ДЖЕЙМС ДЖЕМС УИЛЬЯМ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖЕЙМС, Джемс (James) Уильям (11.1.1842, Нью-Йорк – 26.8.1910, Чокоруа, Нью-Гэмпшир, США), амер. психолог и философ, один из основателей научной психологии. Потомок ирл. эмигрантов, старший из 5 детей известного теолога Генри Джеймса Старшего, брат писателя Г. Джеймса. Окончил Гарвардский ун-т (д-р медицины, 1869). После трёхлетнего кризиса (Д. страдал депрессией, будучи не в состоянии разрешить противоречие между естественно-научным и религ. пониманием человека) начал преподавать в Гарварде (с 1873) анатомию и физиологию, затем психологию (в 1876 основал первую в США лабораторию эксперим. психологии) и философию.
В 1890 опубликовал прославившую его кн. «The principles of psychology» (vol. 1–2; в рус. пер. «Научные основы психологии», 2003), в которой систематизировал осн. разделы психологич. науки, внеся особый вклад в разработку проблем сознания, эмоций, воли и личности. Д. рассматривал психич. жизнь как активность, направленную на приспособление к среде, став одним из основателей функционализма в психологии. В акте самосознания человек обнаруживает в себе непрерывно меняющиеся целостные состояния («поток») сознания, в каждом из которых он выступает как субъект, познающий Я, выделяющий из этого потока ощущений, эмоций и мыслей себя как объект, как «моё, принадлежащее мне», т. е. познаваемое, «эмпирическое Я», или личность. Последняя включает «физическую личность» (тело, одежда, дом и т. п.), «социальную личность», ориентированную на признание со стороны др. людей (социальная личность множественна и включает роли социальные, с которыми идентифицируется человек, – друг, отец, подчинённый и т. п.), и «духовную личность» (идеалы, мысли, чувство внутр. активности и т. п.). Среди важнейших характеристик личности Д. ввёл в психологию понятия «самооценка», «самоуважение», «самотождественность». Согласно предложенной им периферической теории эмоций (т. н. теория Джеймса – Ланге), эмоции отражают произошедшие чуть ранее физиологич. изменения, связанные с рефлекторной реакцией на воспринятое (мы огорчены, потому что плачем, испуганы, потому что дрожим, и т. п.). Эта теория неск. десятилетий определяла развитие психологии эмоций, пока не получила эксперим. опровержения. В психологии воли впервые поставил вопрос о механизмах перехода от представлений к произвольным действиям. Явившись одним из инициаторов психологич. изучения феноменов парапсихологии, спиритизма, религ. опыта как состояния сознания, Д. пришёл к выводу, что обычное сознание человека подобно маленькому острову среди океана многообразных возможностей человеческой психики.
В 1890-е гг. центр интересов Д. сместился в сторону философии. Вслед за Ч. С. Пирсом Д. развивает концепцию прагматизма, согласно которой ценность любых идей, теорий и систем представлений связана с теми следствиями, которые вытекают из них для практич. жизни. Представления, которые считаются истинными, соответствуют не «объективной реальности», а успешным результатам их применения на практике, выполняя ценностную и направляющую функции по отношению к деятельности человека. В частности, истинными следует считать религиозную веру, веру в свободу человека, «мелиоризм» – позицию, противопоставленную крайностям оптимизма и пессимизма, согласно которой будущее человека находится в его руках.
«Радикальный эмпиризм» Д. исходит из понятия «чистого опыта» как нераздельного единства духовного и материального, души и тела, субъекта и объекта. В процессе познания этот целостный «поток жизни» в целях практич. удобства разделяется на части (физич. и психич. объекты и т. п.), и познание выступает как установление внешних отношений между этими разъединёнными частями опыта. Сознание, выполняющее важную познавательную функцию, не является особой субстанцией: прообразом понятия «духа» Д. считал обычный процесс дыхания, так что вместо «я мыслю» можно было бы сказать «я дышу». Незамкнутая и незавершённая «плюралистическая Вселенная» предстаёт нам во множестве форм, и разные виды упорядочивания опыта отличаются только своей относительной практической ценностью.
В трудах по педагогике Д. рассматривал процесс воспитания как организацию стремлений и навыков человека в определённые формы поведения, исходя при этом из решающего влияния инстинктов и эмоций. Выступал как убеждённый противник формальных приёмов обучения, не затрагивающих глубины психич. жизни учащихся. Эти воззрения Д. получили развитие в прагматистской педагогике.
В 1900-х гг. Д. много путешествовал по Европе и США, выступал с лекциями, в осн. на филос. темы. Эдинбургский (1902) и Гарвардский (1903) ун-ты присудили ему степень доктора права. Д. оказал огромное влияние на психологию; в числе философов, опиравшихся на его идеи, были Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, Э. Гуссерль, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.