НЕОГО́ТИКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОГО́ТИКА, псевдоготика, ложная готика (оба названия устар.), 1) ретроспективное течение в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах 18 – 1-й пол. 19 вв.; с сер. 19 в. один из исторических стилей. После того как в 16 в. завершилось развитие готики как самостоят. стиля, её рудименты сохранялись в европ. архитектуре до сер. 18 в. (явление, получившее в англоязычных странах назв. Gothic Survival – «пережитки готики»). В этот период готич. формы имитировали при реставрации и достройке ср.-век. сооружений (Вестминстерское аббатство, архитекторы К. Рен, 1698–1722, и Н. Хоксмур, 1734–45; собор Сент-Круа в Орлеане, нач. 17 в. – 1793, достраивался до 1904).
Становление Н. было теснейшим образом связано с «открытием» и переоценкой периода средних веков в европ. культуре 18–19 вв. Первые всплески интереса к готике происходили в контексте стиля рококо, который в своём стремлении ко всему причудливому и нерегулярному открылся навстречу новым формальным системам (в этом отношении использование готич. форм не отличалось по своему характеру от экспериментов с шинуазри и т. н. тюркери). Этот интерес в дальнейшем был подхвачен европ. романтизмом, с его культом Средневековья в лит-ре и изобразительном иск-ве, антиклассицистич. настроениями и тягой к нац. корням. Развитию Н. способствовало становление медиевистики как науки. Предвестником науч. исследования ср.-век. сооружений выступил ещё англ. арх. Дж. Эссекс, осуществивший историч. реставрацию соборов в Или (1757–62) и Линкольне (1762–1765), основанную на изучении оригинальных конструкций.
На раннем этапе, в течение 18 в., неоготич. постройки представляли собой свободные фантазии на тему ср.-век. архитектуры. Провозвестниками нового стиля стали садово-парковые сооружения (павильоны, руины, беседки) в крупных дворцово-парковых ансамблях, где они нередко соседствовали с постройками в стиле классицизма: «Готический храм» в усадьбе Шотовер, графство Оксфордшир (после 1717, приписывается У. Таунсенду); «Храм свободы наших предков», или «Готический храм», в усадьбе Стоу в Бакингемшире (1741–1747, арх. Дж. Гиббс); павильон Катл-Милл в усадьбе Раусем-хаус в Оксфордшире (1738–41, арх. У. Кент); башня замка Эджхилл (1745–47); усадьба Радуэй в Уорикшире (арх. С. Миллер) – в Великобритании; «готическая» капелла в павильоне Магдалененклаузе в Нимфенбурге (ныне в черте Мюнхена; 1725–1780, арх. Й. Эфнер) и др.
Мода на Средневековье отразилась и в жилой архитектуре. В поместьях Великобритании заказчики и архитекторы стремились воссоздать облик и дух ср.-век. сооружений, наделяя постройки элементами, которые придавали им условное сходство с замками и аббатствами (башни, своды, галереи, зубчатые стены, асимметрич. план, мотивы стрельчатой арки и т. п.): собств. дом арх. Дж. Ванбру в Гринвиче (1718–19); замок Инверэри-касл герцога Аргайла в Шотландии (проект Ванбру, ок. 1720, строился с 1745, арх. Р. Моррис). Выдающуюся роль в утверждении и распространении Н. сыграли замок в поместье Строберри-Хилл Х. Уолпола (ныне в черте Лондона, перестроен в 1753–76, замысел Уолпола реализовывали архитекторы Дж. Чут, Р. Бентли, Р. Адам, Дж. Эссекс, И. Х. Мюнц) с его свободной планировкой и интерьерами, воспроизводящими готич. мотивы, и «аббатство» Фонтхилл писателя У. Бекфорда (1796–1817, арх. Дж. Уайатт, разрушено в 1825), вдохновлённое формами собора в Солсбери, а также шотл. имение В. Скотта Абботсфорд (1816–18, 1822–24, архитекторы У. Аткинсон, Э. Блор).
В Германии первыми сооружениями в стиле Н. стали Науэнские ворота в Потсдаме (1755, перестроены), спроектированные Фридрихом II Великим, «Готический дом» в дворцово-парковом ансамбле Вёрлиц близ Дессау (1773–1813, архитекторы Ф. В. Эрдмансдорф, Г. К. Хезекиль, фасад по образцу венецианской ц. Мадонна-дель-Орто). Ср.-век. крепость напоминает замок Лёвенбург в Касселе (1793–1801, арх. Х. К. Юссов). Близ Вены был построен неоготич. замок Франценсбург (1798–1801, арх. Ф. Егер).
В 1-й пол. 19 в. Н. вступила в новую, т. н. археологическую, фазу, которая базировалась на непосредств. изучении памятников готич. эпохи и перенесении подлинных конструктивных и декоративных приёмов ср.-век. архитектуры в совр. постройки. В 19 в. Н. стала восприниматься как собств. нац. стиль во многих европ. странах (в первую очередь в Великобритании и Германии), став альтернативой позднему классицизму.
В Англии, где Н. стала важнейшей составляющей викторианского стиля и получила назв. Gothic Revival («возрождение готики»), она широко распространилась в культовом строительстве: церкви – Св. Петра в Лидсе (1839–41, арх. Р. Д. Чантрелл), Лондонского ун-та (1850–54, арх. Дж. Р. Брандон), Св. Иоанна Крестителя в Ливерпуле (1867–70, арх. Дж. Бодли), Св. Августина в Килберне (Лондон; 1870–80, арх. Дж. Пирсон), Всех Святых в Лике (Стаффордшир; 1885–87, арх. Р. Шоу) и др. В Англии и Ирландии была разработана программа массового возведения приходских церквей в этом стиле (постройки Т. Рикмана, Э. Салвина и др.). В стиле Н. строились и светские здания: дома приходских священников, школы (Камбрейский колледж в Шотландии, 1844–51, арх. У. Баттерфилд; Лансинг-колледж, 1854, арх. Р. Карпентер), замки (Олтон-касл в Стаффордшире, 1847, арх. О. Пьюджин; Кастелл-Кох в Гламоргане, 1875–90, арх. У. Берджес). Важную роль Н. сыграла в архитектуре обществ. зданий: одним из самых значит. памятников Н. является Вестминстерский дворец (здание парламента; 1840–68, архитекторы Ч. Бэрри, Э. Бэрри, Пьюджин), воспроизводящий стилистику перпендикулярного стиля англ. готики, а также Мемориал принца Альберта [1862–75, арх. Дж. Г. Скотт Старший (см. в ст. Скотт, семья)] и Тауэрский мост (1886–94, арх. Х. Джонс) в Лондоне, Ратуша в Манчестере (1868–77, архитекторы А. Уотерхаус, Скотт). Во 2-й пол. 19 в. чертами Н. проникнуты проекты вокзалов (Сент-Панкрас в Лондоне, 1866–68, инж. У. Г. Барлоу), отелей (Мидленд-Гранд-отель, 1868–76, арх. Скотт), колледжей (Маришал-колледж в Абердине, 1906, арх. А. М. Макензи; Кибл-колледж, 1867–83, арх. Баттерфилд), универмагов и др. крупных сооружений (здание Королевского суда в Лондоне, 1882, арх. Дж. Э. Стрит). В стиле Н. работали также архитекторы Дж. Брукс, Дж. Бентли.
Интерес к готике и её науч. изучение позволили завершить строительство соборов Св. Петра и Девы Марии в Кёльне (нефы и башни – 1842–80, архитекторы Э. Ф. Цвирнер, Р. Фогтель), в Ульме (1844–90, архитекторы Ф. Трен, Л. Шой, А. фон Бейер), Св. Вита в Праге (нефы и зап. фасад – 1861–1929, архитекторы Й. Краннер, Й. Мокер и К. Гильберт), ц. Св. Николая в Гамбурге (1874). Н. стала одним из самых распространённых стилей церковного строительства по всей Европе: реконструкция церкви аббатства Откомб близ Шамбери, Франция (1824–1843, арх. Э. Мелано), Фридрихвердерская ц. в Берлине (1824–30, арх. К. Ф. Шинкель), Марияхильфкирхе в Мюнхене (1831–39, арх. Й. Д. Ольмюллер), Нотр-Дам-де-Лакен в Брюсселе (1854, арх. Й. Пуларт), Вотивкирхе в Вене (1856–79, арх. Г. фон Ферстель) и др.
После наполеоновских войн Н. стали активно использовать как стиль резиденций монархов [отд. части Виндзорского замка, замки – Бабельсберг близ Потсдама (1833–48, архитекторы К. Ф. Шинкель и Л. Персиус), Хоэншвангау в Баварии (1833–37, арх. Д. Куальо и др.), Мариенбург близ Ганновера (1858–67, арх. К. В. Хазе); перестройка замков Штольценфельс близ Кобленца (1836–42, арх. Шинкель)] и крупных обществ. зданий [комплекс адм. зданий на Парламентском холме в Оттаве (строился с 1859, архитекторы Т. Фуллер, Ч. Джонс, О. Лейвер, Т. Стент), парламента Венгрии в Будапеште (1884–1904, арх. И. Штейндль), новые ратуши в Берлине (1861–69, арх. Г. Ф. Веземан), Вене (1872–83, арх. Ф. фон Шмидт) и Мюнхене (1867–1908, арх. Г. И. фон Хауберриссер) и др.].
В страны, где позиции классицизма были особенно сильны, Н. проникла позднее. Во Франции Н. была связана с идеей сохранения и восстановления ср.-век. наследия, активным сторонником которой выступал Э. Виолле-ле-Дюк – как в своих теоретич. сочинениях, так и реставрац. деятельности. Памятниками франц. Н. стали «добавления», внесённые им в реконструированные Парижской Богоматери собор, соборы Нотр-Дам в Амьене и Реймсе, ц. Св. Магдалины в Везле, город-крепость Каркасон, замки Пьерфон близ Компьена и др. ср.-век. постройки. В Италии осн. задачей Н. также стало завершение недостроенных в средние века сооружений. В эту эпоху обрели фасады: собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1887, арх. Э. Де Фабрис) и ц. Санта-Кроче (1857–65, арх. Н. Матас) во Флоренции; собор в Неаполе (1905, арх. Э. Альвино), собор Рождества Богоматери в Милане (фасад – 1805–1813, архитекторы К. Амати, Дж. Дзаноя; шпили – 1892). Во 2-й пол. 19 в. Н. постепенно перешла от имитации ср.-век. форм к их более свободной интерпретации и стала одной из составляющих эклектизма.
В 19 в. Н. утвердилась как стиль оформления интерьеров и декоративно-прикладного иск-ва. Этому способствовало как развитие неоготич. архитектуры, так и то, что готика стала восприниматься как эпоха одухотворённого ручного ремесла в противоположность совр. бездушному машинному произ-ву, как идеальный образец универсального синтеза искусств. В интерьерах неоготич. стиль проявился в архит. декоре: в использовании стрельчатых арок, резных дерев. панелей, ланцетовидных окон, мотивов готич. орнамента (натуралистически изображённая листва, трилистники, квадрифолии и др.), а также в полихромии (интерьеры замка Нойшванштайн в Баварии, 1886–92, арх. Ю. Хофманн и др.). Эти мотивы перешли в оформление мебели, изделий из металла, витражей, керамики, текстиля, в ювелирное иск-во и др. (на этой основе сложился стиль оформления интерьеров У. Морриса). Выдающуюся роль в формировании концепции неоготич. интерьера и декоративно-прикладного иск-ва сыграл О. Пьюджин, стремившийся к достоверному воспроизведению форм ср.-век. предметов в своих проектах утвари, производившейся в спец. мастерских. Ему принадлежат проекты интерьеров многочисл. церквей в Англии, Вестминстерского дворца, Средневекового двора на Всемирной выставке 1851 в Лондоне. Н. распространилась далеко за пределами Европы, утвердившись в странах Юж. и Сев. Америки (в США – архитекторы Р. Апджон, Дж. Нотман, Дж. Реник Младший), Юж. Африке, Австралии и Новой Зеландии, также в странах Центр. и Юго-Вост. Азии; она на мн. десятилетия определила стиль массового церковного строительства, иногда применялась также при строительстве обществ. сооружений (университеты, колледжи и пр.).
В России ещё в сер. 18 в. родилось понятие «готический вкус», обозначавшее все худож. явления, противопоставившие себя классицизму. Оно подразумевало обращение к «древности» вообще, без различия конкретных периодов как русской, так и зап.-европ. истории и выступало синонимом всего «странного», «причудливого» и «романического» (в барочном значении этого слова). В пику идеологии Просвещения произведения, созданные в «готическом вкусе», утверждали ценность культуры прошлого и мир частного, подверженного прихотливой игре чувств человека: картины на др.-рус. сюжеты И. А. Акимова, А. П. Лосенко с элементами намеренной архаизации форм, постройки В. И. Баженова (прежде всего в Царицыне), садово-парковые павильоны в Царском Селе В. И. Неелова, ансамбль Чесменского дворца (1774–77, арх. Ю. М. Фельтен) в С.-Петербурге. Для рус. «готич.» архитектуры характерны красные кирпичные фасады с декором белого цвета, включающим стрельчатые арки, зубцы, башенки, а также элементы др.-рус. зодчества.
Начиная с эпохи романтизма, по мере становления историч. знания о мире, отношение к средним векам стало более дифференцированным. Несмотря на то что и готические, и др.-рус. формы часто входят в единый, подчинённый ампирному синтезу образ (перестройки арх. И. В. Еготовым Кремлёвских строений после Отеч. войны 1812, Екатерининская ц. Вознесенского мон. в Московском Кремле, 1809–15, арх. А. Н. Бакарев, предположительно по проекту К. И. Росси; Синодальная типография в Москве, 1811–15, арх. И. Л. Мироновский), намечается разделение двух обращённых в прошлое стилей: «русского» стиля, использующего элементы др.-рус. зодчества, и собственно Н. Декоративные формы в Н. зачастую точно соотносятся с историч. образцами, иногда они прямо копируются с построек прошлого [дворец «Коттедж» в Петергофе арх. А. А. Менеласа, 1826–29; Капелла в Петергофе арх. К. Ф. Шинкеля, 1831–34; Воронцовский дворец в Алупке, 1831–46, проект арх. Э. Блора; Петропавловская церковь в Парголове (ныне в составе С.-Петербурга) арх. А. П. Брюллова, 1831–40]. Элементы Н. используются в перестройке дворца и моста усадьбы Марфино (1831–46, арх. М. Д. Быковский).
Буквальное подражание Средневековью на фасадах и в интерьерах культовых, обществ. и жилых зданий характеризует более позднюю Н. 1840–80-х гг. – времени историч. стилей, основанных на науч. изучении прошлого (вокзал ст. Новый Петергоф, арх. Н. Л. Бенуа, 1854–57; лютеранская ц. Св. Михаила в С.-Петербурге, арх. К. К. Бульмеринг, 1874–77; костёл в Иркутске, арх. И. Ф. Тамулевич, 1881–86, и др.). В рамках стиля модерн Н. вновь стала востребована благодаря свойственному ей органич. синтезу функции и декоративной формы (особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве, арх. Ф. О. Шехтель, 1893–98).
2) В литературе Н. – переосмысление и обновление традиций готического романа в Зап. Европе и США в кон. 19–20 вв.; термин неустойчив и условен. Порождённая эстетикой неоромантизма и возникшая как реакция на бездуховность и утилитарность буржуазного общества, Н. переносит готич. сюжеты в современность, сочетая устоявшиеся приёмы и стилевые особенности готич. прозы (мистицизм, фантастика, ср.-век. или экзотич. восточный колорит) с атрибутами совр. цивилизации. Стремлением к новому прочтению готич. традиции отмечены повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона (1886), «Кентервильское привидение» (1887) и «Портрет Дориана Грея» (1891) О. Уайльда, романы «Остров доктора Моро» (1896) и «Человек-невидимка» (1897) Г. Уэллса, «Дракула» Б. Стокера (1897). Оккультными мотивами насыщены проза Х. Ф. Лавкрафта и его последователей, повести и романы Г. Мейринка; готич. элементы присутствуют в романах «Святилище» (1931) и «Авессалом, Авессалом!» (1936) У. Фолкнера. Возрождение интереса к Н. в 1970–90-е гг. нашло отражение в творчестве К. Уилсона, А. Д. Мёрдок, А. Картер (Великобритания), Дж. К. Оутс, С. Кинга, Р. Желязны, Л. Спрэга де Кампа (США) и др. Н. активно проникает в массовую литературу и кинематограф.