РЕФОРМА́ЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 443-446

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Смирнова, А. В. Рандин (образование)

РЕФОРМА́ЦИЯ (от лат. reformatio – пре­об­ра­зо­ва­ние, ис­прав­ле­ние), ре­лигиоз­ное, об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. и идео­ло­гич. дви­же­ние в Зап. Ев­ро­пе в 16 – 1-й пол. 17 вв., на­прав­лен­ное на пре­об­ра­зо­ва­ние Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви и при­вед­шее к воз­ник­но­ве­нию про­тес­тан­тиз­ма. На­чав­шись поч­ти од­но­вре­мен­но в Гер­ма­нии и Швей­ца­рии, Р. распространилась в Анг­лии, Шот­лан­дии, Сканд. стра­нах, Фран­ции, Ни­дер­лан­дах, Ав­ст­рии, Венг­рии, При­бал­ти­ке, Поль­ше. Осн. со­бы­тия Р. свя­за­ны с тео­ре­тич. и прак­тич. дея­тель­но­стью М. Лю­те­ра, Ж. Каль­ви­на, У. Цвинг­ли, Ф. Ме­лан­хто­на, М. Бу­це­ра (1491–1551), Т. Кран­ме­ра (1489–1556), Дж. Нок­са. За­яв­лен­ная цель Р. – «воз­вра­ще­ние хри­сти­ан­ст­ва к апо­столь­ским вре­ме­нам», ре­фор­ми­ро­ва­ние Церк­ви в ду­хе еван­гель­ских идеа­лов. Од­на­ко в хо­де Р. ре­лиг. мо­ти­вы пе­ре­пле­лись с не­ре­ли­ги­оз­ны­ми: тре­бо­ва­ни­ем со­циаль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, рас­ши­ре­ни­ем пре­ро­га­тив свет­ской вла­сти в ду­хов­ной сфе­ре, пе­ре­ме­на­ми в эко­но­ми­ке, свя­зан­ны­ми с кри­зи­сом фео­даль­ных и раз­ви­ти­ем ка­пи­та­ли­стич. от­но­ше­ний.

Предреформация

Бо­го­слов­ские и со­ци­аль­ные идеи Р. во мно­гом бы­ли под­го­тов­ле­ны пред­ше­ст­вую­щи­ми ду­хов­ны­ми те­че­ния­ми (ка­та­ров, валь­ден­сов, лол­лар­дов, мо­рав­ских брать­ев) и тео­ло­га­ми [И. Тау­лер (1300–61), Мей­стер Эк­харт, И. фон Ве­зель (ум. 1481), И. Вес­сель (1419–89), И. фон Гох (ум. 1475)]. Осо­бую роль в кон­цеп­ту­аль­ной кри­ти­ке пап­ст­ва сыг­ра­ли Дж. Уик­лиф и Я. Гус, обо­зна­чив­шие мн. про­бле­мы Р.: не­об­хо­ди­мость пе­ре­во­да Биб­лии на нац. язы­ки, уп­ро­ще­ние куль­та и др.

Рим­ско-ка­то­лич. цер­ковь, осоз­на­вая не­об­хо­ди­мость ре­форм, пы­та­лась ре­шить на­рас­таю­щие про­бле­мы по­сред­ст­вом со­бо­ров – Пи­зан­ско­го (1409), Кон­станц­ско­го со­бо­ра, Ба­зель­ско­го со­бо­ра, ко­то­рым, од­на­ко, не уда­лось из­ме­нить си­туа­цию: рим­ская ку­рия и Цер­ковь в це­лом вы­зы­ва­ли не­до­воль­ст­во об­мир­ще­ни­ем ие­рар­хии, не­ве­же­ст­вом и без­нрав­ст­вен­но­стью час­ти кли­ра, стрем­ле­ни­ем свя­щен­но­слу­жи­те­лей со­сре­до­то­чить в од­них ру­ках неск. бе­не­фи­ци­ев, вни­ма­ни­ем к по­ли­тич. и эко­но­мич. во­про­сам в ущерб ду­хов­но­му окорм­ле­нию па­ст­вы.

Рост ду­хов­ной и ин­тел­лек­ту­аль­ной по­треб­но­сти об­ще­ст­ва в осоз­нан­ной ре­ли­ги­оз­но­сти ро­ж­дал но­вые кол­лек­тив­ные и ин­ди­ви­ду­аль­ные фор­мы цер­ков­ной жиз­ни (напр., дви­же­ние «но­вое бла­го­чес­тие»), но­вый уро­вень ре­лиг. по­ле­ми­ки. Зна­чит. роль в под­го­тов­ке Р. сыг­ра­ло раз­ви­тие идео­ло­гии ре­нес­санс­но­го гу­ма­низ­ма, пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го, не по­ры­вая с Цер­ко­вью, от­стаи­ва­ли свет­ские идеа­лы ин­ди­ви­ду­аль­но­го дос­то­ин­ст­ва. Об­ра­ще­ние гу­ма­ни­стов (Л. Вал­ла, Эразм Рот­тер­дам­ский) к ран­ней пат­ри­сти­ке, на­уч. ис­сле­до­ва­ние биб­лей­ских тек­стов ока­за­ли влия­ние на дея­тель­ность ре­фор­ма­то­ров по пе­ре­во­ду и тол­ко­ва­нию Биб­лии.

Не­ма­лую роль в рас­про­стра­не­нии идей Р. и Биб­лии на нац. язы­ках сыг­ра­ло изо­бре­те­ние и раз­ви­тие кни­го­пе­ча­та­ния. Мн. пе­чат­ни­ки дей­ст­во­ва­ли как спо­д­виж­ни­ки гу­ма­ни­стов и ре­фор­ма­то­ров, про­па­ган­ди­руя но­вые пе­ре­во­ды Биб­лии и на­прав­лен­ную на кри­ти­ку ка­то­ли­циз­ма литературу.

Реформация Лютера

Символическое изображение Реформации и её духовных основателей. Слева направо: Дж. Уиклиф, Я. Гус и М. Лютер. Гравюра 1-й пол. 16 в.

На­ча­лом Р. счи­та­ет­ся вы­сту­п­ле­ние М. Лю­те­ра 31.10.1517 в Вит­тен­бер­ге с 95 те­зи­са­ми «О про­яс­не­нии дей­ст­вен­но­сти ин­дуль­ген­ций», в тек­сте ко­то­рых ка­то­лич. прак­ти­ка от­пу­ще­ния гре­хов объ­яв­ля­лась про­ти­во­ре­ча­щей ду­ху и бу­к­ве Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Разъ­яс­няя суть те­зи­сов, Лю­тер на­ме­тил ос­но­вы сво­его уче­ния: при­зна­ние все­об­ще­го свя­щен­ст­ва, спа­се­ние толь­ко ве­рой, при­ори­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Лю­те­ра под­дер­жал Ф. Ме­ланх­тон, пред­ста­вив­ший пер­вое сис­те­ма­тич. из­ло­же­ние ре­фор­мац. док­три­ны [«Об­щие прин­ци­пы тео­ло­гии» («Loci communes rerum theo­logicarum»), 1521]; Н. Амс­дорф (1483–1565), Г. Спа­ла­тин (1484–1545), И. Бу­ген­ха­ген (1485–1558), Ю. Йо­нас (1493–1555), К. Кру­ци­гер (1504–48) и др. пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ст­ва. Идеи Р. ока­за­лись при­вле­ка­тель­ны для дво­рян­ст­ва, за­ин­те­ре­со­ван­но­го в уси­ле­нии свет­ской вла­сти и се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель, для сред­не­го и за­жи­точ­но­го бюр­гер­ст­ва, ко­то­ро­му бы­ли близ­ки идеи «уде­шев­ле­ния» Церк­ви, для кре­сть­ян­ст­ва, по­лу­чив­ше­го воз­мож­ность вы­ска­зать тре­бо­ва­ния со­ци­аль­но­го и иму­ще­ст­вен­но­го ха­рак­те­ра. Ра­ди­каль­ная часть бюр­гер­ст­ва, плебс, бед­ней­шее кре­сть­ян­ст­во при­да­ва­ли ре­фор­мац. иде­ям не толь­ко ре­лиг., но и об­ществ.-по­ли­тич. смысл. В про­грам­мах Кре­сть­ян­ской вой­ны 1524–1526 вос­став­шие вы­дви­ну­ли со­ци­аль­ные тре­бо­ва­ния, об­ле­чён­ные в ре­лиг. фор­му. Лю­тер сна­ча­ла вы­ка­зы­вал со­чув­ст­вие вос­став­шим и ви­дел в них социальную опо­ру ре­фор­мац. пре­об­ра­зо­ва­ний, за­тем осу­дил кре­сть­ян­ские вол­не­ния и на­чал про­во­дить цер­ков­ные ре­фор­мы в кн-ве Сак­со­ния при под­держ­ке кня­зей Фрид­ри­ха (1486–1525), Ио­ган­на (1525–32), Иоганна Фридриха (1532–47) и гор. вла­стей. Имп. Карл V в 1526 вы­ну­ж­ден был пре­дос­та­вить князь­ям пра­во ус­та­нав­ли­вать цер­ков­ные по­ряд­ки на тер­ри­то­рии сво­их вла­де­ний; по­пыт­ка от­ме­нить эту ус­туп­ку в 1529 вы­зва­ла про­тест 5 кня­зей и 14 воль­ных го­ро­дов. Идея «все­об­ще­го свя­щен­ст­ва» и воз­мож­ность про­ве­де­ния се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель спо­соб­ст­во­ва­ли бы­ст­ро­му рас­про­стра­не­нию Р. за пре­де­ла­ми Сак­со­нии: в По­ме­ра­нии, Вюр­тем­бер­ге, Бран­ден­бур­ге, Мек­лен­бур­ге, Вост. Прус­сии, 51 из 65 им­пер­ских го­ро­дов. Свет­ские вла­сти бы­ли за­ин­те­ре­со­ва­ны в спло­че­нии про­тес­тан­тов, и в 1529 ланд­граф Фи­липп I Гес­сен­ский при­гла­сил в Мар­бург нем. и швейц. тео­ло­гов, пре­ж­де все­го Лю­те­ра и У. Цвинг­ли, ко­то­рые в хо­де дис­пу­та ра­зо­шлись во взгля­дах на та­ин­ст­во Ев­ха­ри­стии. В 1530 огла­ше­но со­став­лен­ное Ме­лан­хто­ном и одоб­рен­ное Лю­те­ром Аугс­бург­ское ис­по­ве­да­ние, в 1531 об­ра­зо­ва­на Шмаль­каль­ден­ская ли­га – обо­ро­нит. со­юз герм. про­тес­тант­ских кня­зей про­тив ре­лиг. по­ли­ти­ки имп. Кар­ла V. Не­смот­ря на рас­при ме­ж­ду князь­я­ми и раз­но­гла­сия тео­ло­гов, стрем­ле­ние им­пе­ра­то­ра вос­ста­но­вить в им­пе­рии ка­то­ли­цизм не увен­ча­лось ус­пе­хом. Аугс­бург­ский ре­лигиозный мир при­знал фак­тич. ве­ро­ис­по­вед­ное раз­де­ле­ние Гер­ма­нии по прин­ци­пу «чья стра­на (власть), то­го и ве­ра» (cuius regio, eius religio).

Реформация Цвингли

«Иоганн Фридрих и группа реформаторов» (крайний слева – М. Лютер, справа – Ф. Меланхтон). Художник Л. Кранах Младший. Ок. 1543. Музей искусства (Толидо, США).

Ре­фор­мац. на­строе­ния в не­мец­коя­зыч­ной час­ти Швей­ца­рии на­рас­та­ли с 1519. На­ча­ло Р. в Цю­ри­хе свя­за­но с дея­тель­но­стью У. Цвинг­ли, ко­то­рый в 1522–23 пуб­лич­но осу­дил по­сты, прак­ти­ку ин­дуль­ген­ций, це­ли­бат. Кон­цеп­ция цер­ков­ной ре­фор­мы Цвинг­ли от­ли­ча­лась от лю­те­ров­ской, со­хра­няя ряд по­ло­же­ний хри­сти­ан­ско­го гу­ма­низ­ма и бо­лее по­сле­до­ва­тель­ный биб­ле­изм. В соч. «Рассуждения об ис­тин­ной и лож­ной ре­ли­гии» (1525) Цвинг­ли ут­вер­ждал, что чув­ст­вен­но вос­при­ни­мае­мые ве­щи не дей­ст­ву­ют на ду­хов­ное на­ча­ло в че­ло­ве­ке, и тре­бо­вал от­ме­ны по­чи­та­ния икон, куль­та свя­тых. По рас­по­ря­же­нию ма­ги­ст­ра­та в 1524–25 в го­ро­де бы­ли се­ку­ля­ри­зо­ва­ны мо­на­сты­ри, от­ме­не­ны ка­то­лич. мес­сы и по­чи­та­ние икон. Пас­то­ры вы­би­ра­лись об­щи­ной. Гор. со­ве­ту пе­ре­да­на часть епи­скоп­ской юрис­дик­ции: над­зор за пас­то­ра­ми и от­лу­че­ние от Церк­ви. Ре­фор­мац. пре­об­ра­зо­ва­ния по об­раз­цу Цю­ри­ха про­шли в Ба­зе­ле [И. Эко­лам­па­дий (1482–1531)], Бер­не [Б. Гал­лер (1492–1538)], Санкт-Гал­ле­не [И. Ва­ди­ан (1484–1551)]. В 1528–29 про­тес­тант­ские кан­то­ны спло­ти­лись во­круг Цю­ри­ха, что при­ве­ло к вой­не со сто­рон­ни­ка­ми ка­то­ли­циз­ма. По­сле ги­бе­ли Цвинг­ли (1531) Р. в Цю­ри­хе про­дол­жил Г. Бул­лин­гер (1504–75), швейц. тео­лог, ав­тор од­но­го из ос­но­во­по­ла­гаю­щих до­ку­мен­тов про­тес­тан­тиз­ма – Пер­во­го Гель­ве­ти­че­ско­го ис­по­ве­да­ния (1536). Ком­про­мисс в от­но­ше­нии к тол­ко­ва­нию та­ин­ст­ва Ев­ха­ри­стии обес­пе­чил сбли­же­ние Цю­ри­ха и каль­ви­ни­ст­ской Же­не­вы и за­клю­че­ние ме­ж­ду ни­ми в 1549 Цю­рих­ско­го со­гла­ше­ния.

Реформация в Страсбурге

Им­пер­ский г. Страс­бург, бла­го­да­ря сво­ему гео­гра­фич. по­ло­же­нию, раз­ви­тию кни­го­пе­ча­та­ния, эко­но­мич. про­цве­та­нию, стал свя­зую­щим зве­ном ме­ж­ду герм., швейц. и франц. про­тес­тан­та­ми, ко­то­рые на­зы­ва­ли его Но­вым Ие­ру­са­ли­мом, «Ан­ти­охи­ей Ре­фор­ма­ции», «убе­жи­щем со­слан­ных брать­ев». С 1521 ви­ка­рий ка­фед­раль­но­го со­бо­ра М. Целл (1477–1548) про­по­ве­до­вал уче­ние Лю­те­ра, с 1523 в Страс­бур­ге при под­держ­ке ма­ги­ст­ра­та на­ча­лась дея­тель­ность М. Бу­це­ра. Тео­ло­гич. кон­цеп­ция Бу­це­ра по­лу­чи­ла от­ра­же­ние в его соч. «Ис­по­ве­да­ние че­ты­рёх го­ро­дов» («Confessio Tetrapolitana»), ог­ла­шён­ном на сей­ме в Аугс­бур­ге в 1530. В «Ис­по­ве­да­нии» Бу­цер стре­мил­ся при­ми­рить взгля­ды Лю­те­ра и Цвинг­ли, сфор­му­ли­ро­вал про­тес­тант­ское пред­став­ле­ние о со­бор­но­сти. Страс­бург во вре­ме­на Бу­це­ра (до 1549) от­ли­чал­ся тер­пи­мо­стью к пред­ста­ви­те­лям разл. на­прав­ле­ний про­тес­тан­тиз­ма, од­на­ко в 1563 бы­ло пред­пи­са­но со­блю­дать Аугс­бург­ское ис­по­ве­да­ние, т. е. при­дер­жи­вать­ся лю­те­ран­ской ор­то­док­сии.

Реформация Кальвина

«Городская библиотека». Художник И. Дюнц. Ок. 1696–1697. Городская библиотека (Берн).

В нач. 16 в. дви­же­ние за ре­фор­му Церк­ви во Фран­ции свя­за­но с Ж. Ле­фев­ром д’Этаплем (1455–1536) и Г. Бри­со­нне (1472–1534). Дея­тель­ность Лю­те­ра и его сто­рон­ни­ков в Гер­ма­нии, цер­ков­ная по­ли­ти­ка вла­стей Страс­бур­га и Ба­зе­ля спо­соб­ст­во­ва­ли про­па­ган­де ре­фор­мац. идей, но их рас­про­стра­не­ние и со­ци­аль­ная под­держ­ка не бы­ли ши­ро­ки­ми, что объ­яс­ня­лось по­литич. ста­биль­но­стью при ко­ро­ле Фран­ци­ске I и осо­бым ста­ту­сом Церк­ви (см. Гал­ли­кан­ст­во): по Бо­лон­ско­му кон­кор­да­ту 1516 па­па Рим­ский ус­ту­пил франц. ко­ро­лю пра­во на­зна­че­ния на выс­шие цер­ков­ные долж­но­сти. Но­вой ве­хой в ре­лиг. жиз­ни Фран­ции ста­ло рас­про­стра­не­ние каль­ви­низ­ма. Ж. Каль­вин зая­вил о се­бе как о пре­ем­ни­ке Ле­фев­ра д’Этапля и Лю­те­ра в соч. «На­став­ле­ние в хри­сти­ан­ской ве­ре» («Institutio Christianae religionis», изд. в 1536), ко­то­рое бы­ло объ­яв­ле­но ере­ти­че­ским с по­сле­дую­щим из­гна­ни­ем ав­то­ра из стра­ны. Тео­лог Г. Фа­рель (1489–1565), про­по­ве­до­вав­ший на тер­ри­то­рии фран­коя­зыч­ной Швей­ца­рии, на­сто­ял на при­ез­де Каль­ви­на в Же­не­ву. Го­род, за­ин­те­ре­со­ван­ный в из­бав­ле­нии от вла­сти епи­ско­па и гер­цо­гов Са­вой­ских, всту­пил в со­юз с про­тес­тант­ски­ми кан­то­на­ми, в 1536 здесь на­ча­лись ре­фор­мы с опо­рой на каль­ви­ни­ст­ское цер­ков­ное уст­рой­ст­во и рес­пуб­ли­ка­низм. Каль­вин со­ста­вил пер­вые ве­ро­ис­по­вед­ные до­ку­мен­ты («Че­ты­ре ста­тьи», «Ис­по­ве­да­ние ве­ры»). В 1540-х гг. Же­не­ва ста­ла од­ним из цен­тров Р. и ме­стом встреч и дея­тель­но­сти про­тес­тан­тов, многие из ко­то­рых по­лу­ча­ли тео­ло­гич. об­ра­зо­ва­ние в уч­ре­ж­дён­ной там в 1559 ака­де­мии. В то же вре­мя ма­ги­ст­рат и кон­си­сто­рия про­во­ди­ли жё­ст­кую по­ли­ти­ку по пре­одо­ле­нию ре­лиг. ина­ко­мыс­лия, в ко­то­ром по­доз­ре­ва­ли всех оп­по­нен­тов Каль­ви­на – ана­бап­ти­стов, лю­те­ран, уни­та­ри­ев. В 1553 в Же­не­ве каз­нён М. Сер­вет. Со­вре­мен­ни­ки вос­при­ня­ли эту рас­пра­ву как при­мер ре­лиг. не­тер­пи­мо­сти, впер­вые про­яв­лен­ной про­тес­тан­та­ми.

Во Фран­ции, не­смот­ря на пре­сле­до­ва­ния со сто­ро­ны вла­стей при ко­ро­лях Фран­ци­ске I и Ген­ри­хе II, ко­ли­че­ст­во сто­рон­ни­ков Р. рос­ло, в осн. сре­ди ста­ро­го ро­до­ви­то­го дво­рян­ст­ва и го­ро­жан, осо­бен­но на юге и за­па­де Фран­ции. За франц. каль­ви­ни­ста­ми за­кре­пи­лось назв. гу­ге­но­ты. При под­держ­ке из Же­не­вы бы­ло об­ра­зо­ва­но св. 600 про­тес­тант­ских об­щин, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рых тай­но со­бра­лись в Па­ри­же (1559) и при­ня­ли «Ис­по­ве­да­ние ве­ры» Каль­ви­на. В 1561 вла­стя­ми (при со­дей­ст­вии ре­гент­ши Ека­те­ри­ны Ме­ди­чи) со­зван тео­ло­гич. кол­ло­к­ви­ум в Пуаси (Пу­ас­си); Каль­ви­на и про­тес­тан­тов пред­став­лял Т. де Без (1519–1605), ка­то­лич. Цер­ковь – кар­ди­нал Ло­та­ринг­ский К. де Гиз (1524–74). В янв. 1562 из­дан эдикт, раз­ре­шаю­щий гу­ге­но­там ис­по­ве­до­вать свою ве­ру за гор. сте­на­ми или в ча­ст­ных гор. до­мах. Од­на­ко про­ти­во­стоя­ние про­тес­тант­ско­го и ка­то­лич. дво­рян­ст­ва вы­ли­лось в от­кры­тый воо­руж. кон­фликт – Ре­ли­ги­оз­ные (гу­ге­нот­ские) вой­ны, за­кон­чив­шие­ся под­пи­са­ни­ем Нант­ско­го эдик­та 1598, пре­дос­та­вив­ше­го ряд ре­лиг. и по­ли­тич. ус­ту­пок гу­ге­но­там при со­хра­не­нии ка­то­ли­циз­ма как гос­под­ствую­щей ре­ли­гии.

По­ми­мо Швей­ца­рии и Фран­ции, каль­ви­ни­ст­ская Р. бы­ла про­ве­де­на на герм. тер­ри­то­ри­ях вдоль Рей­на, где ре­фор­ми­ро­ван­ные церк­ви при­дер­жи­ва­лись Гей­дель­берг­ско­го ка­те­хи­зи­са (1563). В Ни­дер­лан­дах борь­ба ме­ж­ду каль­ви­низ­мом и ка­то­ли­циз­мом при­ня­ла осо­бен­но ожес­то­чён­ный ха­рак­тер – ка­то­лич. Цер­ковь пре­сле­до­ва­ла про­тес­тан­тов из­да­ни­ем «пла­ка­тов» (ука­зов вла­сти про­тив ере­ти­ков), осо­бен­но при Фи­лип­пе II, что вы­зва­ло ико­но­бор­че­ское вос­ста­ние 1566. На си­но­де вал­лон­ских и фла­манд­ских церк­вей в Эм­де­не (1571) ут­вер­жде­но каль­ви­ни­ст­ское Бель­гий­ское ис­по­ве­да­ние; ле­том 1572 со­брав­шие­ся в Дор­д­рех­те шта­ты Гол­лан­дии и Зе­лан­дии про­воз­гла­си­ли сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Фи­липп II был низ­ло­жен в 1581 на тер­ри­то­ри­ях, с 1609 став­ших Рес­пуб­ли­кой Со­еди­нён­ных про­вин­ций (офиц. ре­ли­гия – каль­ви­низм). Оп­ре­де­ляю­щее влия­ние каль­ви­низм ока­зал на про­ве­де­ние Р. в Шот­лан­дии. Шот­ланд­ское ис­по­ве­да­ние ве­ры и «Кни­га дис­ци­п­ли­ны» Нок­са из­ла­га­ют осн. прин­ци­пы каль­ви­низ­ма и ба­зи­ру­ют­ся на опы­те же­нев­ской Церк­ви.

Реформация в Англии

Кри­ти­ка пап­ст­ва на­хо­ди­ла от­клик сре­ди разл. сло­ёв англ. об­ще­ст­ва, что бы­ло обу­слов­ле­но глу­бо­кой ме­ст­ной тра­ди­ци­ей по­ле­ми­ки со Свя­тым Пре­сто­лом. Кем­бридж­ский ун-т, в ко­то­ром в 1520-х гг. началась дея­тель­ность бу­ду­щих ре­фор­ма­то­ров У. Тин­де­ла (1494–1536), Т. Кран­ме­ра, М. Ко­вер­дей­ла (1488–1568), Х. Ла­ти­ме­ра (1485–1555), Н. Рид­ли (1500–55), стал од­ним из цен­тров рас­про­стра­не­ния лю­те­ран­ст­ва, в то вре­мя как в Окс­форд­ском ун-те от­но­ше­ние к ре­фор­мац. иде­ям бы­ло бо­лее кри­ти­че­ским, как и при дво­ре. Ко­роль Ген­рих VIII (1509–47) лич­но вы­сту­пил с ан­ти­лю­те­ров­ским трак­та­том в за­щи­ту 7 та­инств («Assertio sep­tem sacramentorum», 1521). От­но­ше­ние ко­ро­ля к Р. из­ме­ни­лось в хо­де кон­флик­та с Ри­мом, на­чав­шим­ся в свя­зи с его бра­ко­раз­вод­ным про­цес­сом с Ека­те­ри­ной Ара­гон­ской. Па­па Кли­мент VII от­ка­зал­ся при­знать брак с Ека­те­ри­ной не­дей­ст­ви­тель­ным. Ген­рих VIII, ру­ко­вод­ству­ясь по­ли­тич., ди­на­стич. и лич­ны­ми со­об­ра­же­ния­ми, при по­мо­щи Кран­ме­ра, на­зна­чен­но­го ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ским (1533), ан­ну­ли­ро­вал брак с Ека­те­ри­ной и же­нил­ся на Ан­не Бо­лейн.

Титульный лист «Большой Библии». На троне – король Генрих VIII, передающий Библию Т. Кранмеру (слева) и Т. Кромвелю (справа). Художник Х. Хольбейн Младший (?). 1541.

Клю­че­вое со­бы­тие Р. в Анг­лии – при­ня­тие пар­ла­мен­том «Ак­та о вер­хо­вен­ст­ве» («Act of Supremacy», 1534), со­глас­но ко­то­ро­му ко­роль ста­но­вил­ся гла­вой Церк­ви и соб­ст­вен­ни­ком её зе­мель­ных вла­де­ний. В ре­зуль­та­те про­ве­де­ния «ко­ро­лев­ской Р.» Цер­ковь ста­ла од­ним из ин­сти­ту­тов гос-ва. «10 ста­тей» (1536) по­ло­жи­ли на­ча­ло формирова­нию англ. нац. мо­де­ли про­тес­тан­тиз­ма – анг­ли­кан­ст­ву. По­сле­дую­щие до­ку­мен­ты анг­ли­кан­ст­ва – «На­став­ле­ние хри­стиа­ни­на» («Institution of a Christian man»), или «Епи­скоп­ская кни­га» (1537); «Объ­яв­ле­ние об обя­зан­но­стях и Бо­же­ст­вен­ном ус­та­нов­ле­нии епи­ско­пов и пре­сви­те­ров» («A declara­tion made of the functions and divine in­stitution of bishops and priests»), или «Шес­ти­ста­тей­ный ста­тут» (1539); «Уче­ние и на­став­ле­ние, не­об­хо­ди­мое для ка­ж­до­го хри­стиа­ни­на» («A necessary do­ctrine and erudition for any Christian man»), или «Ко­ро­лев­ская кни­га» (1543), – сви­де­тель­ст­ву­ют о не­по­сле­до­ва­тель­ной ре­лиг. по­ли­ти­ке пра­ви­тель­ст­ва Ген­ри­ха VIII. Ут­вер­жде­ние анг­ли­кан­ст­ва и осн. ре­фор­мац. пре­об­ра­зо­ва­ния со­вер­ши­лись при ко­ро­ле Эду­ар­де VI (1547–53). Под ру­ко­во­дством и при не­по­сред­ст­вен­ном уча­стии Т. Кран­ме­ра из­да­ны «Кни­га об­щих мо­литв» (1549, 2-я ред., 1552), «Кни­га про­по­ве­дей» (1551), но­вый ве­ро­ис­по­вед­ный до­ку­мент «42 ста­тьи» (1551–52), ко­то­рый впо­след­ст­вии пе­ре­ра­бо­тан и при­нят в ви­де «39 ста­тей» (1571). В Анг­лию бы­ли при­гла­ше­ны вид­ные дея­те­ли Р. (М. Бу­цер, Я. Лас­кий, П. Мар­тир Вермильи и др.). В свя­зи со смер­тью Эду­ар­да VI и при­хо­дом к вла­сти Ма­рии Тю­дор (1553–58) ка­то­лич. Цер­ковь вернула свои позиции и на­ча­лось пре­сле­до­ва­ние про­тес­тан­тов в стране. Анг­ли­кан­ская цер­ковь бы­ла вос­ста­нов­ле­на при Ели­за­ве­те I Тюдор. Уме­рен­ный и ком­про­мисс­ный ха­рак­тер анг­ли­кан­ст­ва стал при­чи­ной по­яв­ле­ния мно­го­числ. те­че­ний, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рых на­стаи­ва­ли на про­дол­же­нии Р., «очи­ще­нии» Церк­ви от ка­то­лич. об­ря­дов, уп­разд­не­нии ие­рар­хии [пу­ри­та­не, пре­сви­те­риа­не, кон­гре­га­цио­на­ли­сты, ме­то­ди­сты, бап­ти­сты (см. Бап­тизм)].

Реформация в Скандинавских странах

С 1520-х гг. про­по­ведь про­тес­тан­тиз­ма ус­пеш­но ве­ли по­сле­до­ва­те­ли Лю­те­ра, обу­чав­шие­ся в Вит­тен­берг­ском ун-те: Х. Та­у­сен (1494–1561) в Да­нии, О. Пет­ри в Шве­ции, П. Сяр­ки­лах­ти (1490–1559) в Фин­лян­дии, И. Бу­ген­ха­ген на зем­лях Ли­вон­ской кон­фе­де­ра­ции. При ши­ро­кой со­ци­аль­ной под­держ­ке сканд. го­су­да­ри про­ве­ли ре­фор­му церк­вей «свер­ху». В Шве­ции и вхо­див­шей в её со­став Фин­лян­дии на Вес­те­рос­ском рик­сда­ге (1527) ко­роль Гус­тав I Ва­за про­воз­гла­шён гла­вой Церк­ви, зем­ли мо­на­сты­рей, зам­ки епи­ско­пов по­сту­пи­ли в его рас­по­ря­же­ние, управ­ле­ние пе­ре­шло к ко­ро­лев­ским чи­нов­ни­кам – су­пер­ин­тен­дан­там. В г. Упп­са­ла со­сто­ял­ся си­нод (1536) под рук. Л. Пет­ри, лю­те­ран­ст­во объ­я­ви­ли офиц. ве­ро­ис­по­ве­да­ни­ем шве­дов, что бы­ло под­твер­жде­но на за­се­да­нии рик­сда­га (1544). В Да­нии и вхо­див­ших в её со­став Нор­ве­гии и Ис­лан­дии по ини­циа­ти­ве ко­ро­ля Кри­стиа­на III лю­те­ран­ст­во при­зна­но гос. ре­ли­ги­ей (1536), Тау­сен стал од­ним из ор­га­ни­за­то­ров но­вой Церк­ви, при­няв дея­тель­ное уча­стие в под­го­тов­ке ре­фор­мац. ак­тов («Цер­ков­ный ор­до­нанс», 1537; «Ри­бе­ские ста­тьи», 1542). Дат. гу­ма­нист и дея­тель Р. К. Пе­дер­сен (1480–1554) пе­ре­вёл Биб­лию на дат. яз., О. Пет­ри – на швед. яз., М. Аг­ри­ко­ла – на фин. яз. В Нор­ве­гии и Ис­лан­дии Р. вос­при­ни­малась как ору­дие по­ли­ти­ки ино­зем­ных (дат­ских) го­су­да­рей, лю­те­ран­ское бо­го­слу­же­ние вво­ди­лось на язы­ке стра­ны-сю­зе­ре­на, по­это­му ка­то­лич. ду­хо­вен­ст­ву уда­лось ор­га­ни­зо­вать ан­ти­про­тес­тант­ские вос­ста­ния. Од­на­ко к сер. 16 в. цер­ков­ное зем­ле­вла­де­ние и по­ли­тич. влия­ние ка­то­лич. Церк­ви в Сев. Ев­ро­пе бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны. По­сле Ли­вон­ской вой­ны 1558–83 Шве­ции и Да­нии ото­шла б. ч. зе­мель Ли­вон­ско­го ор­де­на, где так­же ут­вер­ди­лось лю­те­ран­ст­во.

Реформация в Австрии и Венгрии

В 1520–30-е гг. в Ав­ст­рии под­держ­ку всех со­сло­вий по­лу­чи­ло лю­те­ран­ст­во, в Ти­ро­ле – ана­бап­тизм. С 1555 дей­ст­во­ва­ли по­ло­же­ния Аугс­бург­ско­го ре­лиг. ми­ра. В Венг­рии в 1-й пол. 16 в. сре­ди низ­ших сло­ёв на­се­ле­ния рас­про­стра­ни­лись ана­бап­тизм и уни­та­ри­ан­ст­во, сре­ди дво­рян – каль­ви­низм, сре­ди бюр­ге­ров – лю­те­ран­ст­во. На землях, под­кон­троль­ных Ос­ман­ской им­пе­рии, про­тес­тан­тизм рас­про­стра­нял­ся бес­пре­пят­ст­вен­но; на тер­ри­то­ри­ях Габс­бур­гов ка­то­лич. власть с по­мо­щью ор­де­на ие­зуи­тов про­ти­во­стоя­ла Р., од­на­ко по­сле Вен­ского мира 1606 бы­ла вы­ну­ж­де­на ле­га­ли­зо­вать ре­фор­мац. дви­же­ния. По­сле 1626 австр. дво­ря­не, на­пу­ган­ные раз­ма­хом кре­сть­ян­ских вы­сту­п­ле­ний под про­тес­тант­ски­ми ло­зун­га­ми, ста­ли про­яв­лять боль­шую ло­яль­ность по от­но­ше­нию к ка­то­ли­че­ст­ву. Вос­поль­зо­вав­шись этим, Фер­ди­нанд II Габс­бург пред­пи­сал про­тес­тан­там-дво­ря­нам в те­че­ние трёх­ме­сяч­но­го сро­ка пе­рей­ти в ка­то­ли­че­ст­во или по­ки­нуть пре­де­лы им­пе­рии. Т. о., ка­то­лич. Цер­ковь вос­ста­но­ви­ла свои по­зи­ции.

Реформация в Польше и Литве

Ре­фор­ма­ция в Поль­ше и Лит­ве (с 1569 Ре­чи По­спо­ли­той). С 1520-х гг. в Поль­ше сре­ди об­ра­зо­ван­ной час­ти польск. шлях­ты, с 1540-х гг. – в Вел. кн-ве Ли­тов­ском на­ча­ли рас­про­стра­нять­ся лю­те­ран­ст­во и каль­ви­низм. В 1562–65 про­изо­шёл рас­кол сре­ди польск. каль­ви­ни­стов – из них вы­де­ли­лись т. н. бра­тья-ан­ти­три­ни­та­рии (со­ци­ниа­не), что по­до­рва­ло по­зи­ции про­тес­тан­тов и обес­пе­чи­ло ус­пех Контр­ре­фор­ма­ции. В 1573 акт Вар­шав­ской кон­фе­де­ра­ции про­воз­гла­сил сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния, од­на­ко ка­то­лич. Церк­ви как вы­ра­зи­тель­ни­це нац. ин­те­ре­сов в про­ти­во­стоя­нии внеш­ней уг­ро­зе уда­лось вер­нуть ут­ра­чен­ные по­зи­ции.

Радикальная Реформация

На­ря­ду с на­прав­ле­ния­ми, по­ло­жив­ши­ми на­ча­ло про­тес­тант­ским церк­вам, в хо­де Р. сло­жи­лось ра­ди­каль­ное кры­ло, пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го объ­е­ди­ня­лись в об­щи­ны сек­тант­ско­го ти­па. Дви­же­ние ан­ти­три­ни­та­ри­ев воз­ник­ло в Ис­па­нии (М. Сер­вет), Ита­лии (Л. Со­цин, Ф. Со­цин, Б. Оки­но), на­шло от­клик в Тран­силь­ва­нии, Поль­ше, Лит­ве. Са­мое мас­со­вое ра­ди­каль­ное дви­же­ние 16 в. – ана­бап­тизм, рас­про­стра­нив­ший­ся по всей Ев­ро­пе, сре­ди по­сле­до­ва­те­лей ко­то­ро­го пре­об­ла­да­ли пред­ста­ви­те­ли бед­ней­ших ка­те­го­рий на­се­ле­ния. Ана­бап­ти­сты, как и ан­ти­три­ни­та­рии, под­вер­га­ли пе­ре­смот­ру дог­мат о Трои­це, от­ри­ца­ли дей­ст­вен­ность кре­ще­ния в мла­ден­че­ском воз­рас­те, счи­та­ли лю­бое со­ци­аль­ное зло сви­де­тель­ст­вом без­бо­жия. Рас­про­стра­не­ние по­лу­чили т. н. ре­во­люц. ана­бап­тизм (Т. Мюн­цер; Мюн­стер­ская ком­му­на, 1534–35, в по­дав­ле­нии ко­то­рой ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты вы­сту­па­ли со­юз­ни­ка­ми) и мир­ный ана­бап­тизм (Швей­ца­рия, Юж. Гер­ма­ния, Ни­дер­лан­ды). Все ра­ди­каль­ные ре­фор­ма­то­ры осу­ж­да­ли со­труд­ни­че­ст­во про­тес­тант­ских кон­фес­сий со свет­ски­ми вла­стя­ми. В от­ли­чие от про­тес­тант­ской тео­ло­гии, ори­ен­ти­ро­ван­ной на по­ис­ки лич­но­го спа­се­ния, ра­ди­каль­ные тео­ло­ги со­сре­до­то­чи­лись на пе­ре­ос­мыс­ле­нии по­ня­тия Церк­ви, ко­то­рую счи­та­ли не об­ществ. ин­сти­ту­том, ос­вя­щён­ным Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­тью, но ав­то­ном­ным со­б­ра­ни­ем ве­рую­щих, ко­то­рое не­об­хо­ди­мо пол­но­стью от­де­лить от го­су­дар­ст­ва и ко­то­рое име­ет пра­во иг­но­ри­ро­вать не­ко­то­рые об­ществ. нор­мы – при­ме­не­ние си­лы, при­не­се­ние при­ся­ги, во­ин­скую по­вин­ность. Не­смот­ря на пре­сле­до­ва­ния, ко­то­рым под­вер­га­лись при­вер­жен­цы ра­ди­каль­ных со­об­ществ в Ев­ро­пе 16 в., прин­ци­пы ра­ди­каль­ной Р. по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в 17–18 вв.

Реформация и образование

На­чаль­ный пе­ри­од раз­ви­тия Р. со­про­во­ж­дал­ся упад­ком сис­тем об­ра­зо­ва­ния. Од­но­вре­мен­но ут­вер­ждал­ся прин­цип ин­тел­лек­ту­аль­ной и мо­раль­ной ав­то­но­мии лич­но­сти. Ре­фор­мац. мыш­ле­ние ло­ги­че­ски пе­ре­хо­ди­ло к ра­цио­на­лиз­му, при­зна­нию че­ло­ве­че­ско­го ин­тел­лек­та за­ко­но­по­ла­гаю­щим во всех об­лас­тях. Ми­ро­воз­зре­нию ре­фор­ма­то­ров бы­ла при­су­ща ди­дак­тич. на­прав­лен­ность: нравств. долг лю­дей, по­знав­ших ис­ти­ну, – не­сти её дру­гим. С по­явле­ни­ем про­тес­тант­ских церк­вей воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в соз­да­нии но­вых со­ци­аль­но-по­ли­тич. ин­сти­ту­тов, в т. ч. сис­тем об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния в раз­ных стра­нах. Напр., в Че­хии осу­ще­ст­в­ля­лась пе­ре­строй­ка на гу­ма­ни­стич. прин­ци­пах ла­тин­ских школ, на­хо­див­ших­ся под пря­мой юрис­дик­ци­ей Праж­ско­го ун-та (рек­тор на­зна­чал в шко­лы учи­те­лей из чис­ла ба­ка­лав­ров сво­бод­ных ис­кусств). В рам­ках чеш. Р. сфор­ми­ро­вал­ся тип шко­лы, по­лу­чив­шей наи­бо­лее яр­кое вы­ра­же­ние в пе­да­го­гич. сис­те­ме Я. А. Ко­мен­ско­го. В Гер­ма­нии в 16 в. кон­цеп­ция но­вой шко­лы как ин­ст­ру­мен­та пре­об­ра­зо­ва­ния об­ще­ст­ва на еван­ге­лич. на­ча­лах бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на М. Лю­те­ром: ор­га­ни­за­ция сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния – важ­ней­шая за­да­ча свет­ской вла­сти; фи­нан­си­ро­ва­ние учеб­ных за­ве­де­ний за счёт средств, по­лу­чен­ных в ре­зуль­та­те се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва; де­мо­кра­ти­за­ция шко­лы; вве­де­ние все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния и др. Идео­ло­гом ре­фор­мы со­дер­жа­ния школь­но­го и уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния стал Ф. Ме­ланх­тон. Тео­ре­тик гим­на­зич. об­ра­зо­ва­ния И. Штурм раз­ра­бо­тал 10-лет­ний курс школь­но­го обу­че­ния. Эти но­во­вве­де­ния спо­соб­ст­во­ва­ли по­яв­ле­нию клас­сич. гим­на­зии (см. Клас­си­че­ское об­ра­зо­ва­ние). Нем. пе­да­гог В. Трот­цен­дорф впер­вые ор­га­ни­зо­вал в гим­на­зии уче­нич. са­мо­управ­ле­ние. Про­тес­тант­ская пе­да­го­ги­ка раз­ви­ва­лась в Швей­ца­рии, Фран­ции, Анг­лии, в осн. по герм. об­раз­цу. В эпо­ху Р. су­щественные из­ме­не­ния пре­тер­пе­ла и сис­те­ма выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния (пре­ж­де все­го в Гер­ма­нии). В сер. 15–17 вв. воз­ник­ли тер­ри­то­ри­аль­но-кон­фес­сио­наль­ные университеты.

Титульный лист Нового Завета в переводе М. Лютера (Виттенберг, 1546).

В ре­зуль­та­те Р. в ря­де стран воз­ник­ла не­за­ви­си­мая от Ри­ма гос. Цер­ковь, ко­то­рая спо­соб­ст­во­ва­ла нац. и по­ли­тич. кон­со­ли­да­ции. Из­ме­не­ние от­но­ше­ния к ду­хо­вен­ст­ву ус­ко­ри­ло про­цесс раз­мы­ва­ния ср.-век. (фео­даль­но-ка­то­лич.) со­слов­ной струк­ту­ры. Дея­тель­ность ре­фор­ма­то­ров, гу­ма­ни­стов, тео­ло­гов по пе­ре­во­ду Биб­лии сыг­ра­ла оп­ре­де­ляю­щую роль в фор­ми­ро­ва­нии нац. язы­ков. Р. спо­соб­ст­во­ва­ла ут­вер­жде­нию цер­ков­но-ре­лиг. плю­ра­лиз­ма, оп­ре­де­лив­ше­го спе­ци­фи­ку раз­ви­тия ев­роп. куль­ту­ры в по­сле­дую­щие сто­ле­тия.

В стра­нах, ос­тав­ших­ся вер­ны­ми ка­то­ли­циз­му, на­ча­лось про­ве­де­ние «ка­то­лич. ре­фор­мы», за­клю­чав­шей­ся в ор­га­ни­зац. об­нов­ле­нии Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви и упо­ря­до­че­нии не­ко­то­рых сто­рон её ве­ро­уче­ния. На­ря­ду с «ка­то­лич. ре­фор­мой», про­во­ди­лась ак­тив­ная борь­ба с Р., по­лу­чив­шая назв. Контр­ре­фор­ма­ции.

Лит.: Со­ко­лов В. А. Ре­фор­ма­ция в Анг­лии. М., 1881; Вип­пер Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и дви­же­ния XVI в. Цер­ковь и го­су­дар­ст­во в Же­не­ве XVI в. в эпо­ху каль­ви­низ­ма. М., 1894; Бе­цольд Ф. фон. Ис­то­рия Ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии. СПб., 1900. Т. 1–2; Сми­рин М. М. Гер­ма­ния эпо­хи Ре­фор­ма­ции и Ве­ли­кой Кре­сть­ян­ской вой­ны. М., 1962; The Reformation / Ed. H. J. Hillerbrand. N. Y., 1964; Lortz J. Die Reformation in Deutschland. 6. Aufl. Freiburg im Breisgau, 1982; McGrath A. E. The intellectual origins of the European Refor­mation. Oxf., 1987; Ре­ву­нен­ко­ва Н. В. Ре­нес­санс­ное сво­бо­до­мыс­лие и идео­ло­гия Ре­фор­ма­ции. М., 1988; Са­ви­на С. Л. По­ли­ти­ка Ре­фор­ма­ции в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния // Гу­ма­ни­сти­че­ская мысль, шко­ла и пе­да­го­ги­ка эпо­хи позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и на­ча­ла Но­во­го вре­ме­ни. М., 1990; Cameron E. The European reforma­tion. Oxf.; N. Y., 1991; Williams G. H. The Radical Reformation. 3rd ed. Kirksville, 1992; Chadwick O. The early Reformation on the con­tinent. Oxf.; N. Y., 2001; Delumeau J. Naissance et affirmation de la Réforme. 10 éd. P., 2003; Lindberg C. The European Reformations. 2nd ed. Malden, 2010.

Вернуться к началу