью; известность ему принесла публикация в 1856 в издававшемся им ж. «The Oxford and Cambridge Magazin» поэтич. произведений, вошедших позднее в сб. «Защита Гиневры и другие стихотворения» («The defence of Guenevere and other poems», 1858). Интерес к античности и европ. Средневековью, идеализируемому в духе позднего романтизма, стилизация под мелодику и ритмику ср.-век. рыцарской поэзии, влияние др.-герм. эпич. сказаний, артуровских легенд, творчества Дж. Чосера и Т. Мэлори проявились в поэтических сочинениях М.: поэмы «Жизнь и смерть Ясона» («The life and death of Jason», 1867), «Рай земной» («The Earthly paradise», vol. 1–3, 1868–70, рус. пер. фрагмента – 1869), «История Сигурда из Вольсунгов и гибели Нибелунгов» («The story of Sigurd the Volsung and the fall of the Niblungs», 1877) и др. В худож. прозе кон. 1880–90-х гг. М. описывает в позднеромантич. духе причудливый сказочно-фантастич. мир: романы «Горные глуби» («The roots of the mountains», 1890), «Колодец на краю мира» («The well at the world’s end», 1892), «Воды Дивных Островов» («The water of the Wondrous Isles», 1897, рус. пер. 1996); повести, рассказы. Увлечение идеями социализма, пропагандистская деятельность М. среди рабочих претворены в его публицистике, гражд. лирике, романе «Сон про Джона Болла» («A dream of John Ball», 1886–87, рус. пер. 1911). Роман «Вести ниоткуда» («News from nowhere», 1890, рус. пер. 1906), отразивший представления М. об устройстве идеального общества будущего, получил высокую оценку зап. и рус. демократич. критики и послужил моделью для утопич. романа нач. 20 в. (Г. Уэллс, Дж. Лондон, А. А. Богданов и др.).
Худож. творчество и теоретич. труды М. заложили основу для совр. понимания профессии дизайнера как художника; его внимание к материалу и к функции, идеи о важности прикладных искусств в оформлении жилого дома и о возвращении к ремесленному труду, графичность орнамента и форм повлияли также на сложение стиля модерн.