Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛИ́МЕ́НТ I

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 288

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Палицын

КЛИ́МЕ́НТ I (лат. Clemens), Кли­мент Рим­ский (? – ок. 101, Хер­со­нес Тав­ри­че­ский, ны­не тер­ри­то­рия Се­ва­сто­по­ля, Крым), апо­стол из чис­ла се­ми­де­ся­ти, один из му­жей апо­столь­ских, па­па Рим­ский (ок. 92 – ок. 101), отец и учи­тель Церк­ви, свя­щен­но­му­че­ник.

По сви­де­тель­ст­ву сщмч. Ири­нея Ли­он­ско­го, К. I ви­дел апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, об­щал­ся с ни­ми, слу­шал их про­по­ведь. Со­глас­но Тер­тул­лиа­ну, Ие­ро­ни­му Бла­жен­но­му и еп. Епи­фа­нию Кипр­ско­му, К. I был по­свя­щён в сан епи­ско­па ап. Пет­ром, за­ни­мал рим. ка­фед­ру по­сле Ли­на и Анак­ле­та. Со­глас­но Ев­се­вию Ке­са­рий­ско­му, К. I скон­чал­ся в тре­тий год цар­ст­во­ва­ния имп. Трая­на, пре­ем­ни­ком К. I был Эва­рист. Из­вест­ны при­ме­ры об­ра­ще­ния римлян к Хри­сту, от ра­бов до чле­нов имп. се­мьи, бла­го­да­ря про­по­ве­ди Кли­мен­та I.

«Святой Климент I». Фрагмент мозаики на южной стене центрального нефа базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 6 в.

Ав­то­ри­тет К. I уже в древ­ней Церк­ви спо­соб­ст­во­вал то­му, что ему при­пи­сы­ва­лись разл. со­чи­не­ния. Од­на­ко един­ст­вен­ным, не вы­зы­ваю­щим со­мне­ния в его ав­тор­ст­ве, яв­ля­ет­ся «Пер­вое по­сла­ние к ко­рин­фя­нам Кли­мен­та Рим­ско­го», со­з­дан­ное на греч. яз. во вре­мя прав­ле­ния имп. До­ми­циа­на (81–96). По­сла­ние бы­ло на­пи­са­но К. I от име­ни Рим. церк­ви к Ко­ринф­ской церк­ви по по­во­ду рас­при, про­изо­шед­шей ме­ж­ду ве­рую­щи­ми, и по­ве­ст­ву­ет об ие­рар­хич. строе цер­ков­ной жиз­ни, не­об­хо­ди­мо­сти апо­столь­ской пре­ем­ст­вен­но­сти пред­стоя­те­лей церк­вей. По­сла­ние – один из древ­ней­ших и ав­то­ритет­ней­ших па­мят­ни­ков хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти, уже в древ­но­сти оно име­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние. По сви­де­тель­ст­ву Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, оно чи­та­лось в церк­вах за бо­го­слу­же­ни­ем на­ря­ду с апо­столь­ски­ми по­сла­ния­ми и по­ме­ща­лось в од­них с ни­ми ко­дек­сах.

К. I при­пи­сы­ва­ет­ся сб-к со­чи­не­ний «Кли­мен­ти­ны» (Clementina), или «Псев­до-Кли­мен­ти­ны», от­но­ся­щий­ся к апок­ри­фам. «Кли­мен­ти­ны» сто­ят в од­ном ря­ду с мно­го­числ. апок­ри­фич. дея­ния­ми апо­сто­лов, со­став­лен­ны­ми в пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ст­ва. В сб-ке объ­е­ди­ня­ются 5 па­мят­ни­ков: «По­сла­ние ап. Пет­ра к Иа­ко­ву Пра­вед­но­му, пер­во­му еп. Ие­ру­са­ли­ма», с ко­то­рым со­еди­не­но т. н. «Сви­де­тель­ст­во для по­лу­чаю­щих кни­гу»; «По­сла­ние Кли­мен­та к Иа­ко­ву»; 20 «Бе­сед»; «Встре­чи» («Уз­на­ва­ния», греч. ’Aνaγυώσεις, лат. Recognitiones) в 10 кни­гах, ре­дак­ция ко­то­рых со­хра­ни­лась в лат. пе­ре­во­де 4 в. Ру­фи­на Ак­ви­лей­ско­го; т. н. «Со­кра­ще­ние дея­ний Пет­ра». К. I при­пи­сы­ва­ют­ся так­же «Вто­рое по­сла­ние к ко­рин­фя­нам Кли­мен­та Рим­ско­го», «Два ок­руж­ных по­сла­ния к дев­ст­вен­ни­цам» и не­ко­то­рые др.

Счи­та­ет­ся, что К. I (а так­же па­пе Рим­ско­му Фа­биа­ну) при­над­ле­жит ини­циа­ти­ва со­став­ле­ния пер­вых, не до­шед­ших до нас, сб-ков жи­тий му­че­ни­ков.

Позд­ней­шие пи­са­те­ли пред­став­ля­ют К. I му­че­ни­ком: о его кон­чи­не со­об­ща­ют «Му­че­ни­че­ские ак­ты», да­ти­рую­щие­ся 4 в. Со­глас­но этим ак­там, за рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ст­ва К. I был со­слан рим. вла­стя­ми на ок­раи­ну Рим. им­пе­рии, в ка­ме­но­лом­ни Хер­со­не­са Тав­ри­че­ско­го – тра­диц. ме­сто ссыл­ки хри­сти­ан. Его мис­сио­нер­ская дея­тель­ность в Хер­со­не­се вы­зва­ла гнев вла­стей: с при­вя­зан­ным на шее гру­зом (яко­рем) К. I был уто­п­лен в мо­ре. Со­глас­но «Жи­тию» (4–5 вв.), его те­ло, вы­не­сен­ное на бе­рег, бы­ло по­хо­ро­не­но уче­ни­ка­ми на не­боль­шом ост­ров­ке (в совр. Ка­зачь­ей бух­те Се­ва­сто­по­ля). Его мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в нач. 860-х гг. и по ини­циа­ти­ве Кон­стан­ти­на Фи­ло­со­фа (см. в ст. Ки­рилл и Ме­фо­дий) пе­ре­не­се­ны в Хер­со­нес. За­тем Кон­стан­тин и Ме­фо­дий дос­та­ви­ли часть мо­щей в Рим, где они со­хра­ня­ют­ся до­ны­не в ба­зи­ли­ке Св. Кли­мен­та. Часть мо­щей ос­та­ва­лась в со­бор­ном хра­ме Хер­со­не­са (т. н. Ува­ров­ская ба­зи­ли­ка) до 10 в. Ки­ев­ский кн. Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич, воз­вра­ща­ясь на Русь по­сле взя­тия Хер­со­не­са, пе­ре­нёс часть мо­щей К. I (гла­ву) в Ки­ев, где впо­след­ст­вии она пре­бы­ва­ла в Де­ся­тин­ной церк­ви; ны­не, со­глас­но цер­ков­ной тра­ди­ции, гла­ва К. I на­хо­дит­ся в Кие­во-Пе­чер­ской лав­ре. Эти мо­щи ста­ли пер­вой хри­сти­ан­ской свя­ты­ней на Ру­си. В 11 в. бы­ло на­пи­са­но пер­вое рус. со­чи­не­ние о К. I – «Сло­во на об­нов­ле­ние Де­ся­тин­ной церк­ви». Пер­вый на Ру­си ка­мен­ный храм в его честь был за­ло­жен в 1153 в Ла­до­ге; из­вест­ны так­же хра­мы в Пско­ве, Ве­ли­ком Нов­горо­де, Тве­ри, Мо­ск­ве, Ин­кер­ман­ский Свя­то-Кли­мен­тов­ский мон. (близ Се­ва­сто­по­ля).

Дни па­мя­ти по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной це­рк­ви – 25 но­яб. (8 дек.), 22 апр. (5 мая), 10(23) сент., 4(17) янв. в Со­бо­ре 70 апо­сто­лов, в Со­бо­ре всех пре­по­доб­ных от­цов, 15(28) дек. в Со­бо­ре Крым­ских свя­тых; по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 23 но­яб­ря.

Ис­точн.: Фео­до­сий. О ме­сто­по­ло­же­нии Св. Зем­ли // Пра­во­слав­ный па­ле­стин­ский сбор­ник. СПб., 1891. Т. 10. Вып. 1; Propylaeum ad acta Sanctorum Novembris. Synaxarium ecc­lesiae Constantinopolitanae e codíce Sir­mon­dia­no nunc Berolinensi adiectis synaxariis se­lectis / Ed. H. Delehaye. Brux., 1902. P. 255–256; Лав­ров П. А. Жи­тия хер­сон­ских свя­тых в гре­ко-сла­вян­ской пись­мен­но­сти (Па­мят­ни­ки хри­сти­ан­ско­го Хер­со­не­са). М., 1911. Вып. 2. С. 1–153, 174–180; Мурь­я­нов М. Ф. Гим­но­гра­фия Ки­ев­ской Ру­си. 2-е изд. М., 2004. С. 309–315.

Соч.: Migne PG. T. 1, 2; Sources chrétiennes. T. 167; Пер­вое по­сла­ние к ко­рин­фя­нам // Пи­са­ния му­жей апо­столь­ских. 2-е изд. М., 2008. С. 135–172, 501–504.

Лит.: Ай­на­лов Д. В. Ме­мо­рии св. Кли­мен­та и св. Мар­ти­на в Хер­со­не­се. М., 1915; Hof­mann J. Unser heiliger Vater Klemens: ein römi­scher Bischof im Kalender griechischen Kirche. Trier, 1992; Бе­гу­нов Ю. К. Св. Кли­мент Рим­ский в сла­вян­ской тра­ди­ции: не­ко­то­рые ито­ги и пер­спек­ти­вы ис­сле­до­ва­ния // Ви­зан­ти­но­рос­си­ка. СПб., 2006. Т. 4.

Вернуться к началу