Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ЛЖЕИСИДО́РОВЫ ДЕКРЕТА́ЛИИ»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 365

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Казбекова

«ЛЖЕИСИДО́РОВЫ ДЕКРЕТА́ЛИИ», «Псев­до­иси­до­ро­вы дек­ре­та­лии» (лат. «Dec­re­tales Pseudo-Isidorianae»), сбор­ник по­ста­нов­ле­ний Все­лен­ских со­бо­ров и со­бо­ров Зап. церк­ви 6–7 вв., а так­же не­аутен­тич­ных пап­ских по­сла­ний (дек­ре­та­лий), один из т. н. Псев­до­иси­до­ро­вых сво­дов.

Псев­до­иси­до­ро­вы сво­ды пред­по­ло­жи­тель­но бы­ли соз­да­ны в зап. об­лас­тях Франк­ской им­пе­рии в сер. – 2-й пол. 9 в., по од­ним дан­ным – в Рейм­се, по дру­гим – в рай­оне Ту­ра. Зна­чит. сход­ст­во в об­щей на­прав­лен­но­сти, струк­ту­ре и ме­то­де из­ло­же­ния ма­те­риа­ла по­зво­ли­ло учё­ным пред­по­ло­жить связь ме­ж­ду ни­ми. К чис­лу Псев­до­иси­до­ро­вых сво­дов от­но­сят­ся: «Л. д.», «Hispana Augusto­du­nensis» – «Отён­ская Hispana» (840-е гг.), «Capitula Angilramni» – «Ста­ту­ты Ан­гиль­рам­на» (сер. 9 в.), «Capitularia Be­nedicti Levitae» – «Ка­пи­ту­ля­рии Бе­не­дик­та Ле­ви­ты» (ок. 857) и 3 пер­вых до­бав­ле­ния (additiones) к ним (нач. 11 в.), а так­же ряд др. тек­стов.

«Л. д.» бы­ли со­став­ле­ны ме­ж­ду 847 и 852. В ру­ко­пи­сях ча­ще дру­гих встре­ча­ет­ся за­го­ло­вок «Кни­га св. Иси­до­ра» («In­cipit praefatio sancti Isidori libri hui­us»). «Лже­иси­до­ро­вым» свод стал на­зы­вать­ся в ис­то­рио­гра­фии 16–17 вв. Из­вест­ны 2 ре­дак­ции «Л. д.» – крат­кая и про­стран­ная. В крат­кой ис­поль­зо­ван ма­те­ри­ал сво­дов «Hispana chrono­logi­ca», «Hispana Augustodunensis», Ала­ри­ха Бре­виа­рия, Ко­дек­са Фео­до­сия и др. В про­стран­ной ре­дак­ции бы­ли до­бав­ле­ны 60 апок­ри­фич. по­сла­ний пап Рим­ских от Кли­мен­та I до Миль­тиа­да (311–314), по­ста­нов­ле­ния цер­ков­ных со­бо­ров и 30 не­ау­тен­тич­ных дек­ре­та­лий от вре­ме­ни Силь­ве­ст­ра I (314–335) до Гри­гория II (715–731), за­им­ст­во­ван­ных из «His­pa­na Augustodunensis». В це­лом от пе­рио­да 9–15 вв. дош­ло бо­лее 100 ру­копи­сей, со­дер­жа­щих «Л. д.», из­вест­ны так­же их мно­го­числ. со­кра­щён­ные вер­сии. В «Л. д.», по­ми­мо об­щих для всех Псев­до­иси­до­ро­вых сво­дов по­ло­же­ний, от­ра­же­ны идеи об упо­ря­до­че­нии цер­ков­ной ие­рар­хии: о бо­лее жё­ст­ком под­чи­не­нии при­хо­дов епи­ско­пам, о су­ще­ст­вен­ном ог­ра­ни­че­нии вла­сти хо­ре­пи­ско­пов, об ог­ра­ни­че­нии вла­сти ар­хи­епи­ско­пов за счёт пе­ре­да­чи час­ти адм. и су­деб­ных функ­ций про­вин­ци­аль­ным со­бо­рам; осо­бое вни­ма­ние уде­ле­но по­вы­ше­нию ав­то­ри­те­та пап­ской вла­сти. Од­ним из пер­вых «Л. д.» ис­поль­зо­вал ар­хи­еп. Гин­кмар Реймс­ский (сер. 9 в.). Пред­по­ло­жи­тель­но че­рез Гин­кма­ра «Л. д.» по­па­ли в Рим: уже во 2-й пол. 9 в. ссыл­ки на них встре­ча­ют­ся в пап­ских по­сла­ни­ях. Ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние «Л. д.», рав­но как и др. Псев­до­иси­до­ро­вых сво­дов, на­ча­лось в эпо­ху гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы. Зна­чит. часть ка­но­нов (бо­лее 100) «Л. д.» бы­ла вклю­че­на в Гра­циа­на дек­рет 1140, ко­то­рый стал ос­но­вой сис­те­мы ка­но­ни­че­ско­го пра­ва Рим­ско-ка­то­лич. цер­к­ви. В ран­нем и клас­сич. Сред­не­веко­вье ка­но­ны «Л. д.» и др. Псев­до­иси­до­ро­вых сво­дов ис­поль­зо­ва­лись для раз­ра­бот­ки и обос­но­ва­ния та­ких зна­чимых по­ло­же­ний кон­цеп­ции пап­ско­го при­ма­та, как не­об­хо­ди­мость пап­ской санк­ции на про­ве­де­ние цер­ков­ных со­бо­ров выс­ше­го уров­ня, не­под­суд­ность па­пы, его вер­хов­ная за­ко­но­дат., су­деб­ная и ве­ро­учи­тель­ная власть в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви.

Во­прос о под­лин­но­сти «Л. д.» был под­нят в эпо­ху Ре­фор­ма­ции. На фаль­си­фи­ци­ро­ван­ный ха­рак­тер мно­гих из их со­став­ляю­щих ука­зы­ва­ли в 16 в. ав­то­ры «Ма­где­бург­ских цен­ту­рий» и итал. гу­ма­нист Фран­че­ско Тур­риа­но, ко­то­рым воз­ра­жа­ли Ни­ко­лай Ку­зан­ский, Ио­анн де Тур­рек­ре­ма­та. Эта фаль­си­фи­ка­ция бы­ла рас­кры­та и до­ка­за­на в 16–17 вв. франц. юри­ста­ми и бо­го­сло­ва­ми Ш. Дю­му­ле­ном, А. Ле Кон­том, Д. Блон­де­лем. В то же вре­мя эти ра­зо­бла­че­ния не по­ко­ле­ба­ли док­три­ну о пап­ском при­ма­те и не по­ме­ша­ли её даль­ней­ше­му раз­ви­тию; не ума­ли­ли они и зна­че­ния пра­во­вых по­ня­тий и тео­рий, раз­ра­бо­тан­ных на ос­но­ве по­ло­же­ний этих сво­дов.

Ис­точн.: Decretales Pseudo-Isi­dorianae et Ca­pi­tula Angilramni / Ed. P. Hin­schius. Lipsiae, 1863. Aalen, 1963; Projekt Pseu­doisidor // www.pseudoisidor.mgh.de.

Лит.: Fuhrmann H. Einfluß und Verbreitung der pseudoisidorischen Fälschungen. Von ih­rem Auf­tauchen bis in die neuere Zeit. Stuttg., 1972–1974. Tl 1–3; Fuhrmann H., Jasper D. Pa­pal letters in the early Middle Ages. Wash., 2001; Fortschriftt durch Fälschungen? Ur­sp­rung, Ge­stalt und Wirkung der pseudoisi­do­rischen Fäl­schungen / Hrsg. W. Hartmann, G. Schmitz. Hannover, 2002.

Вернуться к началу