РОКОКО́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОКОКО́ (франц. rococo), рокайль (франц. rocaille – стилизованная раковина; орнаментальный мотив), стиль европ. искусства 1-й пол. – сер. 18 в. Охватил изобразительное и декоративно-прикладное иск-во, литературу, музыку, в меньшей степени архитектуру. Возник во Франции, отразив аристократич. гедонистич. настроения, тяготение к бегству от действительности в идиллич. мир театрализов. игры. Произведениям в стиле Р. нередко свойственны лёгкость, шутливость и элегантность фривольного толка, тяготение к камерности и интимности.
Архитектура и изобразительное искусство
Ранней фазой стиля Р. во Франции принято считать Регентства стиль (до нач. 1730-х гг.). Для интерьеров в стиле Р. характерны отказ от ордера архитектурного, причудливый, изысканный характер декора, приобретшего подчёркнуто изящный и усложнённый вид и покрывающего стены и потолки; внимание к комфорту и утончённости (мебель прихотливо изогнутых форм работы сыновей А. Ш. Буля, также Ш. Кресана, Ж. Кафьери, Ж. А. Ризенера и др.). Развитое Р. (условно до 1750-х гг. – стиль Людовика XV; см. Людовиков стили) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. – не только в интерьере, но и, напр., в изготовлении кованых решёток, украшавших гор. площади (работы Ж. Ламура в Нанси; см. илл. к ст. Ковка художественная). В убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др.), а также многочисл. зеркала, усиливавшие пространственные эффекты. Орнаментальная направленность стиля Р. ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений: в архитектуре франц. отелей-особняков (архитекторы Ж. М. Оппенор, Г. Ж. Бофран, Ф. А. Вассе, Ж. О. Месонье, Н. Пино, отчасти Ж. Ф. Блондель и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит. строгостью классицистич. экстерьера. Прихотливое изящество отделки, нередко сочетающееся с заимствованием экзотич. мотивов кит. иск-ва (шинуазри), свойственно произведениям декоративно-прикладного иск-ва Р. (см. Майсенский фарфор). В Баварии, Пруссии, Австрии, Польше, Чехии, Португалии Р. соединяется с традицией позднего барокко, создаются причудливые ансамбли и богатое декоративное оформление дворцов и церквей (нем. архитекторы Г. В. фон Кнобельсдорф, Б. Нёйман, бр. К. Д. и Э. К. Азам, Д. Циммерман, Ф. де Кювилье Старший, И. М. Фишер, отчасти М. Д. Пёппельман и представители семьи Динценхофер; Н. Пакасси в Австрии и др.). Явления, родственные франц. Р., можно найти также в иск-ве Англии (т. н. французский стиль, French style) и Италии (т. н. бароккетто, barocchetto).
Для изобразит. иск-ва Р. во Франции характерны камерные по духу галантные сцены (франц. fêtes galantes, «галантные празднества», вошедшие в моду благодаря А. Ватто), эротико-мифологич., лит. и пасторальные сюжеты. В скульптуре Р. преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в т. ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (скульпторы И. И. Кендлер в Германии, Ж. Б. Лемуан, отчасти Ж. Б. Пигаль и Э. Бушардон во Франции). Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистич. особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений Ватто, содержание творчества которого, однако, выходит за рамки Р.) также имела преим. декоративный характер (живопись и графика Ф. Буше, Н. Ланкре, Ш. Ж. Натуара, Ж. М. Натье, отчасти Ж. О. Фрагонара). С 1760-х гг. стиль Р. повсеместно вытесняется классицизмом.
В России веяния Р. проявились в поздний период елизаветинского барокко в «монументализированных» формах – гл. обр. в отделке дворцовых интерьеров (архитекторы Б. Ф. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский), лепном декоре зданий, в декоративно-прикладном иск-ве (резьба по дереву, худож. серебро и фарфор, мебель, ювелирное иск-во).
Литература
В отличие от лит-ры классицизма и Просвещения, где преобладающим был пафос самовоспитания, активного преобразования личности и мира, писатели Р., постоянно и вполне искренне признававшиеся в своей любви к мелочам, безделкам, миниатюрному и изящному и воспринимавшие действительность как виртуозную и грациозную игру, утверждали естеств. несовершенство человека, его неуловимость и двойственность, право на наслаждение, праздность и частную жизнь, выявляя противоречия, которые таились внутри просветительской мысли, и тем самым парадоксально дополняя её. Игровая двойственность как гл. особенность поэтики Р. проявилась в сюжетах с незавершённой развязкой, в смешении интонаций иронии и меланхолии, скепсиса и искренности. Среди жанров наибольшее распространение получили фривольно-эротич. романы, гривуазные новеллы, фантастич. и нравоописат. повести, пасторали, комедии масок и любовно-психологич. комедии, «лёгкая поэзия» анакреонтического толка, ироикомические поэмы, стихотворные и прозаич. волшебные сказки. В стилистич. плане лит-ра Р. впитала в себя традиции барокко и классицизма, приглушив их противостояние и выбрав смешение полутонов: причудливо-сложные барочные метафоры уступили место изящно-прихотливым сравнениям на основе метонимии, а классицистич. ясность и лаконизм дополнились подчёркнутой фрагментарностью и орнаментальностью. Среди наиболее значит. представителей Р. – Ф. фон Хагедорн, И. В. Л. Глейм, И. П. Уц, И. Н. Гёц (Германия); А. Р. Лесаж, П. Мариво, А. Ф. Прево, Ж. Б. Грессе, К. П. Кребийон, Э. Парни (Франция); У. Конгрив, Г. Филдинг (Англия); П. Ролли, К. И. Фругони, П. Метастазио (Италия). К стилистике Р. обращались К. М. Виланд, молодой И. В. Гёте, А. Поуп, Д. Дефо, Вольтер, Д. Дидро; в России чертами Р. отмечено творчество А. П. Сумарокова, Ю. А. Нелединского-Мелецкого. Худож. принципы Р. вырабатывались не только в процессе худож. практики, но и в эстетич. трактатах, в частности У. Хогарта («Анализ красоты», 1753), где на первый план выступили проблемы вкуса, воображения, а также были развиты понятия, ставшие ключевыми в лит-ре Р.: «милое», «хорошенькое», «грациозное».
Музыка
В музыке стиль Р. проявился в первую очередь в сочинениях франц. клавесинистов 1-й пол. 18 в. (Ф. Куперен, Ж. Ф. Дандриё, Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакен и др.), которым свойственны хрупкость, тонкость, изящество, обилие украшений, игра образными аллюзиями и поэтич. ассоциациями. Те же черты определяют творчество Ж. М. Леклера-старшего (1697–1764), основоположника франц. скрипичной школы, и др. Эти факты позволяют видеть в Р. «малый стиль» – разновидность барокко. Образец муз. Р. за пределами Франции – сб. «Музыкальные сочинения для клавесина» Готлиба Муффата (1739). Р. отличается от галантного стиля, который объединял предклассич. и раннеклассич. течения.