Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО́ТИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 504

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. К. Доброцветов

ФО́ТИЙ (Φώτιος) (ок. 820 – ок. 893), пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, ви­зант. бо­го­слов, ри­тор, свя­ти­тель. Про­ис­хо­дил из выс­ших кру­гов ви­зант. об­ще­ст­ва, при­дер­жи­вав­ших­ся ико­но­по­чи­та­ния, пле­мян­ник свт. Та­ра­сия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. По­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, уча­ст­во­вал в ди­пло­ма­тич. по­соль­ст­вах к ара­бам (838, 845 и 855), слу­жил про­тоа­сик­ри­том (1-м сек­ре­та­рём) им­пе­ра­то­ра. Имп. Ми­ха­ил III, сме­стив пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Иг­на­тия, 25.12.858 по­ста­вил Ф. пат­ри­ар­хом. Сме­ще­ние Иг­на­тия и бы­строе про­хо­ж­де­ние Ф. всех сту­пе­ней цер­ков­ной ие­рар­хии – от ми­ря­ни­на до пат­ри­ар­ха, вы­зва­ли цер­ков­ный кон­фликт. По­сле об­ра­ще­ния сто­рон­ни­ков Иг­на­тия па­па Рим­ский Ни­ко­лай I в 863 от­лу­чил Ф. от Церк­ви, что ста­ло при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния рас­ко­ла ме­ж­ду вост. и зап. церк­ва­ми – т. н. Фо­тие­вой схиз­мы. В на­ча­ле сент. 867 на Со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле Ф. от­лу­чил па­пу Ни­ко­лая от Церк­ви и осу­дил лат. уче­ние об ис­хо­ж­де­нии Св. Ду­ха от Сы­на (см. Fi­lioque) и ряд об­ря­до­вых осо­бен­но­стей Зап. церк­ви. По­сле убий­ст­ва имп. Ми­хаи­ла (23.9.867), при­хо­да к вла­сти имп. Ва­си­лия Ма­ке­до­ня­ни­на и воз­вра­ще­ния на пат­ри­ар­ше­ст­во Иг­на­тия Ф. был вско­ре низ­ло­жен и со­слан, на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре 869–870 пре­дан ана­фе­ме, а все по­став­лен­ные им епи­ско­пы низ­ло­же­ны. Ок. 875 Ф. вер­ну­ли из ссыл­ки и по­ру­чи­ли вос­пи­та­ние сы­но­вей им­пе­ра­то­ра, а по­сле смер­ти Иг­на­тия (877) он сно­ва за­нял пат­риар­ший пре­стол, на Со­бо­ре 879–880 был реа­би­ли­ти­ро­ван. Ф. спо­соб­ст­во­вал рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ст­ва сре­ди сла­вян, ок. 865 кре­стил болг. ца­ря Бо­ри­са I, бла­го­сло­вил мис­сию свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия в Мо­ра­вию. По­сле смер­ти имп. Ва­си­лия по тре­бо­ва­нию но­во­го имп. Льва VI Муд­ро­го Ф. в 886 от­рёк­ся от пат­ри­ар­ше­ст­ва. Умер в ссыл­ке. По­чи­та­ние Ф. на­ча­лось в 10 в., в 1847 ка­но­ни­зи­ро­ван Кон­стан­ти­но­поль­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью.

Ф. счи­тал­ся од­ним из са­мых об­ра­зо­ван­ных лю­дей эпо­хи, ему при­над­ле­жит ряд со­чи­не­ний. «Биб­лио­те­ка», или «Ми­рио­биб­ли­он» (Μυριοβιβλίον ) («Опись и пе­ре­чис­ле­ние про­чи­тан­ных на­ми книг...»), со­дер­жит 280 глав (ко­дек­сов) с кон­спек­та­ми и лит.-кри­тич. ана­ли­зом 386 про­из­ве­де­ний (мно­гие из них не сохр.) хри­сти­ан­ских и языч. ав­то­ров. В «Лек­си­кон» вклю­че­ны ци­та­ты из ан­тич­ных ав­то­ров и Свя­щен­но­го Пи­са­ния. В «Ам­фи­ло­хии» со­б­ра­ны от­ве­ты Ф. на во­про­сы по разл. те­мам митр. Ки­зи­че­ско­го Ам­фи­ло­хия. «Сло­во тай­но­вод­ствен­ное о Св. Ду­хе» («Мис­та­го­гия о Св. Ду­хе») раз­ви­ва­ет ар­гу­мен­ты про­тив Fi­lioque. В мно­го­числ. про­по­ве­дях Ф. от­ра­же­ны важ­ные ис­то­рич. со­бы­тия, в т. ч. на­ше­ст­вие «рос­сов» на Кон­стан­ти­но­поль (860). Со­хра­ни­лись не­сколь­ко его го­ми­лий (бе­сед), пись­ма и гим­но­гра­фич. про­из­ве­де­ния.

Соч.: Opera omnia // Patralogiae Graeca. T. 101–104; Λόγοι ϰαι ομιλίαι  / ‘Εϰδ . ΣΑριστάρχος. Κωνσταντινούπολη, 1900; Ho­miliai. Thessalonikē, 1959; Bibliothèque / Éd. R. Henry. P., 1959–1991. Vol. 1–9; Epistulae et Amphilochia. Lpz., 1983–1988. Vol. 1–6; Ан­ти­ла­тин­ские со­чи­не­ния. М., 2015.

Лит.: Рос­сей­кин Ф. М. Пер­вое прав­ле­ние Фо­тия, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. Сер­ги­ев По­сад, 1915; Dvornik F. The Photian schism: History and legend. L., 1970; Ле­бе­дев А. П. Ис­то­рия раз­де­ле­ния Церк­вей в IX, X и XI вв. СПб., 2001.

Вернуться к началу