ВАН ЭЙК
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян [ок. 1390 или 1385, Маасейк (?), близ Маастрихта – 22 или 23.6.1441, Брюгге], нидерл. живописец и миниатюрист, один из зачинателей иск-ва Возрождения в Нидерландах. Его имя впервые упоминается в 1422–24, когда он был на службе у правителя Нидерландов Иоанна Баварского и работал над украшением графского замка в Гааге. С 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425–28 работал в Лилле); по его поручению в 1428–29 посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому, исполнял портреты (не сохранились). Самыми ранними сохранившимися работами В. Э. считаются приписываемые ему 7 миниатюр «Турино-Миланского часослова» [1422–24(?), Муниципальный музей, Турин], исполненные в традициях интернациональной готики. С 1431 художник поселился в Брюгге.
Крупнейшее произведение В. Э. – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу», известный как «Гентский алтарь» (в соборе Св. Бавона в Генте; ок. 1430–32 или 1423–32). Составленный из мн. отдельных створок с изображением разл. сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания; несмотря на наличие в ряде сцен архаич. черт, восходящих к иск-ву готики, сложная религ. символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. В будни осн. (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью; в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». Сложный композиционный замысел произведения и высочайшее мастерство исполнения открывали собой новую эпоху в развитии иск-ва Нидерландов. С исключительной реалистич. смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы; фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках, искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластич. осязаемостью; тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центр. сцене «Поклонение мистическому Агнцу».
К лучшим произведениям В. Э. относятся также алтарные композиции «Благовещение» (ок. 1435–36, Нац. галерея, Вашингтон); «Мадонна канцлера Никола Ролена» (ок. 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов); триптих «Богоматерь с младенцем», «Св. Михаил с донатором» и «Св. Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др.), В. Э. превращает традиц. сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающая его среда: портретные образы, пейзаж, интерьер, натюрморт в его композициях образуют гармоничное единство. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архит. элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями); исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Иск-во В. Э. проникнуто глубоким пониманием сущего как воплощения Божьего промысла, выражением чего является строгое, продуманное и вместе с тем естеств. построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности.
Решение вставших перед В. Э. творч. проблем требовало разработки новых средств худож. выразительности. Одним из первых он освоил пластич. возможности масляной живописи, используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (т. н. флам. манера многослойного прозрачного письма); этот живописный метод позволил В. Э. достигать исключит. глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в картинах В. Э. пронизаны воздухом и светом, объединены в единое гармонич. целое.
В. Э. – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоят. жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты В. Э. отличаются строгой простотой и отточенностью выразит. средств: кардинал Альбергати (?) (1431–32, Худож.-историч. музей, Вена; подготовит. рисунок – Графич. собрание, Дрезден); «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432; ранее считался автопортретом В. Э.; оба – в Нац. галерее, Лондон); портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них проницательному раскрытию гл. особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности. Художник создал первый в европ. живописи двойной портрет – проникнутое сложной символикой и, одновременно, интимно-лирич. чувством изображение купца Дж. Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Нац. галерея, Лондон). Творчество В. Э. в значит. степени определило пути дальнейшего развития нидерландской школы живописи, круг её проблем и интересов. Мощное воздействие иск-ва В. Э. испытали не только нидерл., но и итал. мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др.).
Братьями В. Э. были живописцы Ламберт (Ламбрехт) [работал в Брюгге при дворе Филиппа Доброго с 1431; последнее упоминание в 1442; возможно, участвовал в завершении «Мадонны с Младенцем, святыми Варварой и Елизаветой Венгерской и донатором (приором Брюгге Яном Восом)» – последней работы В. Э., 1441, собрание Фрик, Нью-Йорк] и, вероятно, Хуберт (Губерт или Хубрехт) (между 1385 и 1390–1426; работал в Генте с 1420). Спорной остаётся проблема участия Хуберта в работе над «Гентским алтарём»: согласно позднейшей надписи на внешних створках, алтарь был начат им ок. 1423 (частично исполнена центр. створка нижнего регистра – «Поклонение мистическому Агнцу») и закончен Яном; ряд исследователей полагает, что «Гентский алтарь» исполнен целиком Яном ван Эйком.