Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТА́ЙНАЯ ВЕ́ЧЕРЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 588-589

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Прот. Вадим Леонов, А. В. Пожидаева (иконография в западноевропейском искусстве), М. В. Гринберг (иконография в византийском искусстве)

ТА́ЙНАЯ ВЕ́ЧЕРЯ (от слав. «ве­че­ря» – ужин), про­щаль­ная тра­пе­за Ии­су­са Хри­ста с апо­сто­ла­ми на­ка­ну­не Его пле­не­ния, рас­пя­тия и смер­ти. Во вре­мя Т. в. (Мф. 26:17–30; Мк. 14:12–26; Лк. 22:7–39; Ин. 13–17; 1 Кор. 10:16; 1 Кор. 11:23–25) Хри­стос ус­та­но­вил таин­ст­во Ев­ха­ри­стии. Ве­че­ря на­зы­ва­ет­ся «тай­ной», т. к. со­вер­ша­лась скры­то от иу­де­ев, же­лав­ших убить Хри­ста (Мф. 26:4).

Т. в. со­стоя­лась в чет­верг ве­че­ром, на­ка­ну­не иу­дей­ской Пас­хи, т. к. иу­де­ям из от­да­лён­ных мест раз­ре­ша­лось со­вер­шить пас­халь­ную тра­пе­зу на день ра­нее. На­ка­ну­не Т. в. Хри­стос на­пра­вил уче­ни­ков Пет­ра и Ио­ан­на (см. Иоанн Бо­го­слов) в Ие­ру­са­лим, что­бы они в оп­ре­де­лён­ном мес­те при­го­то­ви­ли пас­халь­ный ужин. Пе­ред тра­пе­зой Ии­сус явил при­мер сми­ре­ния, умыв но­ги уче­ни­кам, чем вы­звал сму­ще­ние, осо­бен­но у ап. Пет­ра. За­тем Он пред­ска­зал пре­да­тель­ст­во од­но­го из них, Иу­ды Ис­ка­рио­та (од­но­вре­мен­но с ним об­мак­нув ку­сок хле­ба), пе­ре­дал уче­ни­кам ряд важ­ных на­став­ле­ний о люб­ви и вер­но­сти и по­мо­лил­ся о не­ру­ши­мо­сти их един­ст­ва.

Сна­ча­ла Хри­стос со­вер­шил вет­хо­за­вет­ную Пас­ху, ко­гда по­ла­га­лось за­ко­лоть и съесть пас­халь­но­го агн­ца. Этот аг­нец стал про­об­ра­зом жерт­вен­но­го слу­же­ния Хри­ста, за­клан­но­го на Кре­сте за гре­хи все­го ми­ра. За­тем он ус­та­но­вил глав­ное та­ин­ст­во но­во­за­вет­ной Церк­ви – Ев­ха­ри­стию. Взял хлеб и, воз­бла­го­да­рив Бо­га за все ми­ло­сти, пре­ло­мил его и раз­дал уче­ни­кам со сло­ва­ми: «сие есть Те­ло Мое, ко­то­рое за вас пре­да­ет­ся; сие тво­ри­те в Мое вос­по­ми­на­ние». Бла­го­сло­вив ча­шу с ви­но­град­ным ви­ном, Он по­дал её уче­ни­кам, го­во­ря: «пей­те из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя Но­во­го За­ве­та, за мно­гих из­ли­вае­мая во ос­тав­ле­ние гре­хов», ве­лев уче­ни­кам все­гда со­вер­шать это та­ин­ст­во. Во вре­мя Т. в. Хри­стос не­по­сти­жи­мо пре­по­дал апо­сто­лам Свои Те­ло и Кровь, да­руя им Са­мо­го Се­бя как за­лог бу­ду­ще­го вос­кре­се­ния и веч­ной жиз­ни.

Осо­бым об­ра­зом хри­сти­ан­ская Цер­ковь вспо­ми­на­ет Т. в. в Ве­ли­кий чет­верг на Стра­ст­ной сед­ми­це пе­ред Пас­хой. Од­на­ко ка­ж­дая ли­тур­гия вос­при­ни­ма­ет­ся как про­дол­же­ние Т. в., что вы­ра­же­но в мо­лит­ве св. Ио­ан­на Зла­то­ус­та, чи­тае­мой пе­ред при­ча­ще­ни­ем: «Ве­че­ри Тво­ея тай­ныя днесь, Сы­не Бо­жий, при­ча­ст­ни­ка мя при­ими».

Иконография

«Тайная вечеря». Фреска Д. Гирландайо в церкви Оньисанти (Флоренция). 1480.

Про­об­ра­за­ми сце­ны Т. в. мо­гут счи­тать­ся изо­бра­же­ния об­щих тра­пез на сте­нах ка­та­комб (Сан-Кал­ли­сто в Ри­ме, 3 в.) в чис­ле мн. др. ком­пози­ций, ука­зы­ваю­щих на Ев­ха­ри­стию. С 6 в. сце­на по­яв­ля­ет­ся в еван­гель­ских цик­лах: апо­сто­лов изо­бра­жа­ют воз­ле­жа­щи­ми за сто­лом (Хри­стос спра­ва от ос­таль­ных), Иу­да, по сло­ву Хри­ста, об­ма­ки­ва­ет ку­сок в ча­шу (Рос­сан­ское Еван­ге­лие, 6 в., Епар­хи­аль­ный му­зей цер­ков­но­го иск-ва, Рос­са­но), час­то в ча­ше ле­жит ры­ба – сим­вол Хри­ста (мо­заи­ки ц. Сант-Апол­ли­на­ре-Нуо­во в Ра­вен­не, нач. 6 в.). В та­ком ви­де сце­на со­хра­ня­ет­ся в ви­зант. цик­лах (фре­ски Ми­ро­ж­ско­го мон. в Пско­ве, 1140-е гг.). Па­рал­лель­но в вос­точ­но­хри­сти­ан­ском иск-ве раз­ви­ва­ет­ся соб­ст­вен­но ев­ха­ри­стич. ком­по­зи­ция «Хри­стос, при­ча­щаю­щий апо­сто­лов», по­ме­щае­мая в центр. зо­не ап­си­ды (мо­заи­ки Со­фий­ско­го со­бо­ра в Кие­ве, 1043–46). Од­на­ко в иск-ве Ви­зан­тии и стран пра­во­слав­но­го ми­ра сю­жет Т. в. не по­лу­чил ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния; сре­ди при­ме­ров – фре­ска в Ка­ран­лык-Ки­ли­се (Гё­ре­ме, сер. 11 в.), ико­на из со­б­ра­ния мон. Ва­то­пед на Афо­не (13 в.), фре­ски Бо­ян­ской церк­ви, церк­вей Св. Со­фии в Тра­пе­зун­де (ны­не Траб­зон; сер. 13 в.), Ус­пе­ния Бо­го­ма­те­ри мон. Про­тат на Афо­не (1310, мас­тер Ма­ну­ил Пан­се­лин), Св. Ан­д­рея на Трес­ке в Ма­ке­до­нии (1388–89).

«Тайная вечеря». Икона из монастыря Ватопед (Афон). 13 в.

Ком­по­зи­ция со сто­лом, раз­вёр­ну­тым по го­ри­зон­та­ли, до­ми­ни­ру­ет в зап.-ев­роп. иск-ве 12–16 вв. (фре­ска ц. Сен-Мар­тен в Но­ан-Вик; 12 в.; рель­еф летт­не­ра со­бо­ра в На­ум­бур­ге, 1250), час­то ак­цент де­ла­ет­ся на т. н. ко­щун­ст­вен­ном при­ча­ще­нии Иу­ды: он си­дит по др. сто­ро­ну сто­ла, час­то од­но­вре­мен­но об­ма­ки­ва­ет ру­ку в ча­шу и по­лу­ча­ет ку­сок от Хри­ста. Иу­да мо­жет изо­бра­жать­ся ли­шён­ным ним­ба, ры­же­во­ло­сым, с ко­шель­ком в ру­ках. Лишь Ле­о­нар­до да Вин­чи вновь по­ме­ща­ет Иу­ду в од­ном ря­ду с апо­сто­ла­ми и пе­ре­но­сит вни­ма­ние зри­те­ля на ре­ак­цию уче­ни­ков (фре­ска тра­пез­ной мон. Сан­та-Ма­рия-дел­ле-Гра­цие в Ми­ла­не, 1495–97). Ев­ха­ри­стич. зна­че­ние Т. в. под­чёр­ки­ва­ет­ся в Ита­лии 14–16 вв. по­ме­ще­ни­ем сце­ны на сте­нах мо­на­стыр­ских тра­пез­ных (рос­пи­си Т. Гад­ди, А. дель Кас­та­ньо, Д. Гир­лан­дайо, П. Пе­руд­жи­но, А. дель Сар­то и др.); в Сев. Ев­ро­пе – вет­хо­за­вет­ны­ми па­рал­ле­ля­ми (ал­тарь «Та­ин­ст­во при­час­тия» Д. Ба­ут­са, 1464–67, ц. Синт-Пи­тер­скерк, Лё­вен); в Ве­не­ции 16 в.– по­ме­ще­ни­ем в хо­ре (напр., кар­ти­на Я. Тин­то­рет­то в хо­ре ц. Сан-Джорд­жо-Мад­жо­ре, 1592–94). По­все­ме­ст­но изо­бра­жа­ют­ся при­ча­ст­ная ча­ша и об­лат­ки в ру­ках Хри­ста (кар­ти­на Х. де Хуа­не­са, ок. 1562, Пра­до, Мад­рид). С 12 в. в Т. в. рас­про­стра­ня­ет­ся мо­тив «Ио­анн у гру­ди Гос­по­да», ко­то­рый вы­де­лит­ся в са­мо­сто­ят. ком­по­зи­цию «Мис­ти­че­ский со­юз» (скульп­тур­ная груп­па из Му­зея Май­е­ра ван ден Бер­га в Ан­твер­пе­не, 1280–90). В иск-ве про­тес­тан­тиз­ма в 16 в. в сце­не Т. в. изо­бра­жа­ли дея­те­лей Ре­фор­ма­ции в об­ра­зах апо­сто­лов. В рус. иск-ве 2-й пол. 19 в. под­чёр­ки­ва­ет­ся мо­раль­ный ас­пект Т. в. – от­кры­тый раз­рыв Иу­ды с учи­те­лем (кар­ти­на Н. Н. Ге, 1863, ГРМ).

Вернуться к началу