ГРИЗА́ЙЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИЗА́ЙЛЬ (франц. grisaille, от gris – серый), разновидность монохромной живописи, имитирующая скульптурный рельеф и архит. детали. Техника Г. зародилась в античности (скиаграфия – «живопись теней», с кон. 5 в. до н. э.), развивалась в иск-ве Нового времени – от Возрождения до неоклассицизма 20 в. Г. широко применялся в архитектуре для декоративных росписей, панно и плафонов – росписи парадного зала б-ки петерб. АХ, выполненные Е. Е. Лансере (1915), а также в станковой живописи – «Барельеф Бушардона "Осень" с фонтана на улице Гренель в Париже» Ж. Б. С. Шардена (1770, ГМИИ, Москва).
Иногда термин «Г.» употребляется для обозначения монохромной живописи в целом. В отличие от собственно Г., в монохромной живописи выполнялись также подмалёвки, эскизы и картоны, иногда законченные произведения: фигуры Адама, Евы и др. на внешних створках «Гентского алтаря» Я. ван Эйка (ок. 1430–32 или 1423–32, собор Св. Бавона, Гент); портрет Ф. А. Васильева работы И. Н. Крамского (1871, ГТГ); «Чёрный крест» К. С. Малевича (кон. 1920-х гг., ГРМ); «Герника» П. Пикассо (1937, Касон-дель-Буэн-Ретиро, Мадрид). Монохромная живопись используется также в учебных целях, как упражнение на передачу светотени, предполагающее выполнение задач рисунка в технике живописи.