ХО́ГАРТ УИЛЬЯМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХО́ГАРТ (Hogarth) Уильям (10.11.1697, Лондон – 26.10.1764, там же), англ. живописец, график и теоретик искусства. Учился у гравёра Э. Геймбла (с 1713); в академии Дж. Торнхилла (с 1724) в Лондоне; с 1720 работал в Лондоне самостоятельно. Посещал Францию (1743, 1748). Организатор и глава академии в переулке Св. Мартина в Лондоне (с 1735); гл. художник короля Георга II (с 1757). До 1727 работал только как гравёр. Испытал влияние идей Просвещения (целью иск-ва считал воспитание нравственного начала в человеке), в стилистике – А. Ватто, К. Жилло и раннего франц. рококо. Уже ранние отд. гравированные листы и книжные иллюстрации обнаружили незаурядный сатирич. дар и технич. мастерство рисовальщика и гравёра Х. («Пузыри южного моря», 1721; «Маскарады и оперы», 1724; «Сожжение Охвостья в Тэмпл баре», 1726; илл. к «Гудибрасу» С. Батлера, изд. 1726). Страсть к театру, интерес к зрелищам и способность Х. стать убедительным рассказчиком раскрылись в первых живописных произведениях («Опера нищего», 1729, галерея Тейт, Лондон, и др.), отличающихся сценич. построением композиции. Обнаружив, что одно изображение не может полностью передать рассказ, обратился к принёсшим ему признание сериям, выходившим в живописной и гравированной техниках, в сатирич. форме изобличавших пороки как общества в целом, так и отд. персонажей [серии: «Карьера проститутки» (6 картин, 1730–1731, не сохр., гравированы в 1732), «Карьера мота» (8 картин, 1733, Музей Джона Соуна, Лондон; гравированы в 1735), «Модный брак» (6 картин, 1743–45, Нац. галерея, Лондон; гравированы в 1745), «Переулок джина» и «Улица пива» (обе – гравюры, 1751), «Выборы в парламент» (4 картины, 1753–54, Музей Джона Соуна)]. Х. также работал в традиционном для Англии жанре портрета, в рамках которого его изобретением стали «разговорные картины» («сцены собеседования»): нац. вариант группового портрета, обогащённый элементами бытового жанра («Бракосочетание С. Бэкингема и М. Кокс», 1729, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Семья Строунд», ок. 1738, галерея Тейт; «Капитан Д. Грэхэм в своей каюте», 1745, Нац. морской музей, Лондон). Непосредственностью в поведении моделей, яркостью и остротой психологич. характеристик и разнообразием живописных манер отличаются индивидуальные заказные портреты Х. («Э. Солтер», 1744; автопортрет, 1745, оба – галерея Тейт; «Дэвид Гаррик с женой», 1757, Королевское собрание, Виндзорский замок) и портретные эскизы («Девушка с креветками», ок. 1740–45, Нац. галерея, Лондон; «Слуги Хогарта», ок. 1750–55, галерея Тейт). Пробовал себя в историч. жанре [«Сигизмунда, оплакивающая сердце Гискардо» (по «Декамерону» Дж. Боккаччо), 1759, галерея Тейт]. В своём теоретич. трактате «Анализ красоты» («The analysis of beauty», 1753; рус. пер. 1958) Х. отстаивал идею превосходства природы над иск-вом, призывал к использованию дифференциальных форм (в т. ч. «змеевидных», S-образных линий – «линий красоты»), позволяющих воспроизвести жизнь во всём её многообразии; идеи Х. перекликаются с практикой рококо. Х. выступил основателем нац. школы живописи; его идеи и произведения значительно повлияли на англ. и европ. культуру и иск-во 18 в. (Л. Стерн, Т. Гейнсборо в Великобритании, Г. Э. Лессинг, Г. К. Лихтенберг в Германии и др.).