НИКОЛА́Й I
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКОЛА́Й I Великий (Nicolaus Magnus) (ок. 820, Рим – 13.11.867, там же), папа Римский (с 24.4.858), святой Римско-католич. церкви.
Сын нотария. Со времени понтификата Сергия II (844–847) находился в папском окружении в сане субдиакона, в понтификат Льва IV (847–855) диакон. Избран на папский престол при поддержке императора франков Людовика II (855–875). Н. I пытался проводить независимую политику, направленную на усиление своего влияния на светскую власть, а также на укрепление института папства, что заложило основы идеологии папской теократии. Так, без ведома имп. Людовика II Н. I отлучил от Церкви по обвинению в канонич. и гражданских преступлениях архиеп. Равеннского Иоанна VII, принудив его принести покаяние в Риме, чем ослабил влияние Равеннской кафедры в Центр. Италии. В 863 Н. I выступил против развода брата имп. Людовика II, короля Лотарингии Лотаря II, что привело к столкновению с лотарингским епископатом, поддержавшим короля и одобрившим развод. В результате папа объявил о низложении двух виднейших иерархов: архиепископов Трирского и Кёльнского. В споре с архиеп. Гинкмаром Реймсским, примасом Церкви Западно-Франкского королевства, о полномочиях папы в Галлии Н. I одним из первых использовал «Лжеисидоровы декреталии» для оправдания идеи о преимуществе папских определений над постановлениями церковных соборов (папского примата).
Н. I активно вмешивался в церковные дела в Византии. Поддержав низложенного патриарха Константинопольского Игнатия (861), он отлучил его преемника Фотия (863), что стало началом фотианской схизмы, предвестницы будущего разделения церквей. Созванный в 867 в Константинополе по инициативе патриарха Фотия собор отлучил Н. I. Конфликт усугубился политикой лавирования болг. князя Бориса I между Константинополем и Римом в целях создания автокефальной Болг. церкви.
Образ Н. I как поборника папской теократии начал складываться уже при его жизни, благодаря его секретарю Анастасию Библиотекарю. При этом многочисл. послания Н. I показывают, что его интересы лежали во внутрицерковной сфере, столкновения со светской властью происходили только тогда, когда, по мнению Н. I, власть необоснованно вторгалась в дела Церкви. День памяти Н. I по календарю Римско-католич. церкви – 13 ноября.