ГУС ХУГО ВАН ДЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУС (Goes) Хуго ван дер [ок. 1440, Гент(?) – 1482, мон. Роде близ Брюсселя], нидерл. живописец. Впервые его имя упоминается в источниках Гента в 1465. C 1467 мастер, в 1474–75 декан Гентской гильдии живописцев. В 1468–1474 участвовал в оформлении торжеств. событий в Брюгге и Генте. Ок. 1475 удалился в августинский мон. Роде, где находился до смерти. В монастыре продолжал заниматься живописью, работая по заказам высокопоставленных особ. В 1481 Г. совершил путешествие в Кёльн. Формирование стиля Г. – крупного представителя Северного Возрождения – происходило под влиянием Я. ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена. Г. окончательно избавился от готич. реминисценций, достиг, в сравнении со своими предшественниками, большей степени реальности в изображении окружающего мира, превратив пейзажный фон в иллюзорную пространственную среду, и большей естественности в передаче движений, поз и мимики персонажей. Работы Г. не подписаны и не датированы, поэтому хронология его творчества является спорной. Главное произв. Г. (и единственное, упомянутое в документах) – «Алтарь Портинари» (между 1473 и 1478, галерея Уффици, Флоренция), заказанный итал. банкиром Т. Портинари. Центр. часть триптиха объединяет сцены «Рождества» и «Поклонения пастухов», на боковых створках представлены донатор и его семья, все 3 части объединены общим перспективным пейзажем с единой точкой схода. На будничных створках изображено «Благовещение» в технике гризайля. Кисти Г. также приписываются сохранившаяся центр. часть «Алтаря Монфорте» – «Поклонение волхвов» (Гос. музеи, Берлин); «Успение Богоматери» (музей Грунингем, Брюгге), диптих со сценами «Грехопадение» и «Оплакивание Христа» (Худож.-историч. музей, Вена), а также неск. др. произведений. Творчество Г. оказало существенное влияние на нидерландскую и итальянскую живопись своего времени.