СТЕРН ЛОРЕНС
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТЕРН (Sterne) Лоренс (24.11.1713, Клонмел, Ирландия – 18.3.1768, Лондон), англ. писатель. Родился в семье офицера. В 1733–37 учился в Кембриджском ун-те. В 1738 рукоположен в священнический сан, до 1758 служил в сельском приходе; в дальнейшем посвятил себя лит-ре. В 1762 совершил путешествие по Франции и Италии в надежде излечиться от туберкулёза.
С. – крупнейший представитель англ. сентиментализма. Дебютировал памфлетом «Политический роман» («A political romance», 1759) – сатирой в духе Дж. Свифта на церковные суды; по требованию духовных властей тираж практически полностью уничтожен. Известность принёс роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» («The life and opinions of Tristram Shandy, Gentleman», vol. 1–9, 1760–67; не завершён; рус. пер. 1890), задуманный как пародия на просветительский роман 18 в. Повествование ведётся от лица гл. героя, который намеревается рассказать о своей жизни, однако к концу 9-го тома ему едва исполняется 5 лет: его рассказ, в котором доводится до абсурда обстоятельность бытописательного романа, постоянно прерывается лирич. отступлениями, историями др. персонажей, включением произведений разл. жанров (проповедь, эссе, юридич. документ) и даже абсолютно чистой (без текста) страницы. Важной конструктивной особенностью произведения, превращающей его в уникальную для своего времени форму романа о романе, становятся теоретико-лит. рассуждения героя, обсуждающего с читателем процесс написания своего сочинения, которые, наряду с перестановкой глав и прихотливой пунктуацией (тире вместо точек), обнажают условность замкнутого романного мира. Новаторство по сравнению с просветительским романом проявилось также в характеристике персонажей, при описании которых С. делает упор на «господствующую страсть», чудачество – «конёк», показывая тем самым, что причуды не менее, чем проявления разума, подчёркивают своеобразие каждого человека. Вместе с тем С. далёк и от присущей сентиментализму идеализации «жизни сердца», выражая скепсис в отношении непогрешимости интуитивно-эмоционального типа мировосприятия. Лит. техника С., в традициях Ф. Рабле и М. де Сервантеса пародирующего жанровые каноны и тем самым расширяющего возможности романного жанра, предвосхитила лит. эксперименты нач. 20 в. и эпохи постмодернизма; нововведение С. – воспроизведение ассоциативности человеческого мышления, оказав большое воздействие на дальнейшее развитие европ. психологич. романа, явилось предвестием приёма потока сознания.
Продолжение романа – кн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» («A sentimental journey through France and Italy», 1768; не завершена; рус. пер. 1793), сочетающая черты романа и путевого очерка, после выхода которой утвердилось назв. направления – сентиментализм; в ней подлинным открытием стал герой (Йорик – второстепенный персонаж романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди...»), фиксирующий не явления окружающей действительности, но собственные впечатления, резкую смену психологич. состояний и игру чувств; представ в своих достоинствах и недостатках, в противоречивости своей натуры, он опровергал и просветительскую, и сентименталистскую однозначность суждений о человеке. Среди др. произведений С. – обращённый к психологич. проблематике сб. «Проповеди Йорика» («The sermons of Mr Yorick», vol 1–2, 1760–69).
Творчество С. пользовалось большой популярностью в 18 в.; его высоко ценили И. В. Гёте, Вольтер; произведения С. оказали большое воздействие на Д. Дидро, Жан Поля, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина; С. переводил молодой Л. Н. Толстой; в нач. 20 в. анализ «Жизнь и мнения Тристрама Шенди...» лёг в основу теории романа В. Б. Шкловского.