ШАРДЕ́Н ЖАН БАТИСТ СИМЕОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШАРДЕ́Н (Chardin) Жан Батист Симеон (2.11.1699, Париж – 6.12.1779, там же), франц. живописец. Сын столяра. Учился у академич. живописца П. Ж. Каза (с 1718), в Королевской академии живописи в Париже; сотрудничал с Н. Н. Куапелем (писал аксессуары в его портретах) и Ж. Б. Ванлоо. Жил и работал в Париже. Мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей концепции портрета эпохи Просвещения. Отказавшись от академич. принципа работы, отстаивал приоритет и пристальное изучение натуры. За натюрморты «Скат» и «Буфет» (оба Лувр, Париж) избран академиком Королевской академии живописи (1728). В ранний период творчества Ш. его натюрморты отличают лаконичные постановки из скромных предметов домашнего обихода, в расположении предметов – сочетание естественности с архитектонич. уравновешенностью, им свойственна внешняя занимательность, ограниченная палитра («Медный бак», ок. 1733–34, Лувр), с 1740-х гг. – классич. ясность композиции, изысканность предметов, обогащение палитры («Бриошь», 1763, Лувр; «Натюрморт с атрибутами искусств», 1766, Эрмитаж, С.-Петербург). Особое внимание Ш. уделял фактуре предметов. Его творч. метод состоял в особенном способе наложения красок: цветовые пятна подчёркивали структуру изображённых предметов, накладывались рядом друг с другом или в неск. слоёв, образуя подобие мозаики; большое внимание Ш. уделял точной передаче рефлексов, т. о. поверхность предметов, отражающих или поглощающих свет, казалась мерцающей. С 1731 Ш. обратился к жанровым картинам, в 1730–40-е гг. занявшим ведущее место в его творчестве. Сцены разворачивались в скромных интерьерах, где проходила повседневная жизнь мелкой парижской буржуазии и душой которых была женщина. Иск-во Ш. созерцательно и лирично: избегая драматизма, он раскрывал взаимоотношения персонажей в неторопливо текущих будничных занятиях («С рынка», 1738, Гос. музеи, Берлин; «Прачка», 1730-е гг., Эрмитаж; «Молитва перед обедом», 1740, Лувр и 1744, Эрмитаж). С бытовым жанром тесно связаны жанровые портреты («Химик в кабинете», 1734; «Портрет Ш. Годфруа», 1734–35; оба Лувр) и образы детей [«Карточные домики», 1736–37, Нац. галерея, Лондон и 1737, Нац. галерея, Вашингтон; «Мальчик с волчком» (Портрет О. Г. Годфруа), 1738, Лувр], неизменно сосредоточенных, черты характера которых проступали через занятие. Поздние портреты Ш. (автопортреты, 1771 и 1775; портрет жены, 1775; все – пастель, Лувр) отмечены влиянием Рембрандта; переход к технике пастели, очевидно, связан с ухудшением зрения. Из современников иск-во Ш. в особенности было оценено Д. Дидро.