ПЁТР
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЁТР (греч. Πέτρος, арам. כיפא – камень) (на рубеже эр, м. Вифсаида, ныне Бет-Сайда, Израиль – вероятно, между 61 и 68, Рим), один из двенадцати апостолов, почитающийся в церковной традиции (наряду с ап. Павлом) первоверховным апостолом, христианский святой. П. был сыном Ионы [в ряде греч. манускриптов – Иоанна (Ин. 21:15)], изначально носил имя Си́мон [Ин. 1:42; встречается также транслитерация, близкая к звучанию арамейской и евр. формы имени שמעון – Симеон (Деян. 15:14; 2 Пет. 1:1)]. В синоптич. Евангелиях сообщается, что он жил в г. Капернаум в одном доме со своим братом Андреем (будущий апостол Андрей Первозванный) и тёщей (Мк. 1:29–31) и занимался рыболовством (Мф. 4:18). Согласно Евангелию от Иоанна, вместе с Андреем отправился в Вифавару, чтобы принять крещение от Иоанна Крестителя (ср.: Ин. 1:28). Андрей, будучи учеником Иоанна, привёл Симона к Иисусу как к Мессии (Ин. 1:42) (см. Иисус Христос); Иисус дал Симону новое имя – Кифа (в переводе с арамейского яз. на греческий – Πέτρος , т. е. камень; греч. перевод лёг в основу слав.-рус. произношения имени – Пётр; Ин. 1:42), предуказуя на то, что он станет основанием христианской Церкви. Во время посещения дома П. в Капернауме Христос исцелил его тёщу (Лк. 4:38–39). Став учеником Христа, П. продолжал заниматься рыболовством до момента своего призвания на проповедь по предсказанию Господа: «Отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:1–10). П. был включён в число 12 особо избранных учеников Христа – апостолов (Мк. 3:13–19).
Среди апостолов П. занял особое положение: говорил и действовал прежде них или от их лица, Христос обращался к нему, как к их представителю, давал ему особые пророчества (Мф. 16:16, 17:24–25, 18:21, 19:27 и др.). Вместе с апостолами Иаковом Зеведеевым и Иоанном Богословом П. стал свидетелем чудес и важнейших событий жизни Христа (воскрешения дочери Иаира – Лк. 8:51; Преображения Господня – Мф. 17:1; молитвы Господа в Гефсиманском саду – Мф. 26:37). Во время шторма на Тивериадском озере он, увидев идущего по воде Иисуса, попросил у Него разрешения повторить это чудо (Мф. 14:24–32). От лица апостолов П. исповедовал Иисуса Христом, т. е. Мессией, и «Сыном Бога Живого» (Мф. 16:16; ср.: Ин. 6:69), что явилось особым исповеданием Иисуса как равного Богу Отцу. Иисус ответил, что это открыто П. Самим Богом Отцом (Мф. 16:17). Христос предсказал, что на П., как на камне, воздвигнет Свою Церковь, которую не одолеют никакие демонич. силы («врата ада»; Мф. 16:18); П. будут «даны ключи Царства Небесного» и полномочия принимать в Церкви решения духовного характера – «вязать и решить» (Мф. 16:19; позднее полномочия «вязать и решить» были даны и др. апостолам – Мф. 18:18).
П. не сразу постиг смысл мессианского служения Иисуса: он возражал против намерения Христа идти в Иерусалим для страданий и смерти, которые должны завершиться Воскресением Христовым (Мф. 16:21–22). Христос, строго обличая такое проявление человеческой слабости, сказал, что П. рассуждает, как Его противник (сатана), т. к. думает не о Божием замысле по спасению людей, а о человеческом благополучии, и изгнал его прочь (Мф. 16:23). Горячность П. сказалась также на Тайной вечери, когда он вначале отказался от омывания его ног Иисусом, а, узнав, что это необходимо для служения Христу, потребовал умыть также и руки, и голову (Ин. 13:5–10). П. уверял, что в случае необходимости отдаст за Христа свою жизнь (Ин. 13:37). В ответ Христос предсказал, что ближайшей ночью П. трижды отречётся от Него (Ин. 13:38), что и произошло (Мф. 26:69–75; Ин. 18:16–17, 25–27). Раскаяние П. в этом поступке (Мф. 26:75) послужило его прощению. После Воскресения Христова ангел, явившийся жёнам-мироносицам, повелел им идти к ученикам и отдельно упомянул П. (Мк. 16:5–7; ср.: Мф. 21:2–6; Лк. 24:2–7). Воскресший Христос явился ему первому из учеников (Лк. 24:34; 1 Кор. 15:5), а затем при Тивериадском озере явным образом восстановил его в апостольском чине, поставив пастырем Церкви (Ин. 21:15–17).
После Вознесения Господня П. способствовал основанию Церкви, обратившись в Иерусалиме в день Пятидесятницы с проповедью к местным жителям и пришедшим на праздник паломникам, в результате чего ок. 3 тыс. чел. уверовали во Христа (Деян. 2:14–41). П. совершал разл. чудеса и исцеления (Деян. 3:1–11, 5:1–12 и др.), продолжал проповедовать о воскресшем Христе сначала в Иерусалиме (Деян. 3:12–26, 4:1–12), затем на палестинском побережье Средиземного м. (Деян. 9:32–43; 10). При иудейском царе Ироде Агриппе (37–44) он претерпел заключение в Иерусалиме и чудесным образом был освобождён из темницы ангелом (Деян. 12:1–19).
П. проповедовал преим. среди иудеев («обрезанных»; Гал. 2:7), но получил откровение от Бога о том, что в Церковь должны войти и язычники (обращение П. дома Корнилия – Деян. 10:9–20), и отстаивал эту точку зрения на Апостольском соборе в Иерусалиме (ок. 48–49) (Деян. 15:7–11). В дальнейшем П. проповедовал иудеям рассеяния за пределами Палестины, в частности в Антиохии (Гал. 2:11) и, возможно, в др. рим. провинциях Малой Азии (возможно, и в Ахайе). Согласно православному преданию, он прибыл в Рим в нач. 60-х гг. (Ириней Лионский, Лактанций) и при имп. Нероне мученически пострадал там за Христа через распятие головой вниз, чтобы подчеркнуть своё недостоинство перед страданиями Христа (Климент I, Тертуллиан, Лактанций, Евсевий Кесарийский).
П. традиционно считается автором 2 посланий (писем), известных как Первое и Второе послания св. ап. Петра, включённых в канон Нового Завета. В них христианам даются разл. вероучительные и нравственные наставления.
В Первом послании П. указывает на то, что искупление христиан совершено «драгоценной кровью Христа», цена этого столь высока, что требует от христиан святой и праведной жизни (1 Пет. 1:14–21). Следует отбросить «злобу» и «коварство» и приступить ко Христу как к краеугольному камню, на котором строить свою жизнь (1 Пет. 2:1–8). П. предлагает христианам повиноваться властям как поддерживающим порядок в обществе (1 Пет. 2:13–17), призывает к взаимному уважению и любви в семейной и общинной жизни (1 Пет. 3:1–8), говорит о пользе терпеливого перенесения скорбей в подражание Христу, поскольку страдания отвращают от греха (1 Пет. 2:21, 4:1–16). Обращаясь к пастырям Церкви, он настаивает, чтобы они не «господствовали», а подавали личный пример пасомым (1 Пет. 5:1–4), от христиан требует повиновения пастырям, у всех просит взаимного подчинения друг другу со смирением (1 Пет. 5:5).
Во Втором послании П. указывает на то, что возвещает истинное учение Христово, поскольку был личным свидетелем жизни Господа (2 Пет. 1:16). В качестве источника вероучения для христиан он указывает также на Священное Писание Ветхого Завета (2 Пет. 1:19–21). Предсказывает избавление праведникам и наказание нечестивым (2 Пет. 2:1–22), поясняя, что Господь медлит со Своим всеобщим судом, желая, чтобы все раскаялись и не погибли (2 Пет. 3:2–9). День суда придёт неожиданно («как вор ночью»), с ним – глобальная катастрофа, гибель неба и земли, вместо которых будут новые небо и земля (2 Пет. 3:10–13).
В отличие от понимания П. в православной традиции «первым апостолом среди равных», в традиции Римско-католич. церкви по причине особой интерпретации полномочий, данных П. Христом (ключи Царства Небесного, понимаемые как право управлять Церковью, были вручены только П., а также повеление «пасти овец» стада Церкви), он выступает как «глава» апостолов. В католич. традиции, поскольку П. считается первым епископом Рима, его преемники – епископы римские (см. Папа Римский) обладают исключит. правом управления всей Церковью (см. также Католицизм).
В христианском мире память П. отмечается в один день с памятью ап. Павла – день первоверховных апостолов Петра и Павла [по календарю РПЦ – 29 июня (12 июля)]. В православной традиции дню первоверховных апостолов Петра и Павла предшествует многодневный Петров (Апостольский) пост. Также по календарю РПЦ память П. отмечается 16(29) янв. и 30 июня (13 июля). Мощи П. находятся под гл. престолом Святого Петра собора в Ватикане.
Иконография
Первые изображения П. относятся к 3–4 вв. в числе др. апостолов в изображениях Христа с учениками (росписи баптистерия в Дура-Европос, 240–256; катакомбы Домициллы в Риме, сер. 4 в.). П. располагается по правую руку от Иисуса в композициях «Двенадцать апостолов» (конха апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, 4 в.; ц. Санта-Пуденциана в Риме, 5 в.). Во 2-й пол. 4 в. апостолы П. и Павел выделяются как первоверховные и изображаются отдельно от др. апостолов, по обе стороны от Христа (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-пол. 3 – 1-я пол. 4 вв.; саркофаг Юния Басса, 359, гроты Ватикана, оба – в Риме). С этого момента формируется устойчивый иконографич. тип П., описанный позднее в «Летописи» Иоанна Малалы (6 в.): «Святой Пётр был старец среднего роста, с высоким лбом, белой кожей, бледным лицом, глазами тёмными, как вино, густой бородой, большим носом, сдвинутыми бровями, прямой осанкой…». С 4 в. атрибутом П. становятся ключи (мозаика триумфальной арки ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме, 2-я пол. 4 в.). С 5 в. атрибутами П. как апостола и мученика выступают крест и мученич. венец (мозаики в куполах баптистерия православных, ок. 450, и баптистерия ариан, ок. 500, оба – в Равенне), а также пастырский посох.
В раннехристианский период П. изображается в сценах, основанных на иконографии рим. императоров: сцены «Traditio legis» («Даяние закона») и «Traditio clavium» (саркофаг Юния Басса, мозаики ц. Санта-Костанца в Риме, сер. 4 в.). Изображения апостолов П. и Павла по сторонам от Христа символизируют Соборную Церковь (апсида ц. Святых Космы и Дамиана в Риме, 526–530, и др.). Фигура П. может сопровождать ряд евангельских сюжетов, имеющих отношение к Страстям Христовым («Предсказание об отречении» на саркофаге Лота, 350–360, катакомбы Сан-Себастьяно в Риме), присутствует в сценах из Деяний апостолов: «Наказание Анании и Сапфиры» (Брешианская ставротека, сер. 4 в., Музей Санта-Джулия, Брешиа), «Изведение из темницы ангелом» (саркофаг Юния Басса).
В визант. иск-ве первым сохранившимся самостоят. изображением П. является энкаустич. икона из Синайского мон. Св. Екатерины (ок. 600), на которой также представлены Христос, Богоматерь и Иоанн Богослов в медальонах. На иконе из мон. Протат на Афоне П. изображён в полный рост со свитком в руках (12 в.). К палеологовскому времени относится поясная икона П. из коллекции Дамбартон-Окс в Вашингтоне (2-я пол. 13 в.), где он представлен со свитком в руках и ключами на шее. Наряду с др. апостолами, П. присутствует в сценах «Евхаристия» (мозаика Софийского собора в Киеве, 1040-е гг.), «Страшный суд» (фрески Дмитриевского собора во Владимире, 1193–97). П. изображается также в сценах Двунадесятых праздников (Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение Богоматери). Широкое распространение получила композиция «Отречения апостола Петра» (мозаика Архиепископской капеллы в Равенне, ок. 480, миниатюра Хлудовской псалтири, от 837 до 860, ГИМ). П. является центр. персонажем сцены «Омовение ног» (Евангелие из Россано, сер. 6 в.; Трапезундское евангелие, 2-я пол. 10 в., РНБ; мозаика кафоликона мон. Осиос-Лукас в Фокиде, 1040-е гг.). Изображения П. входят в состав лицевых рукописей Минология (где, наряду с портретом, иллюстрируется мученич. кончина П.) и Апостола. В монументальной живописи житийный цикл П. встречается во фресках жертвенника Софийского собора в Киеве (1040-е гг.), мозаиках Палатинской капеллы в Палермо (1140–50-е гг.), соборов в Монреале (1180–94) и Сан-Марко в Венеции (нач. 13 в.).
В др.-рус. иск-ве иконография П. следует осн. вариантам визант. традиции. Сцены жития апостола П. иллюстрированы на фресках сев. нефа Спасо-Преображенского собора Мирожского мон. в Пскове (1156). П. выступает небесным покровителем кн. Ярополка и его семьи на миниатюре Кодекса Гертруды (1078–1086, Нац. археологич. музей, Чивидале-дель-Фриули, Италия). На Руси были популярны парные иконы апостолов П. и Павла (из Новгородского гос. музея-заповедника, сер. 11 в.; из Белозерска, сер. 13 в. ГРМ; из Успенского собора Московского Кремля, 1410-е гг.). К 16 в. относится икона «Апостолы Пётр и Павел с житием» в 18 клеймах (Новгородский гос. музей-заповедник). Подробный житийный цикл апостолов П. и Павла представлен на фресках сев. стены Архангельского собора Московского Кремля, где присутствуют такие редкие сцены, как «Явление Петра и Павла царевичу Петру Ордынскому», «Апостолы Пётр и Павел приносят золото на окончание храма царевичу Петру Ордынскому» и др. (1564–65, переписаны во 2-й пол. 17 в.). Деяния П. представлены также во фресках Троицкого собора Ипатьевского мон. в Костроме (худ. Г. Никитин, 1685). С кон. 14 в. образ П. входит в состав Деисусного чина высокого иконостаса (Благовещенского собора Московского Кремля, кон. 14 в. или 1405, приписывается Феофану Греку; Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, 1425–1427, Успенского собора во Владимире, 1408, ГРМ). В сер. 15–17 вв. получает распространение композиция «Собор 12 апостолов» в виде лозы (по примеру композиции Древо Иесеево), в завитках которой помещались полуфигуры апостолов под Деисусом (икона, 16 в., ГРМ; фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. 16 в.).
В зап.-европ. иск-ве с 7 в. появляются изображения П. с тонзурой (мозаики капеллы Венанция в Латеранском баптистерии, 640-е гг.), указывающей на его священство и символизирующей терновый венец. С 9 в. П. изображается привратником, открывающим врата Рая праведным (мозаики триумфальной арки ц. Санта-Прасседе в Риме, 817–824). Как первосвященник на троне с ключами и книгой П. представлен на папских печатях с кон. 11 в., а также в скульптуре (статуя в соборе Св. Петра в Риме, скульптор Арнольфо ди Камбио, 1280–90-е гг.). П. изображается также в папском облачении и тиаре (статуя на сев. портале Шартрского собора, 13 в.). Сцена «Передачи ключей» сохраняет свою важность в иск-ве Средневековья (миниатюры «Перикопов Генриха II», Мюнхен, Баварская гос. б-ка, нач. 11 в.) и Возрождения (фреска П. Перуджино в Сикстинской капелле, Ватикан, 1481–82). С рубежа 11–12 вв. становится популярна сцена «Падение Симона Волхва» (рельеф портала Мьежвиль ц. Сен-Сернен в Тулузе, ок. 1098; капитель ц. Сен-Лазар в Отёне, 1120-е гг.; сцены из пределлы алтарного образа Б. Гоццоли, 1461–62, Хэмптон-корт, Лондон). В евангельских циклах раннего и зрелого Средневековья П. занимает особое место в сценах «Преображения» (обращается ко Христу), «Омовения ног» (указывает на голову), «Взятия под стражу» (усекает ухо рабу первосвященника, Евангелие Оттона III, ок. 1000, Бамбергская городская б-ка), с 14 в. к ним добавляются «Призвание», «Предсказание об отречении» и «Отречение», «Встреча Петра с Воскресшим Христом на море Галилейском» (Дуччо ди Буонинсенья, клейма оборотной стороны полиптиха «Маэстá», 1308–11, Музей собора, Сиена) и «Хождение по водам» (несохранённая мозаика «Навичелла» Джотто, известная по копии).
Вероятно, первый житийный цикл П. (6 сцен) был в оратории папы Иоанна VII в старой базилике Св. Петра в Ватикане (705–707, известен по рисункам нач. 16 в. и по мозаичным фрагментам). Обширный житийный цикл представлен в ц. Сан-Пьеро-а-Градо близ Пизы (худ. Деодато Орланди, ок. 1300). Важнейшим примером самостоят. цикла, посвящённого ранней истории Церкви и основанного на тексте «Деяний апостолов», является фресковый цикл в капелле Бранкаччи ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции (1424–27, Мазаччо, Мазолино; 1485–86, Филиппино Липпи), включающий сцены «Воскрешение Тавифы», «Воскрешение сына Феофила», «Наказание Анании и Сапфиры», «Исцеление тенью», а также редкий евангельский сюжет «Чудо со статиром». Особое место в итал. живописи 13–17 вв. занимают сцены, восходящие к апокрифич. тексту «Страстей апостолов Петра и Павла»: «Quo Vadis» («Встреча Петра с воскресшим Христом на Аппиевой дороге», картина Ан. Карраччи, 1601–1602, Нац. галерея, Лондон), «Освобождение Петра из темницы ангелом» (фреска Рафаэля в Станце д’Элиодоро в Ватикане, 1512–14), «Казнь Петра» («Полиптих Стефанески», мастерская Джотто, ок. 1300, Пинакотека Ватикана; фреска Микеланджело в капелле Паолина в Ватикане, 1546–50, и картина Караваджо в капелле Черази в ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме, 1601), а также ранее малопопулярные евангельские сюжеты («Чудесный улов», картон Рафаэля к шпалерам Сикстинской капеллы, 1515–16, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Слёзы раскаявшегося в отступничестве апостола Петра» (картина Эль Греко, ок. 1605, Госпиталь Тавера, Толедо).