ГИРЛАНДА́ЙО ДОМЕНИКО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИРЛАНДА́ЙО (Ghirlandaio) Доменико (наст. имя и фам. Доменико ди Томмазо ди Куррадо ди Доффо Бигорди, Bigordi) (1449, Флоренция – 11.1.1494, там же), итал. живописец Раннего Возрождения. Работал в техниках мозаики, интарсии, создавал книжные миниатюры, ювелирные произведения, но осн. видами его деятельности были фреска и алтарная живопись. Учился, вероятно, в ювелирной мастерской, в кон. 1460–70-х гг. был связан с мастерской А. дель Верроккьо. Испытал также влияние А. дель Поллайоло и А. Бальдовинетти. Первая документиров. работа Г. – фреска с изображением отцов Церкви и античных философов в Латинской б-ке Ватиканского дворца в Риме (1475–76). По возвращении из Рима Г. исполнил фрески «Тайная вечеря» в рефектории Бадии в Пассиньяно (1476), в монастырской ц. Оньисанти во Флоренции (1480; также образ св. Иеронима), капеллы Санта-Фина в соборе Колледжата в Сан-Джиминьяно (ок. 1475). Ок. 1480 создал фрески для надгробия Франчески Торнабуони в ц. Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме.
Центральными в творчестве Г. являются фресковые циклы 1480–90-х гг., ставшие ключевыми для флорентийской школы живописи конца кватроченто. В 1481–82 вместе с П. Перуджино, К. Росселли и С. Боттичелли участвовал в росписях Сикстинской капеллы в Ватикане, написав сцены «Призвание святых апостолов Петра и Андрея», «Воскресение», изображения 12 пап в полный рост. По возвращении во Флоренцию создал росписи Сала-дель-Оролоджо (Сала-деи-Джильи) в Палаццо Веккьо (1482–84), в капелле Сассетти в ц. Санта-Тринита (1478–85; посвящены житию св. Франциска), капеллы Торнабуони в ц. Санта-Мария-Новелла (1486–1490; также рисунки для алтарного образа и витражей). В двух последних циклах имеются развёрнутые сцены с портретными изображениями заказчиков, которые соприсутствуют священным событиям.
Многочисл. алтарные образы Г. («Мадонна с Младенцем и святыми», ок. 1483, галерея Уффици, Флоренция; «Поклонение волхвов», 1487, там же) стилистически близки его монументальным работам; в них в большей мере сказалось влияние совр. Г. нидерл. живописи (в частности, алтаря Портинари Х. ван дер Гуса). В поздних работах заметно знакомство с приёмами живописи Леонардо да Винчи. Г. принадлежит ряд станковых портретов: Лукреции Торнабуони (1488, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), «Старик с внуком» (ок. 1490, Лувр, Париж). Для живописи Г. характерны обстоятельная повествовательность, объединение традиц. иконографии с совр. деталями и цитатами из античных памятников; его стиль отличают геометрически ясные композиц. построения, скульптурная пластичность объёмов, оперирование большими массами цвета. Г. – один из первых ренессансных мастеров, постоянно использовавший подготовит. рисунок в своём живописном творчестве: у него можно проследить систему подготовит. графич. работы от первоначальных композиц. набросков, штудий отд. фигур и групп до завершающего рисунка, в котором отд. элементы объединяются в рамках архитектурно-перспективных построений. Г. возглавлял большую мастерскую, в состав которой в разное время входили, в частности, его братья Давиде Гирландайо (1452–1525) и Бенедетто Гирландайо (1458–97 или 1459–99), Б. Майнарди, Ф. Граначчи. В 1488 в мастерской Г. работал Микеланджело.