
РЕФОРМА́ЦИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕФОРМА́ЦИЯ (от лат. reformatio – преобразование, исправление), религиозное, общественно-политич. и идеологич. движение в Зап. Европе в 16 – 1-й пол. 17 вв., направленное на преобразование Римско-католич. церкви и приведшее к возникновению протестантизма. Начавшись почти одновременно в Германии и Швейцарии, Р. распространилась в Англии, Шотландии, Сканд. странах, Франции, Нидерландах, Австрии, Венгрии, Прибалтике, Польше. Осн. события Р. связаны с теоретич. и практич. деятельностью М. Лютера, Ж. Кальвина, У. Цвингли, Ф. Меланхтона, М. Буцера (1491–1551), Т. Кранмера (1489–1556), Дж. Нокса. Заявленная цель Р. – «возвращение христианства к апостольским временам», реформирование Церкви в духе евангельских идеалов. Однако в ходе Р. религ. мотивы переплелись с нерелигиозными: требованием социальных преобразований, расширением прерогатив светской власти в духовной сфере, переменами в экономике, связанными с кризисом феодальных и развитием капиталистич. отношений.
Предреформация
Богословские и социальные идеи Р. во многом были подготовлены предшествующими духовными течениями (катаров, вальденсов, лоллардов, моравских братьев) и теологами [И. Таулер (1300–61), Мейстер Экхарт, И. фон Везель (ум. 1481), И. Вессель (1419–89), И. фон Гох (ум. 1475)]. Особую роль в концептуальной критике папства сыграли Дж. Уиклиф и Я. Гус, обозначившие мн. проблемы Р.: необходимость перевода Библии на нац. языки, упрощение культа и др.
Римско-католич. церковь, осознавая необходимость реформ, пыталась решить нарастающие проблемы посредством соборов – Пизанского (1409), Констанцского собора, Базельского собора, которым, однако, не удалось изменить ситуацию: римская курия и Церковь в целом вызывали недовольство обмирщением иерархии, невежеством и безнравственностью части клира, стремлением священнослужителей сосредоточить в одних руках неск. бенефициев, вниманием к политич. и экономич. вопросам в ущерб духовному окормлению паствы.
Рост духовной и интеллектуальной потребности общества в осознанной религиозности рождал новые коллективные и индивидуальные формы церковной жизни (напр., движение «новое благочестие»), новый уровень религ. полемики. Значит. роль в подготовке Р. сыграло развитие идеологии ренессансного гуманизма, представители которого, не порывая с Церковью, отстаивали светские идеалы индивидуального достоинства. Обращение гуманистов (Л. Валла, Эразм Роттердамский) к ранней патристике, науч. исследование библейских текстов оказали влияние на деятельность реформаторов по переводу и толкованию Библии.
Немалую роль в распространении идей Р. и Библии на нац. языках сыграло изобретение и развитие книгопечатания. Мн. печатники действовали как сподвижники гуманистов и реформаторов, пропагандируя новые переводы Библии и направленную на критику католицизма литературу.
Реформация Лютера
Началом Р. считается выступление М. Лютера 31.10.1517 в Виттенберге с 95 тезисами «О прояснении действенности индульгенций», в тексте которых католич. практика отпущения грехов объявлялась противоречащей духу и букве Священного Писания. Разъясняя суть тезисов, Лютер наметил основы своего учения: признание всеобщего священства, спасение только верой, приоритет Священного Писания. Лютера поддержал Ф. Меланхтон, представивший первое систематич. изложение реформац. доктрины [«Общие принципы теологии» («Loci communes rerum theologicarum»), 1521]; Н. Амсдорф (1483–1565), Г. Спалатин (1484–1545), И. Бугенхаген (1485–1558), Ю. Йонас (1493–1555), К. Круцигер (1504–48) и др. представители духовенства. Идеи Р. оказались привлекательны для дворянства, заинтересованного в усилении светской власти и секуляризации церковных земель, для среднего и зажиточного бюргерства, которому были близки идеи «удешевления» Церкви, для крестьянства, получившего возможность высказать требования социального и имущественного характера. Радикальная часть бюргерства, плебс, беднейшее крестьянство придавали реформац. идеям не только религ., но и обществ.-политич. смысл. В программах Крестьянской войны 1524–1526 восставшие выдвинули социальные требования, облечённые в религ. форму. Лютер сначала выказывал сочувствие восставшим и видел в них социальную опору реформац. преобразований, затем осудил крестьянские волнения и начал проводить церковные реформы в кн-ве Саксония при поддержке князей Фридриха (1486–1525), Иоганна (1525–32), Иоганна Фридриха (1532–47) и гор. властей. Имп. Карл V в 1526 вынужден был предоставить князьям право устанавливать церковные порядки на территории своих владений; попытка отменить эту уступку в 1529 вызвала протест 5 князей и 14 вольных городов. Идея «всеобщего священства» и возможность проведения секуляризации церковных земель способствовали быстрому распространению Р. за пределами Саксонии: в Померании, Вюртемберге, Бранденбурге, Мекленбурге, Вост. Пруссии, 51 из 65 имперских городов. Светские власти были заинтересованы в сплочении протестантов, и в 1529 ландграф Филипп I Гессенский пригласил в Марбург нем. и швейц. теологов, прежде всего Лютера и У. Цвингли, которые в ходе диспута разошлись во взглядах на таинство Евхаристии. В 1530 оглашено составленное Меланхтоном и одобренное Лютером Аугсбургское исповедание, в 1531 образована Шмалькальденская лига – оборонит. союз герм. протестантских князей против религ. политики имп. Карла V. Несмотря на распри между князьями и разногласия теологов, стремление императора восстановить в империи католицизм не увенчалось успехом. Аугсбургский религиозный мир признал фактич. вероисповедное разделение Германии по принципу «чья страна (власть), того и вера» (cuius regio, eius religio).
Реформация Цвингли
Реформац. настроения в немецкоязычной части Швейцарии нарастали с 1519. Начало Р. в Цюрихе связано с деятельностью У. Цвингли, который в 1522–23 публично осудил посты, практику индульгенций, целибат. Концепция церковной реформы Цвингли отличалась от лютеровской, сохраняя ряд положений христианского гуманизма и более последовательный библеизм. В соч. «Рассуждения об истинной и ложной религии» (1525) Цвингли утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи не действуют на духовное начало в человеке, и требовал отмены почитания икон, культа святых. По распоряжению магистрата в 1524–25 в городе были секуляризованы монастыри, отменены католич. мессы и почитание икон. Пасторы выбирались общиной. Гор. совету передана часть епископской юрисдикции: надзор за пасторами и отлучение от Церкви. Реформац. преобразования по образцу Цюриха прошли в Базеле [И. Эколампадий (1482–1531)], Берне [Б. Галлер (1492–1538)], Санкт-Галлене [И. Вадиан (1484–1551)]. В 1528–29 протестантские кантоны сплотились вокруг Цюриха, что привело к войне со сторонниками католицизма. После гибели Цвингли (1531) Р. в Цюрихе продолжил Г. Буллингер (1504–75), швейц. теолог, автор одного из основополагающих документов протестантизма – Первого Гельветического исповедания (1536). Компромисс в отношении к толкованию таинства Евхаристии обеспечил сближение Цюриха и кальвинистской Женевы и заключение между ними в 1549 Цюрихского соглашения.
Реформация в Страсбурге
Имперский г. Страсбург, благодаря своему географич. положению, развитию книгопечатания, экономич. процветанию, стал связующим звеном между герм., швейц. и франц. протестантами, которые называли его Новым Иерусалимом, «Антиохией Реформации», «убежищем сосланных братьев». С 1521 викарий кафедрального собора М. Целл (1477–1548) проповедовал учение Лютера, с 1523 в Страсбурге при поддержке магистрата началась деятельность М. Буцера. Теологич. концепция Буцера получила отражение в его соч. «Исповедание четырёх городов» («Confessio Tetrapolitana»), оглашённом на сейме в Аугсбурге в 1530. В «Исповедании» Буцер стремился примирить взгляды Лютера и Цвингли, сформулировал протестантское представление о соборности. Страсбург во времена Буцера (до 1549) отличался терпимостью к представителям разл. направлений протестантизма, однако в 1563 было предписано соблюдать Аугсбургское исповедание, т. е. придерживаться лютеранской ортодоксии.
Реформация Кальвина
В нач. 16 в. движение за реформу Церкви во Франции связано с Ж. Лефевром д’Этаплем (1455–1536) и Г. Брисонне (1472–1534). Деятельность Лютера и его сторонников в Германии, церковная политика властей Страсбурга и Базеля способствовали пропаганде реформац. идей, но их распространение и социальная поддержка не были широкими, что объяснялось политич. стабильностью при короле Франциске I и особым статусом Церкви (см. Галликанство): по Болонскому конкордату 1516 папа Римский уступил франц. королю право назначения на высшие церковные должности. Новой вехой в религ. жизни Франции стало распространение кальвинизма. Ж. Кальвин заявил о себе как о преемнике Лефевра д’Этапля и Лютера в соч. «Наставление в христианской вере» («Institutio Christianae religionis», изд. в 1536), которое было объявлено еретическим с последующим изгнанием автора из страны. Теолог Г. Фарель (1489–1565), проповедовавший на территории франкоязычной Швейцарии, настоял на приезде Кальвина в Женеву. Город, заинтересованный в избавлении от власти епископа и герцогов Савойских, вступил в союз с протестантскими кантонами, в 1536 здесь начались реформы с опорой на кальвинистское церковное устройство и республиканизм. Кальвин составил первые вероисповедные документы («Четыре статьи», «Исповедание веры»). В 1540-х гг. Женева стала одним из центров Р. и местом встреч и деятельности протестантов, многие из которых получали теологич. образование в учреждённой там в 1559 академии. В то же время магистрат и консистория проводили жёсткую политику по преодолению религ. инакомыслия, в котором подозревали всех оппонентов Кальвина – анабаптистов, лютеран, унитариев. В 1553 в Женеве казнён М. Сервет. Современники восприняли эту расправу как пример религ. нетерпимости, впервые проявленной протестантами.
Во Франции, несмотря на преследования со стороны властей при королях Франциске I и Генрихе II, количество сторонников Р. росло, в осн. среди старого родовитого дворянства и горожан, особенно на юге и западе Франции. За франц. кальвинистами закрепилось назв. гугеноты. При поддержке из Женевы было образовано св. 600 протестантских общин, представители которых тайно собрались в Париже (1559) и приняли «Исповедание веры» Кальвина. В 1561 властями (при содействии регентши Екатерины Медичи) созван теологич. коллоквиум в Пуаси (Пуасси); Кальвина и протестантов представлял Т. де Без (1519–1605), католич. Церковь – кардинал Лотарингский К. де Гиз (1524–74). В янв. 1562 издан эдикт, разрешающий гугенотам исповедовать свою веру за гор. стенами или в частных гор. домах. Однако противостояние протестантского и католич. дворянства вылилось в открытый вооруж. конфликт – Религиозные (гугенотские) войны, закончившиеся подписанием Нантского эдикта 1598, предоставившего ряд религ. и политич. уступок гугенотам при сохранении католицизма как господствующей религии.
Помимо Швейцарии и Франции, кальвинистская Р. была проведена на герм. территориях вдоль Рейна, где реформированные церкви придерживались Гейдельбергского катехизиса (1563). В Нидерландах борьба между кальвинизмом и католицизмом приняла особенно ожесточённый характер – католич. Церковь преследовала протестантов изданием «плакатов» (указов власти против еретиков), особенно при Филиппе II, что вызвало иконоборческое восстание 1566. На синоде валлонских и фламандских церквей в Эмдене (1571) утверждено кальвинистское Бельгийское исповедание; летом 1572 собравшиеся в Дордрехте штаты Голландии и Зеландии провозгласили свободу вероисповедания. Филипп II был низложен в 1581 на территориях, с 1609 ставших Республикой Соединённых провинций (офиц. религия – кальвинизм). Определяющее влияние кальвинизм оказал на проведение Р. в Шотландии. Шотландское исповедание веры и «Книга дисциплины» Нокса излагают осн. принципы кальвинизма и базируются на опыте женевской Церкви.
Реформация в Англии
Критика папства находила отклик среди разл. слоёв англ. общества, что было обусловлено глубокой местной традицией полемики со Святым Престолом. Кембриджский ун-т, в котором в 1520-х гг. началась деятельность будущих реформаторов У. Тиндела (1494–1536), Т. Кранмера, М. Ковердейла (1488–1568), Х. Латимера (1485–1555), Н. Ридли (1500–55), стал одним из центров распространения лютеранства, в то время как в Оксфордском ун-те отношение к реформац. идеям было более критическим, как и при дворе. Король Генрих VIII (1509–47) лично выступил с антилютеровским трактатом в защиту 7 таинств («Assertio septem sacramentorum», 1521). Отношение короля к Р. изменилось в ходе конфликта с Римом, начавшимся в связи с его бракоразводным процессом с Екатериной Арагонской. Папа Климент VII отказался признать брак с Екатериной недействительным. Генрих VIII, руководствуясь политич., династич. и личными соображениями, при помощи Кранмера, назначенного архиеп. Кентерберийским (1533), аннулировал брак с Екатериной и женился на Анне Болейн.
Ключевое событие Р. в Англии – принятие парламентом «Акта о верховенстве» («Act of Supremacy», 1534), согласно которому король становился главой Церкви и собственником её земельных владений. В результате проведения «королевской Р.» Церковь стала одним из институтов гос-ва. «10 статей» (1536) положили начало формированию англ. нац. модели протестантизма – англиканству. Последующие документы англиканства – «Наставление христианина» («Institution of a Christian man»), или «Епископская книга» (1537); «Объявление об обязанностях и Божественном установлении епископов и пресвитеров» («A declaration made of the functions and divine institution of bishops and priests»), или «Шестистатейный статут» (1539); «Учение и наставление, необходимое для каждого христианина» («A necessary doctrine and erudition for any Christian man»), или «Королевская книга» (1543), – свидетельствуют о непоследовательной религ. политике правительства Генриха VIII. Утверждение англиканства и осн. реформац. преобразования совершились при короле Эдуарде VI (1547–53). Под руководством и при непосредственном участии Т. Кранмера изданы «Книга общих молитв» (1549, 2-я ред., 1552), «Книга проповедей» (1551), новый вероисповедный документ «42 статьи» (1551–52), который впоследствии переработан и принят в виде «39 статей» (1571). В Англию были приглашены видные деятели Р. (М. Буцер, Я. Лаский, П. Мартир Вермильи и др.). В связи со смертью Эдуарда VI и приходом к власти Марии Тюдор (1553–58) католич. Церковь вернула свои позиции и началось преследование протестантов в стране. Англиканская церковь была восстановлена при Елизавете I Тюдор. Умеренный и компромиссный характер англиканства стал причиной появления многочисл. течений, представители которых настаивали на продолжении Р., «очищении» Церкви от католич. обрядов, упразднении иерархии [пуритане, пресвитериане, конгрегационалисты, методисты, баптисты (см. Баптизм)].
Реформация в Скандинавских странах
С 1520-х гг. проповедь протестантизма успешно вели последователи Лютера, обучавшиеся в Виттенбергском ун-те: Х. Таусен (1494–1561) в Дании, О. Петри в Швеции, П. Сяркилахти (1490–1559) в Финляндии, И. Бугенхаген на землях Ливонской конфедерации. При широкой социальной поддержке сканд. государи провели реформу церквей «сверху». В Швеции и входившей в её состав Финляндии на Вестеросском риксдаге (1527) король Густав I Ваза провозглашён главой Церкви, земли монастырей, замки епископов поступили в его распоряжение, управление перешло к королевским чиновникам – суперинтендантам. В г. Уппсала состоялся синод (1536) под рук. Л. Петри, лютеранство объявили офиц. вероисповеданием шведов, что было подтверждено на заседании риксдага (1544). В Дании и входивших в её состав Норвегии и Исландии по инициативе короля Кристиана III лютеранство признано гос. религией (1536), Таусен стал одним из организаторов новой Церкви, приняв деятельное участие в подготовке реформац. актов («Церковный ордонанс», 1537; «Рибеские статьи», 1542). Дат. гуманист и деятель Р. К. Педерсен (1480–1554) перевёл Библию на дат. яз., О. Петри – на швед. яз., М. Агрикола – на фин. яз. В Норвегии и Исландии Р. воспринималась как орудие политики иноземных (датских) государей, лютеранское богослужение вводилось на языке страны-сюзерена, поэтому католич. духовенству удалось организовать антипротестантские восстания. Однако к сер. 16 в. церковное землевладение и политич. влияние католич. Церкви в Сев. Европе были ликвидированы. После Ливонской войны 1558–83 Швеции и Дании отошла б. ч. земель Ливонского ордена, где также утвердилось лютеранство.
Реформация в Австрии и Венгрии
В 1520–30-е гг. в Австрии поддержку всех сословий получило лютеранство, в Тироле – анабаптизм. С 1555 действовали положения Аугсбургского религ. мира. В Венгрии в 1-й пол. 16 в. среди низших слоёв населения распространились анабаптизм и унитарианство, среди дворян – кальвинизм, среди бюргеров – лютеранство. На землях, подконтрольных Османской империи, протестантизм распространялся беспрепятственно; на территориях Габсбургов католич. власть с помощью ордена иезуитов противостояла Р., однако после Венского мира 1606 была вынуждена легализовать реформац. движения. После 1626 австр. дворяне, напуганные размахом крестьянских выступлений под протестантскими лозунгами, стали проявлять большую лояльность по отношению к католичеству. Воспользовавшись этим, Фердинанд II Габсбург предписал протестантам-дворянам в течение трёхмесячного срока перейти в католичество или покинуть пределы империи. Т. о., католич. Церковь восстановила свои позиции.
Реформация в Польше и Литве
Реформация в Польше и Литве (с 1569 Речи Посполитой). С 1520-х гг. в Польше среди образованной части польск. шляхты, с 1540-х гг. – в Вел. кн-ве Литовском начали распространяться лютеранство и кальвинизм. В 1562–65 произошёл раскол среди польск. кальвинистов – из них выделились т. н. братья-антитринитарии (социниане), что подорвало позиции протестантов и обеспечило успех Контрреформации. В 1573 акт Варшавской конфедерации провозгласил свободу вероисповедания, однако католич. Церкви как выразительнице нац. интересов в противостоянии внешней угрозе удалось вернуть утраченные позиции.
Радикальная Реформация
Наряду с направлениями, положившими начало протестантским церквам, в ходе Р. сложилось радикальное крыло, представители которого объединялись в общины сектантского типа. Движение антитринитариев возникло в Испании (М. Сервет), Италии (Л. Социн, Ф. Социн, Б. Окино), нашло отклик в Трансильвании, Польше, Литве. Самое массовое радикальное движение 16 в. – анабаптизм, распространившийся по всей Европе, среди последователей которого преобладали представители беднейших категорий населения. Анабаптисты, как и антитринитарии, подвергали пересмотру догмат о Троице, отрицали действенность крещения в младенческом возрасте, считали любое социальное зло свидетельством безбожия. Распространение получили т. н. революц. анабаптизм (Т. Мюнцер; Мюнстерская коммуна, 1534–35, в подавлении которой католики и протестанты выступали союзниками) и мирный анабаптизм (Швейцария, Юж. Германия, Нидерланды). Все радикальные реформаторы осуждали сотрудничество протестантских конфессий со светскими властями. В отличие от протестантской теологии, ориентированной на поиски личного спасения, радикальные теологи сосредоточились на переосмыслении понятия Церкви, которую считали не обществ. институтом, освящённым Божественной благодатью, но автономным собранием верующих, которое необходимо полностью отделить от государства и которое имеет право игнорировать некоторые обществ. нормы – применение силы, принесение присяги, воинскую повинность. Несмотря на преследования, которым подвергались приверженцы радикальных сообществ в Европе 16 в., принципы радикальной Р. получили дальнейшее развитие в 17–18 вв.
Реформация и образование
Начальный период развития Р. сопровождался упадком систем образования. Одновременно утверждался принцип интеллектуальной и моральной автономии личности. Реформац. мышление логически переходило к рационализму, признанию человеческого интеллекта законополагающим во всех областях. Мировоззрению реформаторов была присуща дидактич. направленность: нравств. долг людей, познавших истину, – нести её другим. С появлением протестантских церквей возникла необходимость в создании новых социально-политич. институтов, в т. ч. систем образования и воспитания в разных странах. Напр., в Чехии осуществлялась перестройка на гуманистич. принципах латинских школ, находившихся под прямой юрисдикцией Пражского ун-та (ректор назначал в школы учителей из числа бакалавров свободных искусств). В рамках чеш. Р. сформировался тип школы, получившей наиболее яркое выражение в педагогич. системе Я. А. Коменского. В Германии в 16 в. концепция новой школы как инструмента преобразования общества на евангелич. началах была сформулирована М. Лютером: организация системы образования и воспитания – важнейшая задача светской власти; финансирование учебных заведений за счёт средств, полученных в результате секуляризации церковного имущества; демократизация школы; введение всеобщего начального обучения и др. Идеологом реформы содержания школьного и университетского образования стал Ф. Меланхтон. Теоретик гимназич. образования И. Штурм разработал 10-летний курс школьного обучения. Эти нововведения способствовали появлению классич. гимназии (см. Классическое образование). Нем. педагог В. Тротцендорф впервые организовал в гимназии ученич. самоуправление. Протестантская педагогика развивалась в Швейцарии, Франции, Англии, в осн. по герм. образцу. В эпоху Р. существенные изменения претерпела и система высшего образования (прежде всего в Германии). В сер. 15–17 вв. возникли территориально-конфессиональные университеты.
В результате Р. в ряде стран возникла независимая от Рима гос. Церковь, которая способствовала нац. и политич. консолидации. Изменение отношения к духовенству ускорило процесс размывания ср.-век. (феодально-католич.) сословной структуры. Деятельность реформаторов, гуманистов, теологов по переводу Библии сыграла определяющую роль в формировании нац. языков. Р. способствовала утверждению церковно-религ. плюрализма, определившего специфику развития европ. культуры в последующие столетия.
В странах, оставшихся верными католицизму, началось проведение «католич. реформы», заключавшейся в организац. обновлении Римско-католич. церкви и упорядочении некоторых сторон её вероучения. Наряду с «католич. реформой», проводилась активная борьба с Р., получившая назв. Контрреформации.