«ЛЖЕИСИДО́РОВЫ ДЕКРЕТА́ЛИИ»
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ЛЖЕИСИДО́РОВЫ ДЕКРЕТА́ЛИИ», «Псевдоисидоровы декреталии» (лат. «Decretales Pseudo-Isidorianae»), сборник постановлений Вселенских соборов и соборов Зап. церкви 6–7 вв., а также неаутентичных папских посланий (декреталий), один из т. н. Псевдоисидоровых сводов.
Псевдоисидоровы своды предположительно были созданы в зап. областях Франкской империи в сер. – 2-й пол. 9 в., по одним данным – в Реймсе, по другим – в районе Тура. Значит. сходство в общей направленности, структуре и методе изложения материала позволило учёным предположить связь между ними. К числу Псевдоисидоровых сводов относятся: «Л. д.», «Hispana Augustodunensis» – «Отёнская Hispana» (840-е гг.), «Capitula Angilramni» – «Статуты Ангильрамна» (сер. 9 в.), «Capitularia Benedicti Levitae» – «Капитулярии Бенедикта Левиты» (ок. 857) и 3 первых добавления (additiones) к ним (нач. 11 в.), а также ряд др. текстов.
«Л. д.» были составлены между 847 и 852. В рукописях чаще других встречается заголовок «Книга св. Исидора» («Incipit praefatio sancti Isidori libri huius»). «Лжеисидоровым» свод стал называться в историографии 16–17 вв. Известны 2 редакции «Л. д.» – краткая и пространная. В краткой использован материал сводов «Hispana chronologica», «Hispana Augustodunensis», Алариха Бревиария, Кодекса Феодосия и др. В пространной редакции были добавлены 60 апокрифич. посланий пап Римских от Климента I до Мильтиада (311–314), постановления церковных соборов и 30 неаутентичных декреталий от времени Сильвестра I (314–335) до Григория II (715–731), заимствованных из «Hispana Augustodunensis». В целом от периода 9–15 вв. дошло более 100 рукописей, содержащих «Л. д.», известны также их многочисл. сокращённые версии. В «Л. д.», помимо общих для всех Псевдоисидоровых сводов положений, отражены идеи об упорядочении церковной иерархии: о более жёстком подчинении приходов епископам, о существенном ограничении власти хорепископов, об ограничении власти архиепископов за счёт передачи части адм. и судебных функций провинциальным соборам; особое внимание уделено повышению авторитета папской власти. Одним из первых «Л. д.» использовал архиеп. Гинкмар Реймсский (сер. 9 в.). Предположительно через Гинкмара «Л. д.» попали в Рим: уже во 2-й пол. 9 в. ссылки на них встречаются в папских посланиях. Активное использование «Л. д.», равно как и др. Псевдоисидоровых сводов, началось в эпоху григорианской реформы. Значит. часть канонов (более 100) «Л. д.» была включена в Грациана декрет 1140, который стал основой системы канонического права Римско-католич. церкви. В раннем и классич. Средневековье каноны «Л. д.» и др. Псевдоисидоровых сводов использовались для разработки и обоснования таких значимых положений концепции папского примата, как необходимость папской санкции на проведение церковных соборов высшего уровня, неподсудность папы, его верховная законодат., судебная и вероучительная власть в Римско-католич. церкви.
Вопрос о подлинности «Л. д.» был поднят в эпоху Реформации. На фальсифицированный характер многих из их составляющих указывали в 16 в. авторы «Магдебургских центурий» и итал. гуманист Франческо Турриано, которым возражали Николай Кузанский, Иоанн де Туррекремата. Эта фальсификация была раскрыта и доказана в 16–17 вв. франц. юристами и богословами Ш. Дюмуленом, А. Ле Контом, Д. Блонделем. В то же время эти разоблачения не поколебали доктрину о папском примате и не помешали её дальнейшему развитию; не умалили они и значения правовых понятий и теорий, разработанных на основе положений этих сводов.