МОНТЕСКЬЁ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНТЕСКЬЁ (Montesquieu) Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред (18.1.1689, Ла-Бред, близ Бордо – 10.2.1755, Париж), франц. писатель, философ, один из крупнейших представителей франц. Просвещения, чл. Франц. академии (1728). Выходец из гасконского аристократич. рода. Получил классич. образование в коллеже ораторианцев (окончил в 1705), изучал право в Бордо и Париже. В 1716 после смерти дяди унаследовал должность вице-президента парламента Бордо, а также титул барона де Монтескьё. Быстро разочаровавшись в гос. службе, М. посвятил себя занятиям историей, правом и естествознанием. Дебютировал в литературе эпистолярным романом «Персидские письма» («Lettres persanes», 1721; рус. пер. 1789), ставшим одной из вершин франц. филос. и сатирич. прозы 18 в. Отдавая дань господствовавшей моде на вост. экзотизм, М. изобразил в качестве гл. действующих лиц персов Узбека и Рику, которые в своих письмах с позиции близкого к природе «естественного» сознания критически оценивают франц. реальность последних лет царствования Людовика XIV с присущими ей падением нравов, усилением деспотизма и ханжества. В 1726 М. переехал в Париж, где ненадолго попал в водоворот салонной жизни. Творчество М. «светского» периода знаменуется интересом к игривым эротико-мифологич. сюжетам и в целом развивается в русле рококо: прозаич. пасторали «Книдский храм» («Le temple de Gnide», 1724; рус. пер. 1770), «Путешествие на Пафос» («Voyage а̀ Paphos», 1727). В 1728, продав должность в парламенте Бордо, М. отправился в путешествие по Европе, с окт. 1728 по апр. 1731 жил в Англии, где увлёкся философией Дж. Локка и изучением англ. политич. системы. Критика ничем не ограниченной единоличной власти содержится в диалоге «Сулла и Евкрат» («Sylla et Eucrate», до 1727). Автор трактата «Опыт о вкусе» («Essai sur le goût...», изд. в «Энциклопедии» Д. Дидро в 1757), в котором выступил сторонником классицизма. Долгое время М. вёл дневник, его максимы, афоризмы, заметки посмертно опубликованы в сб. «Мысли» («Penseées», изд. в 1899).
Широкую известность получили «Рассуждения о причинах величества римского народа и его упадка» («Considérations sur les causes de la grandeur de Romains et de leur dе́cadence», 1734; рус. пер. 1769) и «Дух законов» («L’esprit des lois», опубл. анонимно в Женеве в 1748; рус. пер., ч. 1–4, 1809–14). М. выделял три осн. формы правления: республику, монархию, деспотию. При республиканском правлении верховная власть находится в руках всего народа или его части, предпосылкой его являются гражд. добродетели (почему республики и редки). Монархия, управляемая одним лицом, не может существовать без «принципа чести». Деспотизм же, использующий власть по своему произволу, нуждается в постоянном страхе подданных перед наказаниями. Политич. идеал М. – конституц. монархия (по образцу английской). Вслед за Дж. Локком М. отстаивал принцип разделения властей в государстве – законодательной, исполнительной и судебной (смешение их ведёт к деспотизму). Формы правления М. ставил в прямую зависимость от географич. среды – климата, почвы и рельефа местности. Холодный (среднеевроп.) климат он считал благоприятным для установления политич. свободы, в то время как жаркий – способствующим «духу рабства». Аналогично в «бесплодной» почве М. видел предпосылку воспитания у людей изобретательности, мужества, воздержанности и, как следствие, установления республиканской формы правления. Рельеф местности определяет величину территории государства: на обширных равнинах возникают государства большой протяжённости, а на пересечённой местности – государства малых и средних размеров, при этом обширные государства могут управляться только деспотич. властью, в малых же странах закономерно возникают республики. «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» («О духе законов», кн. 19, гл. 4), характеризующий у М. образ жизни, действий, поведения определённой историч. общности людей.
М. оказал влияние на К. А. Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсона, А. Фергюсона, а также на представителей географич. школы в социологии. Обоснованный М. принцип разделения властей был использован составителями амер. конституции (1787).