ПРО́ПОВЕДЬ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРО́ПОВЕДЬ, 1) жанр христианской религиозной литературы, относящийся к области церковного красноречия, по характеру дидактический; обязательная часть христианского богослужения. Основу христианской П. составили гомилетич. традиция иудаизма и позднеантичная риторика; её формирование относится к 4 в. н. э.
Различаются следующие формы П.: гомилия, или изъяснительная беседа, – объяснение библейского текста, прочитанного за богослужением; слово – последовательно раскрывающее к.-л. тему религ.-нравств. содержания; речь, восходящая к похвальным речам и речам на освящение храмов; катехизич. поучение, излагающее основы веры и богослужения, объясняющее смысл осн. молитв. Существуют 2 осн. типа классификации П.: по характеру и роли в литургич. действе (П. на церковные праздники; на отрывки из Евангелий, читаемых за богослужением); по содержанию – богословские, нравственно-практические, произнесённые по случаю и др.
В Византии становление П. связано с деятельностью «великих каппадокийцев» Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, а также Иоанна Златоуста, П. которого были переведены на латынь и оказали большое влияние на развитие жанра в целом. Известными проповедниками 6–13 вв. были: Иоанн Дамаскин, Андрей Критский, Феодор Студит, патриарх Константинопольский Фотий, Симеон Новый Богослов, а также имп. Лев VI Мудрый, оставивший П. на праздники Господни и святых. Важнейшие темы, связанные с исихазмом, затронуты в П. Григория Паламы.
У истоков зап.-европ. П. стоят св. Амвросий Медиоланский и блж. Августин, создавший первое руководство по гомилетике («О христианском учении», 396). Выдающимися проповедниками поздней античности были Пётр Хрисолог, св. Лев I Великий, Цезарий Арльский. Проповеди св. Григория I Великого, особенно «Гомилии на Евангелия», оказали большое влияние на развитие ср.-век. гомилетики. Ср.-век. П. произносилась на латинском и на народных языках, но записывалась по-латыни (исключение составляет раннесредневековая Англия: два собрания П. – «Верчелльские гомилии» и «Бликингские гомилии», записанные не позднее кон. 10 в.). В нач. 9 в. в рамках церковной реформы Карла I Великого был создан гомилиарий Павла Диакона – цикл латинских П. на каждый день года. С кон. 12 в. создавались руководства по написанию П. (artes predicandi Алана Лилльского и др.). Распространение ересей в эпоху позднего Средневековья привело к увеличению роли П. в церковной жизни. Особенно выделялись проповедники монашеских орденов – цистерцианцы (Бернард Клервосский), францисканцы (Антоний Падуанский, Бертольд Регенсбургский), доминиканцы (Мейстер Экхарт, Иоганн Таулер, Джироламо Савонарола). Реформа ср.-век. П. связана с именем М. Лютера, стремившегося сделать её максимально понятной слушателям. В 17 в. во Франции появляется литературно утончённая П. с элементами барочной стилистики (Ж. Б. Боссюэ и др.).
В Древней Руси первыми П. стали переводные произведения в составе сб-ков визант. авторов: «Златоструй» Иоанна Златоуста, «Паренесис» Ефрема Сирина, «Оглашения» Кирилла Иерусалимского, «Лествица» Иоанна Лествичника. П. бытовала в форме как риторически выстроенного торжественного слова, так и неукрашенной беседы. Среди наиболее ранних оригинальных торжеств. П.: восходящее к посланиям ап. Павла «Слово о Законе и Благодати» берестовского священника, а позднее – митр. Илариона (между 1037 и 1050); посвящённые важнейшим церковным праздникам слова Кирилла Туровского (1150–1180-е гг.). Старейшим среди дидактич. П. принято считать «Поучение к братии» (11 в.) новгородского архиеп. Луки Жидяты. К числу памятников учительного красноречия домонгольского периода принадлежат также П. игумена Киево-Печерского мон. Феодосия Печерского (содержащие развёрнутые разъяснения относительно поста, терпения, смирения и др.), новгородского свящ. Ильи и киевского митр. Никифора. В поучениях еп. Владимирского Серапиона (1240–70-е гг.), созданных в течение первых десятилетий после нашествия Батыя, наблюдаются черты как торжественных, так и дидактич. П. Памятником светской учительной лит-ры Древней Руси является «Поучение» великого киевского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха (1117), ставшее первым на Руси автобиографич. сочинением: обращаясь к наследникам и повествуя им о княжеских добродетелях, Мономах приводит многочисл. примеры из своей жизни. Яркими образцами публицистич. П. стали «Соборник» митр. Даниила, в который вошли 16 поучений, посвящённых обличению ереси, человеческих пороков и астрологии, и трактат о правильном управлении государством «Благохотящим царем правительница» Ермолая-Еразма. Многочисл. П. протопопа Аввакума содержат обличения церковной реформы патриарха Никона и представляют собой эмоциональные беседы «простеца»-проповедника с его «духовными чадами». Авторитетными авторами церковных П. признаны Димитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Гедеон (Криновский), Симон (Тодорский), Арсений (Мацеевич), Платон (Левшин), Игнатий (Брянчанинов). Лит. обработкой жанра является «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием» Д. И. Фонвизина (1783). В лит-ре 19–20 вв. попытки секуляризации П. имеют, как правило, пародийный или «отстранённый» характер.
2) Аналогичные по назначению произведения в иных религиях и культурах, возникавшие в период становления мировых религий в Европе и Азии в 9–5 вв. до н. э.: в Индии – буддизм, джайнизм; в Иране – зороастризм; в Израиле – выступление пророков; в Греции – орфики, ионийская философия, пифагореизм, в Китае – Конфуций и Лао-цзы.