ПОТО́К СОЗНА́НИЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОТО́К СОЗНА́НИЯ (англ. stream of consciousness) в литературе, повествовательная техника, состоящая в максимально непосредственном воспроизведении автором возникающих у героя впечатлений, желаний, импульсов, вообще любых мыслей до и вне их логич. организации. К лит-ре П. с. относят преим. зап. модернистскую прозу 20 в., развивавшуюся под влиянием интуитивизма А. Бергсона и психоанализа З. Фрейда (внимание к бессознательному, метод свободных ассоциаций и др.). Термин «П. с.» возник в психологии и впервые употреблён в кн. «Научные основы психологии» (1890) У. Джеймса. Применительно к лит-ре его в 1918 использовала англ. писательница и критик М. Синклер в статье о романе «Островерхие крыши» (1915) Д. Ричардсон. П. с. в лит. произведении представляет собой особую форму внутреннего монолога персонажа (имитирующую его внутреннюю речь), которая характеризуется крайней степенью недосказанности, обрывочностью и ассоциативностью устанавливаемых связей и может быть прервана авторскими комментариями, служащими для ещё большей логич. дезинтеграции; возможна также форма несобственно-прямой речи (речь героя выделена в потоке авторской речи лишь стилистически). П. с. был подготовлен обращённой к психологич. анализу лит-рой 18–19 вв.: «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна (1760–67), «Красное и чёрное» Стендаля (1831), «Госпожа Бовари» Г. Флобера (1857), «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского (1864), «Анна Каренина» Л. Н. Толстого (1876–77) и др. В 20 в. П. с. стал ведущим приёмом в творчестве Дж. Джойса (монолог Молли Блум в романе «Улисс», 1922; «Поминки по Финнегану», 1939), нашёл выражение в романах С. Беккета, В. Вулф, Дж. Дос Пассоса, И. Звево, Дж. Керуака, Х. Кортасара, Г. Миллера, Н. Саррот, Л. Ф. Селина, Г. Стайн, У. Фолкнера, М. Фриша; в России – А. Белого и др. Причисление к лит-ре П. с. произведений М. Пруста (принятое в англо-амер. и рос. литературоведении) оспаривается совр. франц. исследователями, усматривающими в романном цикле «В поисках утраченного времени» определённую логич. упорядоченность воспоминаний, основанную на метафорич. или метонимическом принципах, присущих механизмам «непроизвольной памяти» в целом.