Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАРДЕ́Н ЖАН БАТИСТ СИМЕОН

Авторы: Н. А. Истомина
Ж.Б.С. Шарден. «Прачка». 1730-е гг. Эрмитаж (С.-Петербург).

ШАРДЕ́Н (Chardin) Жан Ба­тист Си­ме­он (2.11.1699, Па­риж – 6.12.1779, там же), франц. жи­во­пи­сец. Сын сто­ля­ра. Учил­ся у ака­де­мич. жи­во­пис­ца П. Ж. Ка­за (с 1718), в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си в Па­ри­же; со­труд­ни­чал с Н. Н. Куа­пе­лем (пи­сал ак­сес­суа­ры в его порт­ре­тах) и Ж. Б. Ван­лоо. Жил и ра­бо­тал в Па­ри­же. Мас­тер на­тюр­мор­та и бы­то­вых сцен, один из соз­да­те­лей кон­цеп­ции порт­ре­та эпо­хи Про­све­ще­ния. От­ка­зав­шись от ака­де­мич. прин­ци­па ра­бо­ты, от­стаи­вал при­ори­тет и при­сталь­ное изу­чение на­ту­ры. За на­тюр­мор­ты «Скат» и «Бу­фет» (оба Лувр, Па­риж) из­бран ака­де­ми­ком Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си (1728). В ран­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва Ш. его на­тюр­мор­ты от­ли­ча­ют ла­ко­нич­ные по­ста­нов­ки из скром­ных пред­ме­тов до­маш­не­го оби­хо­да, в рас­по­ло­же­нии пред­ме­тов – со­че­та­ние ес­те­ст­вен­но­сти с ар­хи­тек­то­нич. урав­но­ве­шен­но­стью, им свой­ст­вен­на внеш­няя за­ни­ма­тель­ность, ог­ра­ни­чен­ная па­лит­ра («Мед­ный бак», ок. 1733–34, Лувр), с 1740-х гг. – клас­сич. яс­ность ком­по­зи­ции, изы­скан­ность пред­ме­тов, обо­га­ще­ние па­лит­ры («Бри­ошь», 1763, Лувр; «На­тюр­морт с ат­ри­бу­та­ми ис­кусств», 1766, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). Осо­бое вни­ма­ние Ш. уде­лял фак­ту­ре пред­ме­тов. Его творч. ме­тод со­стоял в осо­бен­ном спо­со­бе на­ло­же­ния кра­сок: цве­то­вые пят­на под­чёр­ки­ва­ли струк­ту­ру изо­бра­жён­ных пред­ме­тов, на­кла­ды­ва­лись ря­дом друг с дру­гом или в неск. сло­ёв, об­ра­зуя по­до­бие мо­заи­ки; боль­шое вни­ма­ние Ш. уде­лял точ­ной пе­ре­да­че реф­лек­сов, т. о. по­верх­ность пред­ме­тов, от­ра­жаю­щих или по­гло­щаю­щих свет, ка­за­лась мер­цаю­щей. С 1731 Ш. об­ра­тил­ся к жан­ро­вым кар­ти­нам, в 1730–40-е гг. за­няв­шим ве­ду­щее ме­сто в его твор­че­ст­ве. Сце­ны раз­во­ра­чи­ва­лись в скром­ных ин­терь­е­рах, где про­хо­ди­ла по­все­днев­ная жизнь мел­кой па­риж­ской бур­жуа­зии и ду­шой ко­то­рых бы­ла жен­щи­на. Иск-во Ш. со­зер­ца­тель­но и ли­рич­но: из­бе­гая дра­ма­тиз­ма, он рас­кры­вал взаи­мо­от­но­ше­ния пер­со­на­жей в не­то­ро­п­ли­во те­ку­щих буд­нич­ных за­ня­ти­ях («С рын­ка», 1738, Гос. му­зеи, Бер­лин; «Прач­ка», 1730-е гг., Эр­ми­таж; «Мо­лит­ва пе­ред обе­дом», 1740, Лувр и 1744, Эр­ми­таж). С бы­то­вым жан­ром тес­но свя­за­ны жан­ро­вые порт­ре­ты («Хи­мик в ка­би­не­те», 1734; «Порт­рет Ш. Год­фруа», 1734–35; оба Лувр) и об­ра­зы детей [«Кар­точ­ные до­ми­ки», 1736–37, Нац. га­ле­рея, Лон­дон и 1737, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон; «Маль­чик с волч­ком» (Порт­рет О. Г. Год­фруа), 1738, Лувр], не­из­мен­но со­сре­до­то­чен­ных, чер­ты ха­рак­те­ра ко­то­рых про­сту­па­ли че­рез за­нятие. Позд­ние порт­ре­ты Ш. (ав­то­порт­ре­ты, 1771 и 1775; порт­рет же­ны, 1775; все – пас­тель, Лувр) от­ме­че­ны влия­ни­ем Рем­бранд­та; пе­ре­ход к тех­ни­ке пас­те­ли, оче­вид­но, свя­зан с ухуд­ше­ни­ем зре­ния. Из со­вре­мен­ни­ков иск-во Ш. в осо­бен­но­сти бы­ло оце­не­но Д. Дид­ро.

Лит.: Дид­ро Д. Об ис­кус­ст­ве. Л.; М., 1936. Т. 1–2; Ла­за­рев В. Н. Шар­ден. М., 1947; Зо­ло­тов Ю. К. Ж.-Б. С. Шар­ден. М., 1955; Rosenberg P. L’opera completa di Chardin. Mil., 1983.

Вернуться к началу