ФО́ТИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФО́ТИЙ (Φώτιος) (ок. 820 – ок. 893), патриарх Константинопольский, визант. богослов, ритор, святитель. Происходил из высших кругов визант. общества, придерживавшихся иконопочитания, племянник свт. Тарасия Константинопольского. Получил прекрасное образование, участвовал в дипломатич. посольствах к арабам (838, 845 и 855), служил протоасикритом (1-м секретарём) императора. Имп. Михаил III, сместив патриарха Константинопольского Игнатия, 25.12.858 поставил Ф. патриархом. Смещение Игнатия и быстрое прохождение Ф. всех ступеней церковной иерархии – от мирянина до патриарха, вызвали церковный конфликт. После обращения сторонников Игнатия папа Римский Николай I в 863 отлучил Ф. от Церкви, что стало причиной возникновения раскола между вост. и зап. церквами – т. н. Фотиевой схизмы. В начале сент. 867 на Соборе в Константинополе Ф. отлучил папу Николая от Церкви и осудил лат. учение об исхождении Св. Духа от Сына (см. Filioque) и ряд обрядовых особенностей Зап. церкви. После убийства имп. Михаила (23.9.867), прихода к власти имп. Василия Македонянина и возвращения на патриаршество Игнатия Ф. был вскоре низложен и сослан, на Константинопольском соборе 869–870 предан анафеме, а все поставленные им епископы низложены. Ок. 875 Ф. вернули из ссылки и поручили воспитание сыновей императора, а после смерти Игнатия (877) он снова занял патриарший престол, на Соборе 879–880 был реабилитирован. Ф. способствовал распространению христианства среди славян, ок. 865 крестил болг. царя Бориса I, благословил миссию святых Кирилла и Мефодия в Моравию. После смерти имп. Василия по требованию нового имп. Льва VI Мудрого Ф. в 886 отрёкся от патриаршества. Умер в ссылке. Почитание Ф. началось в 10 в., в 1847 канонизирован Константинопольской православной церковью.
Ф. считался одним из самых образованных людей эпохи, ему принадлежит ряд сочинений. «Библиотека», или «Мириобиблион» (Μυριοβιβλίον ) («Опись и перечисление прочитанных нами книг...»), содержит 280 глав (кодексов) с конспектами и лит.-критич. анализом 386 произведений (многие из них не сохр.) христианских и языч. авторов. В «Лексикон» включены цитаты из античных авторов и Священного Писания. В «Амфилохии» собраны ответы Ф. на вопросы по разл. темам митр. Кизического Амфилохия. «Слово тайноводственное о Св. Духе» («Мистагогия о Св. Духе») развивает аргументы против Filioque. В многочисл. проповедях Ф. отражены важные историч. события, в т. ч. нашествие «россов» на Константинополь (860). Сохранились несколько его гомилий (бесед), письма и гимнографич. произведения.