КЛИ́МЕ́НТ I
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛИ́МЕ́НТ I (лат. Clemens), Климент Римский (? – ок. 101, Херсонес Таврический, ныне территория Севастополя, Крым), апостол из числа семидесяти, один из мужей апостольских, папа Римский (ок. 92 – ок. 101), отец и учитель Церкви, священномученик.
По свидетельству сщмч. Иринея Лионского, К. I видел апостолов Петра и Павла, общался с ними, слушал их проповедь. Согласно Тертуллиану, Иерониму Блаженному и еп. Епифанию Кипрскому, К. I был посвящён в сан епископа ап. Петром, занимал рим. кафедру после Лина и Анаклета. Согласно Евсевию Кесарийскому, К. I скончался в третий год царствования имп. Траяна, преемником К. I был Эварист. Известны примеры обращения римлян к Христу, от рабов до членов имп. семьи, благодаря проповеди Климента I.
Авторитет К. I уже в древней Церкви способствовал тому, что ему приписывались разл. сочинения. Однако единственным, не вызывающим сомнения в его авторстве, является «Первое послание к коринфянам Климента Римского», созданное на греч. яз. во время правления имп. Домициана (81–96). Послание было написано К. I от имени Рим. церкви к Коринфской церкви по поводу распри, произошедшей между верующими, и повествует об иерархич. строе церковной жизни, необходимости апостольской преемственности предстоятелей церквей. Послание – один из древнейших и авторитетнейших памятников христианской письменности, уже в древности оно имело широкое распространение. По свидетельству Евсевия Кесарийского, оно читалось в церквах за богослужением наряду с апостольскими посланиями и помещалось в одних с ними кодексах.
К. I приписывается сб-к сочинений «Климентины» (Clementina), или «Псевдо-Климентины», относящийся к апокрифам. «Климентины» стоят в одном ряду с многочисл. апокрифич. деяниями апостолов, составленными в первые века христианства. В сб-ке объединяются 5 памятников: «Послание ап. Петра к Иакову Праведному, первому еп. Иерусалима», с которым соединено т. н. «Свидетельство для получающих книгу»; «Послание Климента к Иакову»; 20 «Бесед»; «Встречи» («Узнавания», греч. ’Aνaγυώσεις, лат. Recognitiones) в 10 книгах, редакция которых сохранилась в лат. переводе 4 в. Руфина Аквилейского; т. н. «Сокращение деяний Петра». К. I приписываются также «Второе послание к коринфянам Климента Римского», «Два окружных послания к девственницам» и некоторые др.
Считается, что К. I (а также папе Римскому Фабиану) принадлежит инициатива составления первых, не дошедших до нас, сб-ков житий мучеников.
Позднейшие писатели представляют К. I мучеником: о его кончине сообщают «Мученические акты», датирующиеся 4 в. Согласно этим актам, за распространение христианства К. I был сослан рим. властями на окраину Рим. империи, в каменоломни Херсонеса Таврического – традиц. место ссылки христиан. Его миссионерская деятельность в Херсонесе вызвала гнев властей: с привязанным на шее грузом (якорем) К. I был утоплен в море. Согласно «Житию» (4–5 вв.), его тело, вынесенное на берег, было похоронено учениками на небольшом островке (в совр. Казачьей бухте Севастополя). Его мощи были обретены в нач. 860-х гг. и по инициативе Константина Философа (см. в ст. Кирилл и Мефодий) перенесены в Херсонес. Затем Константин и Мефодий доставили часть мощей в Рим, где они сохраняются доныне в базилике Св. Климента. Часть мощей оставалась в соборном храме Херсонеса (т. н. Уваровская базилика) до 10 в. Киевский кн. Владимир Святославич, возвращаясь на Русь после взятия Херсонеса, перенёс часть мощей К. I (главу) в Киев, где впоследствии она пребывала в Десятинной церкви; ныне, согласно церковной традиции, глава К. I находится в Киево-Печерской лавре. Эти мощи стали первой христианской святыней на Руси. В 11 в. было написано первое рус. сочинение о К. I – «Слово на обновление Десятинной церкви». Первый на Руси каменный храм в его честь был заложен в 1153 в Ладоге; известны также храмы в Пскове, Великом Новгороде, Твери, Москве, Инкерманский Свято-Климентовский мон. (близ Севастополя).
Дни памяти по календарю Рус. православной церкви – 25 нояб. (8 дек.), 22 апр. (5 мая), 10(23) сент., 4(17) янв. в Соборе 70 апостолов, в Соборе всех преподобных отцов, 15(28) дек. в Соборе Крымских святых; по календарю Римско-католич. церкви – 23 ноября.