ЧО́СЕР ДЖЕФРИ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧО́СЕР (Chaucer) Джефри (ок. 1340, Лондон – 25.10.1400, там же; похоронен в Вестминстерском аббатстве), англ. писатель. Родился в семье богатого виноторговца; о месте учёбы сведений нет, однако, бесспорно, он один из самых образованных представителей своего времени, владел богатой библиотекой. Значит. часть жизни Ч. связана с королевским двором; был оруженосцем, выполнял дипломатич. поручения за границей; в зрелые годы служил на таможне, недолгое время был мировым судьёй в Кенте. Во время путешествий по долгу службы общался с разными сословиями англ. общества, прекрасно знал быт, нравы и культурные традиции страны.
Крупнейший представитель англ. лит-ры позднего Средневековья. В молодости увлекался модными в то время в двуязычной Англии франц. поэтами 13–14 вв., во время поездок в Италию познакомился с творчеством Данте, Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо. Обратившись к сочинительству, Ч. первым выбрал лондонский диалект, который с тех пор стал языком англ. лит-ры. По пути Ч. пошла и англ. поэзия: он отверг аллитерационный стих, отдав предпочтение силлабо-тоническому стихосложению. Большинство ранних произведений Ч. создано в жанре видения: «Книга герцогини» («The book of the duchess», 1369–72), «Дом славы» («The house of fame», 1378–80), «Птичий парламент» («Parlement of foules», 1380–1382), «Легенда о славных женщинах» («The legend of good women», ок. 1387). Следуя традиции жанра, Ч. в то же время обыграл его условности, а также внёс в текст поэм изрядную долю юмора (гл. тема спора птиц в «Птичьем парламенте» – достоинства брака и отношения между полами). В поэме «Троил и Крессида» («Troilus and Criseyde», 1382–85) Ч. пересказал известную историю любви троянца Троила и гречанки Крессиды; опираясь на поэму «Филострато» (созд. ок. 1335) Боккаччо, он в значит. степени усилил историчность описаний, развил филос. и религ. контекст (размышления о природе любви, месте человека и его чувств в мироздании, свободе воли, связи вещей и процессов в космосе).
Самое знаменитое произведение Ч. – сб-к стихов и прозаич. новелл «Кентерберийские рассказы» («The Canterbury tales»; начаты в кон. 1380-х гг., не завершены; впервые опубл. У. Кэкстоном в 1478?; рус. пер. 1946), которые были задуманы как широкое полотно, рисующее быт и нравы современной автору Англии. В традиционном для эпохи жанре новеллы Ч., используя мотив путешествия как распространённую метафору мира, где люди предстают лишь странниками, рассказал о паломничестве разношёрстной группы богомольцев, отправившихся из Лондона в Кентербери к могиле Т. Бекета; по дороге, чтобы скоротать время, паломники рассказывают друг другу разные истории. Св. 20 рассказов связаны прологами и обрамляющими новеллами-интермедиями, где изображаются обстоятельства путешествия. Согласно первоначальному плану, каждый паломник должен был рассказать 4 истории, но рассказал лишь одну; точное расположение рассказов не установлено, разные издатели группируют их по-своему. Но в любой редакции книга неизменно начинается «Рассказом рыцаря» и завершается «Рассказом священника». Долгом рыцаря было защищать отечество от врагов, а долгом священника – бороться с силами зла, угрожающими душе человека. Остальные паломники, помещённые в символич. пространстве между земной и небесной властью, представляют всё человечество с его грехами и добродетелями.
Сами истории чрезвычайно разнообразны по содержанию и манере повествования (от высокого слога рыцаря и патетики студента до грубого комизма дворецкого-мажордома). Каждый рассказчик выбирает жанр, соответствующий его положению (рыцарь – рыцарский роман, мельник – фабльо, священник – проповедь и т. д.); в тексте, таким образом, представлены практически все ср.-век. жанры – как поэтические, так и прозаические. В авторских отступлениях повествуется о разл. сторонах жизни позднего Средневековья, что придаёт книге энциклопедич. характер.
Среди др. произведений Ч. – переводы на англ. яз., в т. ч. «Романа о Розе», кн. «Утешение философией» Боэция.
Первое издание сочинений Ч. вышло в 1532. В России переводы произведений Ч. появились в сер. 19 в.