Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОГО́ТИКА

Авторы: С. В. Хачатуров (введение и неоготика в России), O. E. Осовский (литература)

НЕОГО́ТИКА, псев­до­го­ти­ка, лож­ная го­ти­ка (оба на­зва­ния ус­тар.), 1) рет­ро­спек­тив­ное те­че­ние в ар­хи­тек­ту­ре и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ных ис­кус­ст­вах 18 – 1-й пол. 19 вв.; с сер. 19 в. один из ис­то­ри­че­ских сти­лей. По­сле то­го как в 16 в. за­вер­ши­лось раз­ви­тие го­ти­ки как са­мо­сто­ят. сти­ля, её ру­ди­мен­ты со­хра­ня­лись в ев­роп. ар­хи­тек­ту­ре до сер. 18 в. (яв­ле­ние, по­лу­чив­шее в анг­лоя­зыч­ных стра­нах назв. Gothic Survival – «пе­ре­жит­ки го­ти­ки»). В этот пе­ри­од го­тич. фор­мы ими­ти­ро­ва­ли при рес­тав­ра­ции и до­ст­рой­ке ср.-век. со­ору­же­ний (Вест­мин­стер­ское аб­бат­ст­во, ар­хи­тек­то­ры К. Рен, 1698–1722, и Н. Хок­смур, 1734–45; со­бор Сент-Круа в Ор­леа­не, нач. 17 в. – 1793, до­ст­раи­вал­ся до 1904).

Ста­нов­ле­ние Н. бы­ло тес­ней­шим об­ра­зом свя­за­но с «от­кры­ти­ем» и пе­ре­оцен­кой пе­рио­да сред­них ве­ков в ев­роп. куль­ту­ре 18–19 вв. Пер­вые вспле­ски ин­те­ре­са к го­ти­ке про­ис­хо­ди­ли в кон­тек­сте сти­ля ро­ко­ко, ко­то­рый в сво­ём стрем­ле­нии ко все­му при­чуд­ли­во­му и не­ре­гуляр­но­му от­крыл­ся на­встре­чу но­вым фор­маль­ным сис­те­мам (в этом от­но­ше­нии ис­поль­зо­ва­ние го­тич. форм не от­ли­ча­лось по сво­ему ха­рак­те­ру от экс­пе­ри­мен­тов с ши­ну­аз­ри и т. н. тюр­ке­ри). Этот ин­те­рес в даль­ней­шем был под­хва­чен ев­роп. ро­ман­тиз­мом, с его куль­том Сред­не­ве­ко­вья в лит-ре и изо­бра­зи­тель­ном иск-ве, ан­ти­клас­си­ци­стич. на­строе­ния­ми и тя­гой к нац. кор­ням. Раз­ви­тию Н. спо­соб­ст­во­ва­ло ста­нов­ле­ние ме­дие­ви­сти­ки как нау­ки. Пред­вест­ни­ком на­уч. ис­сле­до­ва­ния ср.-век. со­ору­же­ний вы­сту­пил ещё англ. арх. Дж. Эс­секс, осу­ще­ст­вив­ший ис­то­рич. рес­тав­ра­цию со­бо­ров в Или (1757–62) и Лин­коль­не (1762–1765), ос­но­ван­ную на изу­че­нии ори­ги­наль­ных кон­ст­рук­ций.

На ран­нем эта­пе, в те­че­ние 18 в., нео­го­тич. по­строй­ки пред­став­ля­ли со­бой сво­бод­ные фан­та­зии на те­му ср.-век. ар­хи­тек­ту­ры. Про­воз­ве­ст­ни­ка­ми но­во­го сти­ля ста­ли са­до­во-пар­ко­вые со­ору­же­ния (па­виль­о­ны, руи­ны, бе­сед­ки) в круп­ных двор­цо­во-пар­ко­вых ан­самб­лях, где они не­ред­ко со­сед­ст­во­ва­ли с по­строй­ка­ми в сти­ле клас­си­циз­ма: «Го­ти­че­ский храм» в усадь­бе Шо­то­вер, граф­ст­во Окс­форд­шир (по­сле 1717, при­пи­сы­ва­ет­ся У. Тау­н­сен­ду); «Храм сво­бо­ды на­ших пред­ков», или «Го­ти­че­ский храм», в усадь­бе Стоу в Ба­кин­гем­ши­ре (1741–1747, арх. Дж. Гиббс); па­виль­он Катл-Милл в усадь­бе Рау­сем-хаус в Окс­форд­шире (1738–41, арх. У. Кент); баш­ня зам­ка Эдж­хилл (1745–47); усадь­ба Ра­ду­эй в Уо­рик­ши­ре (арх. С. Мил­лер) – в Ве­ли­ко­бри­та­нии; «го­ти­че­ская» ка­пел­ла в па­виль­о­не Ма­гда­ле­ненк­лау­зе в Ним­фен­бур­ге (ны­не в чер­те Мюн­хе­на; 1725–1780, арх. Й. Эф­нер) и др.

Длинная галерея в замке в поместье Х. Уолпола Строберри-Хилл (Лондон). 1753–76. По замыслу Х. Уолпола. Рисунок. 19 в.
Ратуша в Манчестере. 1868–77. Архитекторы А. Уотерхаус, Дж. Г. Скотт Старший.

Мо­да на Сред­не­ве­ко­вье от­ра­зи­лась и в жи­лой ар­хи­тек­ту­ре. В по­ме­сть­ях Ве­ли­ко­бри­та­нии за­каз­чи­ки и ар­хи­тек­то­ры стре­ми­лись вос­соз­дать об­лик и дух ср.-век. со­ору­же­ний, на­де­ляя по­строй­ки эле­мен­та­ми, ко­то­рые при­да­ва­ли им ус­лов­ное сход­ст­во с зам­ка­ми и аб­бат­ст­ва­ми (баш­ни, сво­ды, га­ле­реи, зуб­ча­тые сте­ны, асим­мет­рич. план, мо­ти­вы стрель­ча­той ар­ки и т. п.): собств. дом арх. Дж. Ван­бру в Грин­ви­че (1718–19); за­мок Ин­ве­рэ­ри-касл гер­цо­га Ар­гай­ла в Шот­лан­дии (про­ект Ван­бру, ок. 1720, стро­ил­ся с 1745, арх. Р. Мор­рис). Вы­даю­щую­ся роль в ут­вер­жде­нии и рас­про­стра­не­нии Н. сыг­ра­ли за­мок в по­ме­стье Стро­бер­ри-Хилл Х. Уол­по­ла (ны­не в чер­те Лон­до­на, пе­ре­строен в 1753–76, за­мы­сел Уол­по­ла реа­ли­зо­вы­ва­ли ар­хи­тек­то­ры Дж. Чут, Р. Бент­ли, Р. Адам, Дж. Эс­секс, И. Х. Мюнц) с его сво­бод­ной пла­ни­ров­кой и ин­терь­е­ра­ми, вос­про­из­во­дя­щи­ми го­тич. мо­ти­вы, и «аб­бат­ст­во» Фонт­хилл пи­са­те­ля У. Бек­фор­да (1796–1817, арх. Дж. Уай­атт, раз­ру­ше­но в 1825), вдох­нов­лён­ное фор­ма­ми со­бо­ра в Сол­сбе­ри, а так­же шотл. име­ние В. Скот­та Аб­ботс­форд (1816–18, 1822–24, ар­хи­тек­то­ры У. Ат­кин­сон, Э. Блор).

В Гер­ма­нии пер­вы­ми со­ору­же­ния­ми в сти­ле Н. ста­ли Нау­эн­ские во­ро­та в Потс­да­ме (1755, пе­ре­строе­ны), спро­ек­ти­ро­ван­ные Фрид­ри­хом II Ве­ли­ким, «Го­ти­че­ский дом» в двор­цо­во-пар­ко­вом ан­самб­ле Вёр­лиц близ Дес­сау (1773–1813, ар­хи­тек­то­ры Ф. В. Эрд­манс­дорф, Г. К. Хе­зе­киль, фа­сад по об­раз­цу ве­не­ци­ан­ской ц. Ма­дон­на-дель-Ор­то). Ср.-век. кре­пость на­по­ми­на­ет за­мок Лё­вен­бург в Кас­се­ле (1793–1801, арх. Х. К. Юс­сов). Близ Ве­ны был по­стро­ен нео­го­тич. за­мок Фран­ценс­бург (1798–1801, арх. Ф. Егер).

В 1-й пол. 19 в. Н. всту­пи­ла в но­вую, т. н. ар­хео­ло­ги­че­скую, фа­зу, ко­то­рая ба­зи­ро­ва­лась на не­по­средств. изу­че­нии па­мят­ни­ков го­тич. эпо­хи и пе­ре­не­се­нии под­лин­ных кон­ст­рук­тив­ных и де­ко­ра­тив­ных приё­мов ср.-век. ар­хи­тек­ту­ры в совр. по­строй­ки. В 19 в. Н. ста­ла вос­при­ни­мать­ся как собств. нац. стиль во мно­гих ев­роп. стра­нах (в пер­вую оче­редь в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Гер­ма­нии), став аль­тер­на­ти­вой позд­не­му клас­си­циз­му.

В Анг­лии, где Н. ста­ла важ­ней­шей со­став­ляю­щей вик­то­ри­ан­ско­го сти­ля и по­лу­чи­ла назв. Gothic Revival («воз­ро­ж­де­ние го­ти­ки»), она ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась в куль­то­вом строи­тель­ст­ве: церк­ви – Св. Пет­ра в Лид­се (1839–41, арх. Р. Д. Чан­трелл), Лон­дон­ско­го ун-та (1850–54, арх. Дж. Р. Бран­дон), Св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля в Ли­вер­пу­ле (1867–70, арх. Дж. Бод­ли), Св. Ав­гу­сти­на в Кил­бер­не (Лон­дон; 1870–80, арх. Дж. Пир­сон), Всех Свя­тых в Ли­ке (Стаф­форд­шир; 1885–87, арх. Р. Шоу) и др. В Анг­лии и Ир­лан­дии бы­ла раз­ра­бо­та­на про­грам­ма мас­со­во­го воз­ве­де­ния при­ход­ских церк­вей в этом сти­ле (по­строй­ки Т. Рик­ма­на, Э. Сал­ви­на и др.). В сти­ле Н. строи­лись и свет­ские зда­ния: до­ма при­ход­ских свя­щен­ни­ков, шко­лы (Кам­брей­ский кол­ледж в Шот­лан­дии, 1844–51, арх. У. Бат­тер­филд; Лан­синг-кол­ледж, 1854, арх. Р. Кар­пен­тер), зам­ки (Ол­тон-касл в Стаф­форд­шире, 1847, арх. О. Пьюд­жин; Кас­телл-Кох в Гла­мор­га­не, 1875–90, арх. У. Берд­жес). Важ­ную роль Н. сыг­ра­ла в ар­хи­тек­ту­ре об­ществ. зда­ний: од­ним из са­мых зна­чит. па­мят­ни­ков Н. яв­ляет­ся Вест­мин­стер­ский дво­рец (зда­ние пар­ла­мен­та; 1840–68, архитекторы Ч. Бэр­ри, Э. Бэр­ри, Пьюд­жин), вос­про­из­во­дя­щий сти­ли­сти­ку пер­пен­ди­ку­ляр­но­го сти­ля англ. го­ти­ки, а так­же Ме­мо­ри­ал прин­ца Аль­бер­та [1862–75, арх. Дж. Г. Скотт Стар­ший (см. в ст. Скотт, семья)] и Тау­эр­ский мост (1886–94, арх. Х. Джонс) в Лон­до­не, Ра­ту­ша в Ман­че­сте­ре (1868–77, ар­хи­тек­то­ры А. Уо­тер­ха­ус, Скотт). Во 2-й пол. 19 в. чер­та­ми Н. про­ник­ну­ты про­ек­ты во­кза­лов (Сент-Пан­крас в Лон­до­не, 1866–68, инж. У. Г. Бар­лоу), оте­лей (Мид­ленд-Гранд-отель, 1868–76, арх. Скотт), кол­лед­жей (Мар­ишал-кол­ледж в Абер­ди­не, 1906, арх. А. М. Ма­кен­зи; Кибл-кол­ледж, 1867–83, арх. Бат­тер­филд), уни­вер­ма­гов и др. круп­ных со­ору­же­ний (зда­ние Ко­ро­лев­ско­го су­да в Лон­до­не, 1882, арх. Дж. Э. Стрит). В сти­ле Н. ра­бо­та­ли так­же ар­хи­тек­то­ры Дж. Брукс, Дж. Бент­ли.

Ин­те­рес к го­ти­ке и её на­уч. изу­че­ние по­зво­ли­ли за­вер­шить строи­тель­ст­во со­бо­ров Св. Пет­ра и Де­вы Ма­рии в Кёль­не (не­фы и баш­ни – 1842–80, ар­хи­тек­то­ры Э. Ф. Цвир­нер, Р. Фог­тель), в Уль­ме (1844–90, ар­хи­тек­то­ры Ф. Трен, Л. Шой, А. фон Бей­ер), Св. Ви­та в Пра­ге (не­фы и зап. фа­сад – 1861–1929, архи­тек­то­ры Й. Кран­нер, Й. Мо­кер и К. Гиль­берт), ц. Св. Ни­ко­лая в Гам­бур­ге (1874). Н. ста­ла од­ним из са­мых рас­про­стра­нён­ных сти­лей цер­ков­но­го строи­тель­ст­ва по всей Ев­ро­пе: ре­кон­ст­рук­ция церк­ви аб­бат­ства От­комб близ Шам­бе­ри, Фран­ция (1824–1843, арх. Э. Ме­ла­но), Фрид­рих­вер­дер­ская ц. в Бер­ли­не (1824–30, арх. К. Ф. Шин­кель), Ма­рия­хильф­кир­хе в Мюн­хе­не (1831–39, арх. Й. Д. Оль­мюл­лер), Нотр-Дам-де-Ла­кен в Брюс­се­ле (1854, арх. Й. Пу­ларт), Во­тив­кир­хе в Ве­не (1856–79, арх. Г. фон Фер­стель) и др.

Церковь Мария-фом-Зиге в Вене. 1868–75. Архитектор Ф. фон Шмидт.

По­сле на­по­ле­о­нов­ских войн Н. ста­ли ак­тив­но ис­поль­зо­вать как стиль ре­зи­ден­ций мо­нар­хов [отд. час­ти Винд­зор­ско­го зам­ка, зам­ки – Ба­бельс­берг близ Пот­с­да­ма (1833–48, ар­хи­тек­то­ры К. Ф. Шин­кель и Л. Пер­си­ус), Хо­эн­шван­гау в Ба­ва­рии (1833–37, арх. Д. Ку­а­льо и др.), Ма­ри­ен­бург близ Ган­но­ве­ра (1858–67, арх. К. В. Ха­зе); пе­ре­строй­ка зам­ков Штоль­цен­фельс близ Коб­лен­ца (1836–42, арх. Шин­кель)] и круп­ных об­ществ. зда­ний [ком­п­лекс адм. зда­ний на Пар­ла­мент­ском хол­ме в От­та­ве (стро­ил­ся с 1859, архи­тек­то­ры Т. Фул­лер, Ч. Джонс, О. Лей­вер, Т. Стент), пар­ла­мен­та Венг­рии в Бу­да­пеш­те (1884–1904, арх. И. Штейндль), но­вые ра­ту­ши в Бер­ли­не (1861–69, арх. Г. Ф. Ве­зе­ман), Ве­не (1872–83, арх. Ф. фон Шмидт) и Мюн­хе­не (1867–1908, арх. Г. И. фон Хау­бер­рис­сер) и др.].

В стра­ны, где по­зи­ции клас­си­циз­ма бы­ли осо­бен­но силь­ны, Н. про­ник­ла по­зд­нее. Во Фран­ции Н. бы­ла свя­за­на с иде­ей со­хра­не­ния и вос­ста­нов­ле­ния ср.-век. на­сле­дия, ак­тив­ным сто­рон­ни­ком ко­то­рой вы­сту­пал Э. Ви­ол­ле-ле-Дюк – как в сво­их тео­ре­тич. со­чи­не­ни­ях, так и рес­тав­рац. дея­тель­но­сти. Па­мят­ни­ка­ми франц. Н. ста­ли «до­бав­ле­ния», вне­сён­ные им в ре­кон­ст­руи­ро­ван­ные Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри со­бор, со­бо­ры Нотр-Дам в Амь­е­не и Рейм­се, ц. Св. Ма­гда­ли­ны в Вез­ле, го­род-кре­пость Кар­ка­сон, зам­ки Пьер­фон близ Ком­пь­е­на и др. ср.-век. по­строй­ки. В Ита­лии осн. за­да­чей Н. так­же ста­ло за­вер­ше­ние не­до­стро­ен­ных в сред­ние ве­ка со­ору­же­ний. В эту эпо­ху об­ре­ли фа­са­ды: со­бор Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре (1887, арх. Э. Де Фаб­рис) и ц. Сан­та-Кро­че (1857–65, арх. Н. Ма­тас) во Фло­рен­ции; со­бор в Не­апо­ле (1905, арх. Э. Аль­ви­но), со­бор Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ма­те­ри в Ми­ла­не (фа­сад – 1805–1813, ар­хи­тек­то­ры К. Ама­ти, Дж. Дза­ноя; шпи­ли – 1892). Во 2-й пол. 19 в. Н. по­сте­пен­но пе­ре­шла от ими­та­ции ср.-век. форм к их бо­лее сво­бод­ной ин­тер­пре­та­ции и ста­ла од­ной из со­став­ляю­щих эк­лек­тиз­ма.

Спальня короля Людвига II Баварского в замке Нойшванштайн в Баварии. 1886–92. Оформитель П. Хервеген.

В 19 в. Н. ут­вер­ди­лась как стиль оформ­ле­ния ин­терь­е­ров и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло как раз­ви­тие нео­го­тич. ар­хи­тек­ту­ры, так и то, что го­ти­ка ста­ла вос­при­ни­мать­ся как эпо­ха оду­хо­тво­рён­но­го руч­но­го ре­мес­ла в про­ти­во­по­лож­ность совр. без­душ­но­му ма­шин­но­му про­из-ву, как иде­аль­ный об­ра­зец уни­вер­саль­но­го син­те­за ис­кусств. В ин­терь­е­рах нео­го­тич. стиль про­явил­ся в ар­хит. де­ко­ре: в ис­поль­зо­ва­нии стрель­ча­тых арок, рез­ных де­рев. па­не­лей, лан­це­то­вид­ных окон, мо­ти­вов го­тич. ор­на­мен­та (на­ту­ра­ли­сти­че­ски изо­бра­жён­ная ли­ст­ва, три­ли­ст­ни­ки, квад­ри­фо­лии и др.), а так­же в по­ли­хро­мии (ин­терь­е­ры зам­ка Нойш­ван­штайн в Ба­ва­рии, 1886–92, арх. Ю. Хоф­манн и др.). Эти мо­ти­вы пе­ре­шли в оформ­ле­ние ме­бе­ли, из­де­лий из ме­тал­ла, вит­ра­жей, ке­ра­ми­ки, тек­сти­ля, в юве­лир­ное иск-во и др. (на этой ос­но­ве сло­жил­ся стиль оформ­ле­ния ин­терь­е­ров У. Мор­ри­са). Вы­даю­щую­ся роль в фор­ми­ро­ва­нии кон­цеп­ции нео­го­тич. ин­терь­е­ра и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва сыг­рал О. Пьюд­жин, стре­мив­ший­ся к дос­то­вер­но­му вос­про­из­ве­де­нию форм ср.-век. пред­ме­тов в сво­их про­ек­тах ут­ва­ри, про­из­во­див­шей­ся в спец. мас­тер­ских. Ему при­над­ле­жат про­ек­ты ин­терь­е­ров мно­го­числ. церк­вей в Анг­лии, Вест­мин­стер­ско­го двор­ца, Сред­не­ве­ко­во­го дво­ра на Все­мир­ной вы­став­ке 1851 в Лон­до­не. Н. рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко за пре­де­ла­ми Ев­ро­пы, ут­вер­див­шись в стра­нах Юж. и Сев. Аме­ри­ки (в США – ар­хи­тек­то­ры Р. Апд­жон, Дж. Нот­ман, Дж. Ре­ник Млад­ший), Юж. Аф­ри­ке, Ав­ст­ра­лии и Но­вой Зе­лан­дии, так­же в стра­нах Центр. и Юго-Вост. Азии; она на мн. де­ся­ти­ле­тия оп­ре­де­ли­ла стиль мас­со­во­го цер­ков­но­го строи­тель­ст­ва, ино­гда при­ме­ня­лась так­же при строи­тель­ст­ве об­ществ. со­ору­же­ний (уни­вер­си­те­ты, кол­лед­жи и пр.).

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в ансамбле Чесменского дворца в С.-Петербурге. 1774–77. Архитектор Ю. М. Фельтен. Фото Д. В. Соловьёва

В Рос­сии ещё в сер. 18 в. ро­ди­лось по­ня­тие «го­ти­че­ский вкус», обо­зна­чав­шее все ху­дож. яв­ле­ния, про­ти­во­пос­та­вив­шие се­бя клас­си­циз­му. Оно под­ра­зу­ме­ва­ло об­ра­ще­ние к «древ­но­сти» во­об­ще, без раз­ли­чия кон­крет­ных пе­рио­дов как рус­ской, так и зап.-ев­роп. ис­то­рии и вы­сту­па­ло си­но­ни­мом все­го «стран­но­го», «при­чуд­ли­во­го» и «ро­ма­ни­че­ско­го» (в ба­роч­ном зна­че­нии это­го сло­ва). В пи­ку идео­ло­гии Про­све­ще­ния про­из­ве­де­ния, соз­дан­ные в «го­ти­че­ском вку­се», ут­вер­жда­ли цен­ность куль­ту­ры про­шло­го и мир ча­ст­но­го, под­вер­жен­но­го при­хот­ли­вой иг­ре чувств че­ло­ве­ка: кар­ти­ны на др.-рус. сю­же­ты И. А. Аки­мо­ва, А. П. Ло­сен­ко с эле­мен­та­ми на­ме­рен­ной ар­хаи­за­ции форм, по­строй­ки В. И. Ба­же­но­ва (пре­ж­де все­го в Ца­ри­цы­не), са­до­во-пар­ко­вые па­виль­о­ны в Цар­ском Се­ле В. И. Не­ело­ва, ан­самбль Чес­мен­ско­го двор­ца (1774–77, арх. Ю. М. Фель­тен) в С.-Пе­тер­бур­ге. Для рус. «го­тич.» ар­хи­тек­ту­ры ха­рак­тер­ны крас­ные кир­пич­ные фа­са­ды с де­ко­ром бе­ло­го цве­та, вклю­чаю­щим стрель­ча­тые ар­ки, зуб­цы, ба­шен­ки, а так­же эле­мен­ты др.-рус. зод­че­ст­ва.

На­чи­ная с эпо­хи ро­ман­тиз­ма, по ме­ре ста­нов­ле­ния ис­то­рич. зна­ния о ми­ре, от­но­ше­ние к сред­ним ве­кам ста­ло бо­лее диф­фе­рен­ци­ро­ван­ным. Не­смот­ря на то что и го­ти­че­ские, и др.-рус. фор­мы час­то вхо­дят в еди­ный, под­чи­нён­ный ам­пир­но­му син­те­зу об­раз (пе­ре­строй­ки арх. И. В. Его­то­вым Крем­лёв­ских строе­ний по­сле Отеч. вой­ны 1812, Ека­те­ри­нин­ская ц. Воз­не­сен­ско­го мон. в Мо­с­ков­ском Крем­ле, 1809–15, арх. А. Н. Ба­ка­рев, пред­по­ло­жи­тель­но по про­ек­ту К. И. Рос­си; Си­но­даль­ная ти­по­гра­фия в Мо­ск­ве, 1811–15, арх. И. Л. Ми­ро­нов­ский), на­ме­ча­ет­ся раз­де­ле­ние двух об­ра­щён­ных в про­шлое сти­лей: «рус­ско­го» сти­ля, ис­поль­зую­ще­го эле­мен­ты др.-рус. зод­че­ст­ва, и соб­ст­вен­но Н. Де­ко­ра­тив­ные фор­мы в Н. за­час­тую точ­но со­от­но­сят­ся с ис­то­рич. об­раз­ца­ми, ино­гда они пря­мо ко­пи­ру­ют­ся с по­стро­ек про­шло­го [дво­рец «Кот­тедж» в Пе­тер­го­фе арх. А. А. Ме­не­ла­са, 1826–29; Ка­пел­ла в Пе­тер­го­фе арх. К. Ф. Шин­ке­ля, 1831–34; Во­рон­цов­ский дво­рец в Алуп­ке, 1831–46, про­ект арх. Э. Бло­ра; Пет­ро­пав­лов­ская цер­ковь в Пар­го­ло­ве (ны­не в со­ста­ве С.-Пе­тер­бур­га) арх. А. П. Брюл­ло­ва, 1831–40]. Эле­мен­ты Н. ис­поль­зу­ют­ся в пе­ре­строй­ке двор­ца и мос­та усадь­бы Мар­фи­но (1831–46, арх. М. Д. Бы­ков­ский).

Вокзал станции Новый Петергоф Петергофской железной дороги. 1854–57. Архитектор Н. Л. Бенуа.

Бу­к­валь­ное под­ра­жа­ние Сред­не­ве­ковью на фа­са­дах и в ин­терь­е­рах куль­то­вых, об­ществ. и жи­лых зда­ний ха­ракте­ри­зу­ет бо­лее позд­нюю Н. 1840–80-х гг. – вре­ме­ни ис­то­рич. сти­лей, ос­но­ван­ных на на­уч. изу­че­нии про­шло­го (вокзал ст. Новый Пе­тер­гоф, арх. Н. Л. Бе­нуа, 1854–57; лю­те­ран­ская ц. Св. Ми­хаи­ла в С.-Пе­тер­бур­ге, арх. К. К. Буль­ме­ринг, 1874–77; кос­тёл в Ир­кут­ске, арх. И. Ф. Та­му­ле­вич, 1881–86, и др.). В рам­ках сти­ля мо­дерн Н. вновь ста­ла вос­тре­бо­ва­на бла­го­да­ря свой­ст­вен­но­му ей ор­га­нич. син­те­зу функ­ции и де­ко­ратив­ной фор­мы (особ­няк З. Г. Мо­ро­зо­вой на Спи­ри­до­нов­ке в Мо­ск­ве, арх. Ф. О. Шех­тель, 1893–98).

2) В ли­те­ра­ту­ре Н. – пе­ре­ос­мыс­ле­ние и об­нов­ле­ние тра­ди­ций го­ти­че­ско­го ро­ма­на в Зап. Ев­ро­пе и США в кон. 19–20 вв.; тер­мин не­ус­той­чив и ус­ло­вен. По­ро­ж­дён­ная эс­те­ти­кой нео­ро­ман­тиз­ма и воз­ник­шая как ре­ак­ция на без­ду­хов­ность и ути­ли­тар­ность бур­жу­аз­но­го об­ще­ст­ва, Н. пе­ре­но­сит го­тич. сю­же­ты в со­вре­мен­ность, со­че­тая ус­то­яв­шие­ся приё­мы и сти­ле­вые осо­бен­но­сти го­тич. про­зы (мис­ти­цизм, фан­та­сти­ка, ср.-век. или эк­зо­тич. вос­точ­ный ко­ло­рит) с ат­ри­бу­та­ми совр. ци­ви­ли­за­ции. Стрем­ле­ни­ем к но­во­му про­чте­нию го­тич. тра­ди­ции от­ме­че­ны по­вес­ти «Стран­ная ис­то­рия док­то­ра Дже­ки­ла и мис­те­ра Хай­да» Р. Л. Сти­вен­со­на (1886), «Кен­тер­виль­ское при­ви­де­ние» (1887) и «Порт­рет До­риа­на Грея» (1891) О. Уай­ль­да, ро­ма­ны «Ост­ров док­то­ра Мо­ро» (1896) и «Че­ло­век-не­ви­дим­ка» (1897) Г. Уэлл­са, «Дра­ку­ла» Б. Сто­ке­ра (1897). Ок­культ­ны­ми мо­ти­ва­ми на­сы­ще­ны про­за Х. Ф. Лав­краф­та и его по­сле­до­ва­те­лей, по­ве­сти и ро­ма­ны Г. Мей­рин­ка; го­тич. эле­мен­ты при­сут­ст­ву­ют в ро­ма­нах «Свя­ти­ли­ще» (1931) и «Авес­са­лом, Авес­са­лом!» (1936) У. Фолк­не­ра. Воз­ро­ж­де­ние ин­те­ре­са к Н. в 1970–90-е гг. на­шло от­ра­же­ние в твор­че­ст­ве К. Уил­со­на, А. Д. Мёр­док, А. Кар­тер (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Дж. К. Оутс, С. Кин­га, Р. Же­ляз­ны, Л. Спрэ­га де Кам­па (США) и др. Н. ак­тив­но про­ни­ка­ет в мас­со­вую ли­те­ра­ту­ру и ки­не­ма­то­граф.

Лит.: Ар­хи­тек­ту­ра и изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во. Frankl P. The Gothic. Literary sources and interpretations through eight centures. L., 1960; Haslag J. «Gothic» im 17. und 18. Jahr­hundert. Köln; Graz, 1963; Gossman L. Medievalism and the ideologies of the Enlightenment. Balt., 1968; Voss J. Das Mittelalter im historischen Denken Frankreichs. Münch., 1972; Germann G. Neugotik. Stuttg., 1974; Le «Go­thique» retrouvé avant Viollet-le-Duc. (Cat.). P., 1979; Бо­ри­со­ва Е. А. Рус­ская ар­хи­тек­ту­ра и анг­лий­ская псев­до­го­ти­ка // Взаи­мо­связь ис­кусств в ху­до­же­ст­вен­ном раз­ви­тии Рос­сии вто­рой по­ло­ви­ны XIX в. М., 1982; она же. Рус­ская ар­хи­тек­ту­ра в эпо­ху ро­ман­тиз­ма. СПб., 1997; Hesse M. Von der Nachgotik zur Neugotik. Fr./M., 1984; Herrmann W. Lau­gier and eighteenth century French theory. L., 1985; Ми­нее­ва К. И. Ца­ри­цы­но. Двор­цо­во-пар­ко­вый ан­самбль. М., 1988; Hunter-Stiebel P. Of knights and spires: Gothic revival in France and Germany. N. Y., 1989; Мед­вед­ко­ва О. А. Ца­ри­цын­ская псев­до­го­ти­ка В. И. Ба­же­но­ва: опыт ин­тер­пре­та­ции // Ико­но­гра­фия ар­хи­тек­ту­ры. М., 1990; Aldrich M. Gothic revival. L., 1994; Clark K. Gothic revival: an essay in the history of taste. 3rd ed. L., 1995; Stanton P. B. The Gothic revival and American church architecture. 2nd ed. Balt.; L., 1997; Ха­ча­ту­ров С. В. «Го­ти­че­ский вкус» в рус­ской ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ре XVIII в. М., 1999; он же. Ро­ман­тизм вне ро­ман­тиз­ма. М., 2010; Amal­vi C. Le Goût du Moyen Âge. 2 éd. P., 2002; Му­зей-за­по­вед­ник «Ца­ри­цы­но». Двор­цо­вый ан­самбль / Сост. Л. В. Ан­д­рее­ва. М., 2005.

Ли­те­ра­ту­ра. Frank F. S. Through the pale door: a guide to and through American gothic. N. Y., 1990; Howard J. Reading gothic fiction: a Bakhtinian approach. Oxf., 1994; Hurley K. The gothic body: sexuality, materialism, and degeneration at the fin de siècle. Camb., 1996; Oakes D. Science and destabilization in the modern American gothic: Lovecraft, Matheson, and King. Westport; L., 2000; Лах­манн Р. Дис­кур­сы фан­та­сти­че­ско­го. М., 2009; За­лом­ки­на Г. В. Го­ти­че­ский миф. Са­ма­ра, 2010.

Вернуться к началу