Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУС ХУГО ВАН ДЕР

Авторы: Е. М. Елисеева
Х. ван дер Гус. «Поклонение пастухов». Центральная часть «Алтаря Портинари». Между 1473 и 1478. Галерея Уффици (Флоренция).

ГУС (Goes) Ху­го ван дер [ок. 1440, Гент(?) – 1482, мон. Ро­де близ Брюс­се­ля], ни­дерл. жи­во­пи­сец. Впер­вые его имя упо­ми­на­ет­ся в ис­точ­ни­ках Ген­та в 1465. C 1467 мас­тер, в 1474–75 де­кан Гент­ской гиль­дии жи­во­пис­цев. В 1468–1474 уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии тор­жеств. со­бы­тий в Брюг­ге и Ген­те. Ок. 1475 уда­лил­ся в ав­гу­стин­ский мон. Ро­де, где на­хо­дил­ся до смер­ти. В мо­на­сты­ре про­дол­жал за­ни­мать­ся жи­во­пи­сью, ра­бо­тая по за­ка­зам вы­со­ко­по­став­лен­ных особ. В 1481 Г. со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Кёльн. Фор­ми­ро­ва­ние сти­ля Г. – круп­но­го пред­ста­ви­те­ля Се­вер­но­го Воз­ро­ж­де­ния – про­ис­хо­ди­ло под влия­ни­ем Я. ван Эй­ка и Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на. Г. окон­ча­тель­но из­ба­вил­ся от го­тич. ре­ми­нис­цен­ций, дос­тиг, в срав­не­нии со свои­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми, боль­шей сте­пе­ни ре­аль­но­сти в изо­бра­же­нии ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, пре­вра­тив пей­заж­ный фон в ил­лю­зор­ную про­стран­ст­вен­ную сре­ду, и боль­шей ес­те­ст­вен­но­сти в пе­ре­да­че дви­же­ний, поз и ми­ми­ки пер­со­на­жей. Ра­бо­ты Г. не под­пи­са­ны и не да­ти­ро­ва­ны, по­это­му хро­но­ло­гия его твор­че­ст­ва яв­ля­ет­ся спор­ной. Глав­ное про­изв. Г. (и един­ст­вен­ное, упо­мя­ну­тое в до­ку­мен­тах) – «Ал­тарь Пор­ти­на­ри» (ме­ж­ду 1473 и 1478, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция), за­ка­зан­ный итал. бан­ки­ром Т. Пор­ти­на­ри. Центр. часть трип­тиха объ­е­ди­ня­ет сце­ны «Ро­ж­де­ст­ва» и «По­кло­не­ния пас­ту­хов», на бо­ко­вых створ­ках пред­став­ле­ны до­на­тор и его се­мья, все 3 час­ти объ­е­ди­не­ны об­щим пер­спек­тив­ным пей­за­жем с еди­ной точ­кой схо­да. На буд­нич­ных створ­ках изо­бра­же­но «Бла­го­ве­ще­ние» в тех­ни­ке гри­зай­ля. Кис­ти Г. так­же при­пи­сы­ва­ют­ся со­хра­нив­шая­ся центр. часть «Ал­та­ря Мон­фор­те» – «По­кло­не­ние вол­хвов» (Гос. му­зеи, Бер­лин); «Ус­пе­ние Бо­го­ма­те­ри» (му­зей Гру­нин­гем, Брюг­ге), дип­тих со сце­на­ми «Гре­хо­па­де­ние» и «Оп­ла­ки­ва­ние Хри­ста» (Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), а так­же неск. др. про­из­ве­де­ний. Твор­че­ст­во Г. ока­за­ло су­ще­ст­вен­ное влия­ние на ни­дерландскую и итальянскую жи­во­пись сво­его вре­ме­ни.

Лит.: Friedländer M. J. Die altniederlän­dische Malerei. B., 1934. Bd 4; Panofsky E. Early Netherlandish painting. Camb. (Mass.), 1953. Vol. 1–2; Denis V. H. van der Goes. Brux., 1956; Winkler F. Das Werk des Hugo van der Goes. B., 1964; Domscheit M. Van der Goes. Dresden, 1976; Ни­ку­лин Н. Н. Зо­ло­той век ни­дер­ланд­ской жи­во­пи­си. М., 1982; San­der J. H. van der Goes: Stilentwicklung und Chro­nologie. 2. Aufl. Mainz, 1996.

Вернуться к началу