ДЖЕЙМС ГЕНРИ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖЕЙМС (James) Генри (15.4.1843, Нью-Йорк – 28.2.1916, Лондон), амер. писатель. Брат У. Джеймса. В 1855–58 находился с семьёй в Европе. Учился в Гарвардской школе права (1862–63). Дебютировал в 1864 рассказом «Трагедия ошибки» («A tragedy of error»; опубл. анонимно), сблизился с У. Д. Хоуэлсом, активно печатавшим Д. в США. С 1866 Д. жил преим. в Великобритании, Франции (контакты в 1870-е гг. с Дж. Рёскиным, У. Моррисом, Дж. Элиот, Г. Флобером, бр. Ж. и Э. де Гонкур, Э. Золя, И. С. Тургеневым и др.), в 1876 поселился в Лондоне, принял брит. гражданство (1915). На становление Д. повлияли Н. Готорн [ему посвящена кн. «Готорн» («Hawthorne», 1870)], а также Элиот, Тургенев. Одна из центр. тем творчества Д. – сопоставление социальной психологии Старого и Нового Света; представители последнего нередко воплощают некий идеальный тип сознания: «наивный», инициативный, глубинно-нравственный, бросающий вызов «застывшим» формам жизни. Эта тема соотнесена с темой неравного брака, конфликтами мужской и женской психологии, художника и общества: романы «Родерик Хадсон» («Roderick Hudson», 1876), «Американец» («The American», 1877, рус. пер. 2003), «Европейцы» («The Europeans», 1878), «Вашингтонская площадь» («Washington square», 1881, рус. пер. 1881), «Бостонцы» («The bostonians», 1886); новеллы (в т. ч. «Страстный пилигрим», «A passionate pilgrim», 1871; «Дэзи Миллер», «Daisy Miller», 1879, рус. пер. 1898). Шедевр Д. – роман «Женский портрет» («The portrait of a lady», 1881, рус. пер. 1981), о молодой американке, остающейся и в Европе верной своим представлениям о свободе, несмотря на предлагаемые ей жизнью компромиссы. В романах «Княгиня Казамассима» («The princess Casamassima», 1886), «Трагическая муза» («The tragic muse», 1890), «Что знала Мейзи» («What Maisie knew», 1897), «Трофеи Пойнтона» («The spoils of Poynton», 1897, рус. пер. 2006) Д. касается тем нигилизма, амбивалентности любви, творчества, отношений между отцами и детьми. Среди многочисл. новелл Д. [«Осада Лондона» («The siege of London», 1883, рус. пер. 1884), «Письма Асперна» («The Aspern papers», 1888, рус. пер. 1974), «Урок мастера» («The lesson of the master», 1892, рус. пер. 1983)] особое место занимает новелла «Поворот винта» («The turn of the screw», 1898, рус. пер. 1974; опера Б. Бриттена, 1954), в которой преломляются традиции готического романа. Поздние романы [«Крылья голубки» («The wings of the dove», 1902), «Послы» («The ambassadors», 1903, рус. пер. 2000), «Золотая чаша» («The golden bowl», 1904)] и новеллы [«Зверь в чаще» («The Beast in the jungle», 1903, рус. пер. 1983) и др.], поднимающие тему трагич. одиночества идеалиста перед лицом пошлости, корыстолюбия, власти денег, а также собств. психологич. «комплексов», отличают тонкий психологизм, экспериментальность повествоват. техники (показ события с точки зрения сразу нескольких персонажей, недосказанность и др.). Свои теоретико-лит. взгляды Д. изложил в эссе [«Искусство прозы» («The art of fiction», 1884, рус. пер. 1974) и др.], предисловиях к томам своего собрания сочинений 1907–09. Д. – автор драм, сказок, дневниковой прозы. Сочинения Д. имели важное значение для становления англо-амер. модернизма, формирования новой критики.