ДИДРО́ ДЕНИ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИДРО́ (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр – 31.7.1784, Париж), франц. писатель, философ. Родился в семье ремесленника. Блестяще окончив иезуитский коллеж в Лангре, Д. сбежал в Париж; учился в коллеже д’Аркур, занимался лит-рой, философией, теологией, математикой и правом. Получил звание магистра искусств в Сорбонне (1732). Работал письмоводителем у прокурора, учителем; занимался переводами с англ. яз. В 1742 познакомился с Ж. Ж. Руссо, с 1749 участвовал в работе кружка П. А. Гольбаха.
В ранних сочинениях [«Философские мысли» («Pensées philosophiques», опубл. анонимно в Гааге в 1746, полемика с деистич. позиций с христианской философией Б. Паскаля), роман «Нескромные сокровища» («Les bijoux indiscrets», 1748), «Письмо о слепых в назидание зрячим» («Lettre sur les aveugles à l’usage de ceux qui voient», 1749), за публикацию которого был заключён в тюрьму] запечатлено становление материалистич. и атеистич. идей Д. С 1747 Д. совм. с Ж. Д’Аламбером начал работу над многотомным проектом «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» («Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers», 1751–80), ставшим грандиозным сводом науч. знаний эпохи Просвещения. Д. написал для издания ок. 6000 статей, привлёк к сотрудничеству мн. известных учёных и писателей-энциклопедистов (Вольтера, Ш. Л. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, П. А. Гольбаха и др.). После запрета «Энциклопедии» и внесения её в «Индекс запрещённых книг» (1759) Д. довёл проект до конца, подпольно выпуская и рассылая тома подписчикам.
В сочинениях «Мысли об объяснении природы» («Pensées sur l’interprétation de la nature», 1754), «Разговор д’Аламбера с Дидро» («Entretien entre d’Alembert et Diderot») и «Сон д’Аламбера» («Rêve d’Alembert»; оба 1769, изд. 1830), «Философские принципы материи и движения» («Sur la matière et le mouvement», 1770, изд. 1798) Д., в отличие от механицизма П. А. Гольбаха и К. А. Гельвеция, развивал органически-динамич. понимание универсума (внутр. сила, проявляющаяся в движении, и чувствительность как всеобщие свойства материи, начиная с её мельчайших единиц – качественно различных молекул).
Обратившись к драматургии, Д. в пьесах «Побочный сын» («Fils naturel», 1757), «Отец семейства» («Père de famille», 1758) реализовал принципы мещанской драмы, осмысленные им также в эстетич. трудах – «Беседы о "Побочном сыне"» («Entretiens sur "Le fils naturel"», 1757), «Рассуждение о драматической поэзии» («Discours sur la poésie dramatique», 1758). В диалоге «Парадокс об актёре» («Paradoxe sur le comédien», 1773–78, изд. 1830) Д. предложил концепцию актёрской игры, чуждой внутр. переживанию; хороший актёр, по его мнению, должен потрясать зрителя изображаемой страстью, никогда не теряя контроль над собой. Как критик искусства Д. публиковал ежегодные обзоры худож. выставок [«Салоны» («Salons», 1759–81)] и др.
С 1762 Д. вёл переписку с Екатериной II, в 1765 продал ей свою библиотеку, был избран поч. членом Петерб. АН (1773); в 1773–74 путешествовал по Нидерландам и России. В составленном в 1775 по просьбе Екатерины II «Плане университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства» и в ряде заметок, написанных во время пребывания в С.-Петербурге, Д. сформулировал новые принципы организации просвещения (бессословность, всеобщность обязат. бесплатного начального образования и др.). Личное знакомство с рус. императрицей разочаровало Д.: он не нашёл в ней идеал просвещённого монарха.
Бо́льшая часть худож. прозы Д. не публиковалась при его жизни, однако была известна современникам в рукописях. Роман «Монахиня» («La réligieuse», 1760, опубл. в 1796, экранизация Ж. Ривета, 1965), написанный в исповедальной форме от лица девушки, насильно заточённой в монастырь, отмечен влиянием поэтики сентиментализма (прежде всего творчества С. Ричардсона). Обличая противоестественность монастырской жизни, роман трактует стремление к свободе как изначально присущее человеку свойство. Роман-диалог «Племянник Рамо» («Le neveu de Rameau», 1762–93, опубл. на нем. яз. в переводе И. В. Гёте в 1805, на франц. яз. – 1823) демонстрирует критич. подход Д. к просветительским постулатам, «сократический» характер его мышления, способность вести спор с самим собой. Филос. роман-диалог «Жак-фаталист» («Jacques le fataliste», 1773, опубл. на нем. яз. в переводе Гёте в 1792; на франц. яз. – в 1796) оригинально развивает традиции Л. Стерна, отличаясь новаторством повествоват. формы, причудливым развитием сюжета, сочетанием игры и серьёзности, иронии и меланхолии. Рус. переводы Д. начали появляться в сер. 18 в. («Нескромные самоцветы», 1748, «Монахиня», 1760, и др.).