Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИРЛАНДА́ЙО ДОМЕНИКО

Авторы: О. А. Назарова

ГИРЛАНДА́ЙО (Ghirlandaio) До­ме­ни­ко (наст. имя и фам. До­ме­ни­ко ди Том­ма­зо ди Кур­ра­до ди Доф­фо Би­гор­ди, Bigor­di) (1449, Фло­рен­ция – 11.1.1494, там же), итал. жи­во­пи­сец Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния. Ра­бо­тал в тех­ни­ках мо­заи­ки, ин­тар­сии, соз­да­вал книж­ные ми­ниа­тю­ры, юве­лир­ные про­из­ве­де­ния, но осн. ви­да­ми его дея­тель­но­сти бы­ли фре­ска и ал­тар­ная жи­во­пись. Учил­ся, ве­ро­ят­но, в юве­лир­ной мас­тер­ской, в кон. 1460–70-х гг. был свя­зан с мас­тер­ской А. дель Вер­рок­кьо. Ис­пы­тал так­же влия­ние А. дель Пол­лай­о­ло и А. Баль­до­ви­нет­ти. Пер­вая до­ку­мен­ти­ров. ра­бо­та Г. – фре­ска с изо­бра­же­ни­ем от­цов Церк­ви и ан­тич­ных фи­ло­со­фов в Ла­тин­ской б-ке Ва­ти­кан­ско­го двор­ца в Ри­ме (1475–76). По воз­вра­ще­нии из Ри­ма Г. ис­пол­нил фре­ски «Тай­ная ве­че­ря» в ре­фек­то­рии Ба­дии в Пас­синь­я­но (1476), в мо­на­стыр­ской ц. Онь­и­сан­ти во Фло­рен­ции (1480; так­же об­раз св. Ие­ро­ни­ма), ка­пел­лы Сан­та-Фи­на в со­бо­ре Кол­лед­жа­та в Сан-Джи­ми­нья­но (ок. 1475). Ок. 1480 соз­дал фре­ски для над­гро­бия Фран­че­ски Тор­на­буо­ни в ц. Сан­та-Ма­рия-со­пра-Ми­нер­ва в Ри­ме.

Д. Гирландайо. «Рождество Богоматери». Фреска в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. 1486–90.

Цен­траль­ны­ми в твор­че­ст­ве Г. яв­ля­ют­ся фре­ско­вые цик­лы 1480–90-х гг., став­шие клю­че­вы­ми для фло­рен­тий­ской шко­лы жи­во­пи­си кон­ца кват­ро­чен­то. В 1481–82 вме­сте с П. Пе­руд­жи­но, К. Рос­сел­ли и С. Бот­ти­чел­ли уча­ст­во­вал в рос­пи­сях Сик­стин­ской ка­пел­лы в Ва­ти­ка­не, на­пи­сав сце­ны «При­зва­ние свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Ан­д­рея», «Вос­кре­се­ние», изо­бра­же­ния 12 пап в пол­ный рост. По воз­вра­ще­нии во Фло­рен­цию со­здал рос­пи­си Са­ла-дель-Оро­лод­жо (Са­ла-деи-Джи­льи) в Па­лац­цо Век­кьо (1482–84), в ка­пел­ле Сас­сет­ти в ц. Сан­та-Три­ни­та (1478–85; по­свя­ще­ны жи­тию св. Фран­ци­ска), ка­пел­лы Тор­на­буо­ни в ц. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла (1486–1490; так­же ри­сун­ки для ал­тар­но­го об­раза и вит­ра­жей). В двух по­след­них цик­лах име­ют­ся раз­вёр­ну­тые сце­ны с порт­рет­ны­ми изо­бра­же­ния­ми за­каз­чи­ков, ко­то­рые со­при­сут­ст­ву­ют свя­щен­ным со­бы­ти­ям.

Д. Гирландайо. Портрет Лукреции Торнабуони. 1488. Собрание Тиссен-Борнемиса (Мадрид).

Мно­го­числ. ал­тар­ные об­ра­зы Г. («Ма­дон­на с Мла­ден­цем и свя­ты­ми», ок. 1483, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; «По­кло­не­ние волх­вов», 1487, там же) сти­ли­сти­че­ски близ­ки его мо­ну­мен­таль­ным ра­бо­там; в них в боль­шей ме­ре ска­за­лось влия­ние совр. Г. ни­дерл. жи­во­пи­си (в ча­ст­но­сти, ал­та­ря Пор­ти­на­ри Х. ван дер Гу­са). В позд­них ра­бо­тах за­мет­но зна­ком­ст­во с приё­ма­ми жи­во­пи­си Ле­о­нар­до да Вин­чи. Г. при­над­ле­жит ряд стан­ко­вых порт­ре­тов: Лук­ре­ции Тор­на­буо­ни (1488, со­б­ра­ние Тис­сен-Бор­не­ми­са, Мад­рид), «Ста­рик с вну­ком» (ок. 1490, Лувр, Па­риж). Для жи­во­пи­си Г. ха­рак­тер­ны об­стоя­тель­ная по­ве­ст­во­ва­тель­ность, объ­еди­не­ние тра­диц. ико­но­гра­фии с совр. де­та­ля­ми и ци­та­та­ми из ан­тич­ных па­мят­ни­ков; его стиль от­ли­ча­ют гео­мет­ри­че­ски яс­ные ком­по­зиц. по­строе­ния, скульп­тур­ная пла­стич­ность объ­ё­мов, опе­ри­ро­ва­ние боль­ши­ми мас­са­ми цве­та. Г. – один из пер­вых ре­нес­санс­ных мас­те­ров, по­сто­ян­но ис­поль­зо­вав­ший под­го­то­вит. ри­су­нок в сво­ём жи­во­пис­ном твор­че­ст­ве: у не­го мож­но про­сле­дить сис­те­му под­го­то­вит. гра­фич. ра­бо­ты от пер­во­на­чаль­ных ком­по­зиц. на­бро­сков, шту­дий отд. фи­гур и групп до за­вер­шаю­ще­го ри­сун­ка, в ко­то­ром отд. эле­мен­ты объ­еди­ня­ют­ся в рам­ках ар­хи­тек­тур­но-пер­спек­тив­ных по­строе­ний. Г. воз­глав­лял боль­шую мас­тер­скую, в со­став ко­то­рой в раз­ное вре­мя вхо­ди­ли, в ча­ст­но­сти, его бра­тья Да­ви­де Гир­лан­дайо (1452–1525) и Бе­не­дет­то Гир­лан­дайо (1458–97 или 1459–99), Б. Май­нар­ди, Ф. Гра­нач­чи. В 1488 в мас­тер­ской Г. ра­бо­тал Ми­ке­ланд­же­ло.

Лит.: Kecks R. G. Ghirlandaio: catalogo com­pleto. Firenze, 1995; Ми­ке­лет­ти Э. Д. Гир­лан­дайо. М., 1996; Cadogan J. K. D. Ghirlan­daio: artist and artisan. New Haven; L., 2000.

Вернуться к началу