Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТЕРН ЛОРЕНС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 240-241

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Забалуев

СТЕРН (Sterne) Ло­ренс (24.11.1713, Клон­мел, Ир­лан­дия – 18.3.1768, Лон­дон), англ. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье офи­це­ра. В 1733–37 учил­ся в Кем­бридж­ском ун-те. В 1738 ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­че­ский сан, до 1758 слу­жил в сель­ском при­хо­де; в даль­ней­шем по­свя­тил се­бя лит-ре. В 1762 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие по Фран­ции и Ита­лии в на­де­ж­де из­ле­чить­ся от ту­бер­ку­лё­за.

С. – круп­ней­ший пред­ста­ви­тель англ. сен­ти­мен­та­лиз­ма. Де­бю­ти­ро­вал пам­фле­том «По­ли­ти­че­ский ро­ман» («A po­litical romance», 1759) – са­ти­рой в ду­хе Дж. Свиф­та на цер­ков­ные су­ды; по тре­бо­ва­нию ду­хов­ных вла­стей ти­раж прак­ти­че­ски пол­но­стью унич­то­жен. Из­вест­ность при­нёс ро­ман «Жизнь и мне­ния Три­ст­ра­ма Шен­ди, джент­ль­ме­на» («The life and opinions of Tristram Shandy, Gentleman», vol. 1–9, 1760–67; не за­вер­шён; рус. пер. 1890), за­ду­ман­ный как па­ро­дия на про­све­ти­тель­ский ро­ман 18 в. По­ве­ст­во­ва­ние ве­дёт­ся от ли­ца гл. ге­роя, ко­то­рый на­ме­ре­ва­ет­ся рас­ска­зать о сво­ей жиз­ни, од­на­ко к кон­цу 9-го то­ма ему ед­ва ис­пол­ня­ет­ся 5 лет: его рас­сказ, в ко­то­ром до­во­дит­ся до аб­сур­да об­стоя­тель­ность бы­то­пи­са­тель­но­го ро­ма­на, по­сто­ян­но пре­ры­ва­ет­ся ли­рич. от­сту­п­ле­ния­ми, ис­то­рия­ми др. пер­со­на­жей, вклю­че­ни­ем про­из­ве­де­ний разл. жан­ров (про­по­ведь, эс­се, юри­дич. до­ку­мент) и да­же аб­со­лют­но чис­той (без тек­ста) стра­ни­цы. Важ­ной кон­ст­рук­тив­ной осо­бен­но­стью про­из­ве­де­ния, пре­вра­щаю­щей его в уни­каль­ную для сво­его вре­ме­ни фор­му ро­ма­на о ро­ма­не, ста­но­вят­ся тео­ре­ти­ко-лит. рас­су­ж­де­ния ге­роя, об­су­ж­даю­ще­го с чи­та­те­лем про­цесс на­пи­са­ния сво­его со­чи­не­ния, ко­то­рые, на­ря­ду с пе­ре­ста­нов­кой глав и при­хот­ли­вой пунк­туа­ци­ей (ти­ре вме­сто то­чек), об­на­жа­ют ус­лов­ность замк­ну­то­го ро­ман­но­го ми­ра. Но­ва­тор­ст­во по срав­не­нию с про­све­ти­тель­ским ро­ма­ном про­яви­лось так­же в ха­рак­те­ри­сти­ке пер­со­на­жей, при опи­са­нии ко­то­рых С. де­ла­ет упор на «гос­под­ствую­щую страсть», чу­да­че­ст­во – «ко­нёк», по­ка­зы­вая тем са­мым, что при­чу­ды не ме­нее, чем про­яв­ле­ния ра­зу­ма, под­чёр­ки­ва­ют свое­об­ра­зие ка­ж­до­го че­ло­ве­ка. Вме­сте с тем С. да­лёк и от при­су­щей сен­ти­мен­та­лиз­му идеа­ли­за­ции «жиз­ни серд­ца», вы­ра­жая скеп­сис в от­но­ше­нии не­по­гре­ши­мо­сти ин­туи­тив­но-эмо­цио­наль­но­го ти­па ми­ро­вос­прия­тия. Лит. тех­ни­ка С., в тра­ди­ци­ях Ф. Раб­ле и М. де Сер­ван­те­са па­ро­ди­рую­ще­го жан­ро­вые ка­но­ны и тем са­мым рас­ши­ряю­ще­го воз­мож­но­сти ро­ман­но­го жан­ра, пред­вос­хи­ти­ла лит. экс­пе­ри­мен­ты нач. 20 в. и эпо­хи по­стмо­дер­низ­ма; но­во­вве­де­ние С. – вос­про­из­ве­де­ние ас­со­циа­тив­но­сти че­ло­ве­че­ско­го мыш­ле­ния, ока­зав боль­шое воз­дей­ст­вие на даль­ней­шее раз­ви­тие ев­роп. пси­хо­ло­гич. ро­ма­на, яви­лось пред­вес­ти­ем приё­ма по­то­ка соз­на­ния.

Про­дол­же­ние ро­ма­на – кн. «Сен­ти­мен­таль­ное пу­те­ше­ст­вие по Фран­ции и Ита­лии» («A sentimental journey through France and Italy», 1768; не за­вер­ше­на; рус. пер. 1793), со­че­таю­щая чер­ты ро­ма­на и пу­те­во­го очер­ка, по­сле вы­хо­да ко­то­рой ут­вер­ди­лось назв. на­прав­ле­ния – сен­ти­мен­та­лизм; в ней под­лин­ным от­кры­ти­ем стал ге­рой (Йо­рик – вто­ро­сте­пен­ный пер­со­наж ро­ма­на «Жизнь и мне­ния Три­ст­ра­ма Шен­ди...»), фик­си­рую­щий не яв­ле­ния ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти, но соб­ст­вен­ные впе­чат­ле­ния, рез­кую сме­ну пси­хо­ло­гич. со­стоя­ний и иг­ру чувств; пред­став в сво­их дос­то­ин­ст­вах и не­дос­тат­ках, в про­ти­во­ре­чи­во­сти сво­ей на­ту­ры, он оп­ро­вер­гал и про­све­ти­тель­скую, и сен­ти­мен­та­ли­ст­скую од­но­знач­ность су­ж­де­ний о че­ло­ве­ке. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний С. – об­ра­щён­ный к пси­хо­ло­гич. про­бле­ма­ти­ке сб. «Про­по­ве­ди Йо­ри­ка» («The sermons of Mr Yorick», vol 1–2, 1760–69).

Твор­че­ст­во С. поль­зо­ва­лось боль­шой по­пу­ляр­но­стью в 18 в.; его вы­со­ко це­ни­ли И. В. Гё­те, Воль­тер; про­из­ве­де­ния С. ока­за­ли боль­шое воз­дей­ст­вие на Д. Дид­ро, Жан По­ля, А. Н. Ра­ди­ще­ва, Н. М. Ка­рам­зи­на; С. пе­ре­во­дил мо­ло­дой Л. Н. Тол­стой; в нач. 20 в. ана­лиз «Жизнь и мне­ния Три­ст­ра­ма Шен­ди...» лёг в ос­но­ву тео­рии ро­ма­на В. Б. Шклов­ско­го.

Соч.: The life and opinions of Tristram Shandy, Gentheman. Oxf., 1983; Сен­ти­мен­таль­ное пу­те­ше­ст­вие. Вос­по­ми­на­ния. Пись­ма. Днев­ник для Эли­зы. М.; СПб., 2000; Жизнь и мне­ния Три­ст­ра­ма Шен­ди, джент­ль­ме­на. Сен­ти­мен­таль­ное пу­те­ше­ст­вие. М., 2008.

Лит.: Thompson D. Wild excursions: The life and fiction of L. Sterne. N. Y., 1972; Ата­ро­ва К. Н. Л. Стерн и его «Сен­ти­мен­таль­ное пу­те­ше­ст­вие по Фран­ции и Ита­лии». М., 1988; Bosch R. Labyrinth of digressions: Tristram Shandy as per­ceived and influenced by Sterne’s early imi­ta­tors. Amst.; N. Y., 2007.

Вернуться к началу