ТА́ЙНАЯ ВЕ́ЧЕРЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТА́ЙНАЯ ВЕ́ЧЕРЯ (от слав. «вечеря» – ужин), прощальная трапеза Иисуса Христа с апостолами накануне Его пленения, распятия и смерти. Во время Т. в. (Мф. 26:17–30; Мк. 14:12–26; Лк. 22:7–39; Ин. 13–17; 1 Кор. 10:16; 1 Кор. 11:23–25) Христос установил таинство Евхаристии. Вечеря называется «тайной», т. к. совершалась скрыто от иудеев, желавших убить Христа (Мф. 26:4).
Т. в. состоялась в четверг вечером, накануне иудейской Пасхи, т. к. иудеям из отдалённых мест разрешалось совершить пасхальную трапезу на день ранее. Накануне Т. в. Христос направил учеников Петра и Иоанна (см. Иоанн Богослов) в Иерусалим, чтобы они в определённом месте приготовили пасхальный ужин. Перед трапезой Иисус явил пример смирения, умыв ноги ученикам, чем вызвал смущение, особенно у ап. Петра. Затем Он предсказал предательство одного из них, Иуды Искариота (одновременно с ним обмакнув кусок хлеба), передал ученикам ряд важных наставлений о любви и верности и помолился о нерушимости их единства.
Сначала Христос совершил ветхозаветную Пасху, когда полагалось заколоть и съесть пасхального агнца. Этот агнец стал прообразом жертвенного служения Христа, закланного на Кресте за грехи всего мира. Затем он установил главное таинство новозаветной Церкви – Евхаристию. Взял хлеб и, возблагодарив Бога за все милости, преломил его и раздал ученикам со словами: «сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Благословив чашу с виноградным вином, Он подал её ученикам, говоря: «пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», велев ученикам всегда совершать это таинство. Во время Т. в. Христос непостижимо преподал апостолам Свои Тело и Кровь, даруя им Самого Себя как залог будущего воскресения и вечной жизни.
Особым образом христианская Церковь вспоминает Т. в. в Великий четверг на Страстной седмице перед Пасхой. Однако каждая литургия воспринимается как продолжение Т. в., что выражено в молитве св. Иоанна Златоуста, читаемой перед причащением: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими».
Иконография
Прообразами сцены Т. в. могут считаться изображения общих трапез на стенах катакомб (Сан-Каллисто в Риме, 3 в.) в числе мн. др. композиций, указывающих на Евхаристию. С 6 в. сцена появляется в евангельских циклах: апостолов изображают возлежащими за столом (Христос справа от остальных), Иуда, по слову Христа, обмакивает кусок в чашу (Россанское Евангелие, 6 в., Епархиальный музей церковного иск-ва, Россано), часто в чаше лежит рыба – символ Христа (мозаики ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, нач. 6 в.). В таком виде сцена сохраняется в визант. циклах (фрески Мирожского мон. в Пскове, 1140-е гг.). Параллельно в восточнохристианском иск-ве развивается собственно евхаристич. композиция «Христос, причащающий апостолов», помещаемая в центр. зоне апсиды (мозаики Софийского собора в Киеве, 1043–46). Однако в иск-ве Византии и стран православного мира сюжет Т. в. не получил широкого распространения; среди примеров – фреска в Каранлык-Килисе (Гёреме, сер. 11 в.), икона из собрания мон. Ватопед на Афоне (13 в.), фрески Боянской церкви, церквей Св. Софии в Трапезунде (ныне Трабзон; сер. 13 в.), Успения Богоматери мон. Протат на Афоне (1310, мастер Мануил Панселин), Св. Андрея на Треске в Македонии (1388–89).
Композиция со столом, развёрнутым по горизонтали, доминирует в зап.-европ. иск-ве 12–16 вв. (фреска ц. Сен-Мартен в Ноан-Вик; 12 в.; рельеф леттнера собора в Наумбурге, 1250), часто акцент делается на т. н. кощунственном причащении Иуды: он сидит по др. сторону стола, часто одновременно обмакивает руку в чашу и получает кусок от Христа. Иуда может изображаться лишённым нимба, рыжеволосым, с кошельком в руках. Лишь Леонардо да Винчи вновь помещает Иуду в одном ряду с апостолами и переносит внимание зрителя на реакцию учеников (фреска трапезной мон. Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, 1495–97). Евхаристич. значение Т. в. подчёркивается в Италии 14–16 вв. помещением сцены на стенах монастырских трапезных (росписи Т. Гадди, А. дель Кастаньо, Д. Гирландайо, П. Перуджино, А. дель Сарто и др.); в Сев. Европе – ветхозаветными параллелями (алтарь «Таинство причастия» Д. Баутса, 1464–67, ц. Синт-Питерскерк, Лёвен); в Венеции 16 в.– помещением в хоре (напр., картина Я. Тинторетто в хоре ц. Сан-Джорджо-Маджоре, 1592–94). Повсеместно изображаются причастная чаша и облатки в руках Христа (картина Х. де Хуанеса, ок. 1562, Прадо, Мадрид). С 12 в. в Т. в. распространяется мотив «Иоанн у груди Господа», который выделится в самостоят. композицию «Мистический союз» (скульптурная группа из Музея Майера ван ден Берга в Антверпене, 1280–90). В иск-ве протестантизма в 16 в. в сцене Т. в. изображали деятелей Реформации в образах апостолов. В рус. иск-ве 2-й пол. 19 в. подчёркивается моральный аспект Т. в. – открытый разрыв Иуды с учителем (картина Н. Н. Ге, 1863, ГРМ).