Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОТО́К СОЗНА́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 287

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Гальцова

ПОТО́К СОЗНА́НИЯ (англ. stream of con­sciousness) в ли­те­ра­ту­ре, по­ве­ст­во­ва­тель­ная тех­ни­ка, со­стоя­щая в мак­си­маль­но не­по­сред­ст­вен­ном вос­про­из­ве­де­нии ав­то­ром воз­ни­каю­щих у ге­роя впе­чат­ле­ний, же­ла­ний, им­пуль­сов, во­об­ще лю­бых мыс­лей до и вне их ло­гич. ор­га­ни­за­ции. К лит-ре П. с. от­но­сят пре­им. зап. мо­дер­ни­ст­скую про­зу 20 в., раз­ви­вав­шую­ся под влия­ни­ем ин­туи­ти­виз­ма А. Берг­со­на и пси­хо­ана­ли­за З. Фрей­да (вни­ма­ние к бес­соз­на­тель­но­му, ме­тод сво­бод­ных ас­со­циа­ций и др.). Тер­мин «П. с.» воз­ник в пси­хо­ло­гии и впер­вые упот­реб­лён в кн. «На­уч­ные ос­но­вы пси­хо­ло­гии» (1890) У. Джейм­са. При­ме­ни­тель­но к лит-ре его в 1918 ис­поль­зо­ва­ла англ. пи­са­тель­ни­ца и кри­тик М. Синк­лер в ста­тье о ро­ма­не «Ост­ро­вер­хие кры­ши» (1915) Д. Ри­чард­сон. П. с. в лит. про­из­ве­де­нии пред­став­ля­ет со­бой осо­бую фор­му внут­рен­не­го мо­но­ло­га пер­со­на­жа (ими­ти­рую­щую его внут­рен­нюю речь), ко­то­рая ха­рак­те­ри­зу­ет­ся край­ней сте­пе­нью не­дос­ка­зан­но­сти, об­ры­воч­но­стью и ас­со­циа­тив­но­стью ус­та­нав­ли­вае­мых свя­зей и мо­жет быть пре­рва­на ав­тор­ски­ми ком­мен­та­рия­ми, слу­жа­щи­ми для ещё боль­шей ло­гич. де­зин­те­гра­ции; воз­мож­на так­же фор­ма не­соб­ст­вен­но-пря­мой ре­чи (речь ге­роя вы­де­ле­на в по­то­ке ав­тор­ской ре­чи лишь сти­ли­сти­че­ски). П. с. был под­го­тов­лен об­ра­щён­ной к пси­хо­ло­гич. ана­ли­зу лит-рой 18–19 вв.: «Жизнь и мне­ния Три­ст­ра­ма Шен­ди, джент­ль­ме­на» Л. Стер­на (1760–67), «Крас­ное и чёр­ное» Стен­да­ля (1831), «Гос­по­жа Бо­ва­ри» Г. Фло­бе­ра (1857), «За­пис­ки из под­по­лья» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (1864), «Ан­на Ка­ре­ни­на» Л. Н. Тол­сто­го (1876–77) и др. В 20 в. П. с. стал ве­ду­щим приё­мом в твор­че­ст­ве Дж. Джой­са (мо­но­лог Мол­ли Блум в ро­ма­не «Улисс», 1922; «По­мин­ки по Фин­не­га­ну», 1939), на­шёл вы­ра­же­ние в ро­ма­нах С. Бек­ке­та, В. Вулф, Дж. Дос Пас­со­са, И. Зве­во, Дж. Ке­руа­ка, Х. Кор­та­са­ра, Г. Мил­ле­ра, Н. Сар­рот, Л. Ф. Се­ли­на, Г. Стайн, У. Фолк­не­ра, М. Фри­ша; в Рос­сии – А. Бе­ло­го и др. При­чис­ле­ние к лит-ре П. с. про­из­ве­де­ний М. Пру­ста (при­ня­тое в анг­ло-амер. и рос. ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии) ос­па­ри­ва­ет­ся совр. франц. ис­сле­до­ва­те­ля­ми, ус­мат­ри­ваю­щи­ми в ро­ман­ном цик­ле «В по­ис­ках ут­ра­чен­но­го вре­ме­ни» оп­ре­де­лён­ную ло­гич. упо­ря­до­чен­ность вос­по­ми­на­ний, ос­но­ван­ную на ме­та­фо­рич. или ме­то­ни­ми­че­ском прин­ци­пах, при­су­щих ме­ха­низ­мам «не­про­из­воль­ной па­мя­ти» в це­лом.

Лит.: Humphrey R. Stream of consciousness in the modern novel. Berk., 1954; Friedman М. Stream of сonsciousness: a study in literary method. New Haven, 1955; The Stream-of-consciousness technique in the modern novel. Port Washington, 1979; Cohn D. La trans­pa­rence intérieure, modes de représentation de la vie psychique dans le roman. P., 1981; Vogt J. Aspekte erzählender Prosa. Eine Einführung in Erzähltechnik und Romantheorie. Opladen, 1998; Ба­ла­шо­ва Т. В. По­ток соз­на­ния // Ху­до­же­ст­вен­ные ори­ен­ти­ры за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры XX в. М., 2002.

Вернуться к началу