Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖЕЙМС ГЕНРИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 643

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв

ДЖЕЙМС (James) Ген­ри (15.4.1843, Нью-Йорк – 28.2.1916, Лон­дон), амер. пи­сатель. Брат У. Джейм­са. В 1855–58 на­хо­дил­ся с семь­ёй в Ев­ро­пе. Учил­ся в Гар­вард­ской шко­ле пра­ва (1862–63). Де­бю­ти­ро­вал в 1864 рас­ска­зом «Тра­ге­дия ошиб­ки» («A tragedy of error»; опубл. ано­ним­но), сбли­зил­ся с У. Д. Хоу­эл­сом, ак­тив­но пе­ча­тав­шим Д. в США. С 1866 Д. жил пре­им. в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции (кон­так­ты в 1870-е гг. с Дж. Рёс­ки­ным, У. Мор­ри­сом, Дж. Эли­от, Г. Фло­бе­ром, бр. Ж. и Э. де Гон­кур, Э. Зо­ля, И. С. Тур­ге­не­вым и др.), в 1876 по­се­лил­ся в Лон­до­не, при­нял брит. гра­ж­дан­ст­во (1915). На ста­нов­ле­ние Д. по­влия­ли Н. Го­торн [ему по­свя­ще­на кн. «Го­торн» («Hawthorne», 1870)], а так­же Эли­от, Тур­ге­нев. Од­на из центр. тем твор­че­ст­ва Д. – со­пос­тав­ле­ние со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии Ста­ро­го и Но­во­го Све­та; пред­ста­ви­те­ли последнего нередко во­пло­ща­ют не­кий иде­аль­ный тип со­зна­ния: «на­ив­ный», ини­циа­тив­ный, глу­бин­но-нрав­ст­вен­ный, бро­саю­щий вы­зов «за­стыв­шим» фор­мам жиз­ни. Эта те­ма со­от­не­се­на с те­мой не­рав­но­го бра­ка, кон­флик­та­ми муж­ской и жен­ской пси­хо­ло­гии, ху­дож­ни­ка и об­ще­ст­ва: ро­ма­ны «Ро­де­рик Хад­сон» («Ro­derick Hud­son», 1876), «Аме­ри­ка­нец» («The Ame­ri­can», 1877, рус. пер. 2003), «Ев­ро­пей­цы» («The Europeans», 1878), «Ва­шинг­тон­ская пло­щадь» («Washington square», 1881, рус. пер. 1881), «Бос­тон­цы» («The bostonians», 1886); но­вел­лы (в т. ч. «Стра­ст­ный пи­лиг­рим», «A passionate pilgrim», 1871; «Дэ­зи Мил­лер», «Daisy Miller», 1879, рус. пер. 1898). Ше­девр Д. – ро­ман «Жен­ский порт­рет» («The portrait of a lady», 1881, рус. пер. 1981), о мо­ло­дой аме­ри­кан­ке, ос­таю­щей­ся и в Ев­ро­пе вер­ной сво­им пред­став­ле­ни­ям о сво­бо­де, не­смот­ря на пред­ла­га­е­мые ей жиз­нью комп­ро­мис­сы. В ро­ма­нах «Кня­ги­ня Ка­за­мас­си­ма» («The princess Casa­massima», 1886), «Тра­ги­че­ская му­за» («The tragic muse», 1890), «Что зна­ла Мей­зи» («What Maisie knew», 1897), «Тро­феи Пойн­то­на» («The spoils of Poynton», 1897, рус. пер. 2006) Д. ка­са­ет­ся тем ни­ги­лиз­ма, ам­би­ва­лент­но­сти люб­ви, твор­че­ст­ва, от­но­ше­ний ме­ж­ду от­ца­ми и деть­ми. Сре­ди мно­го­числ. но­велл Д. [«Оса­да Лон­до­на» («The siege of London», 1883, рус. пер. 1884), «Пись­ма Ас­пер­на» («The Aspern papers», 1888, рус. пер. 1974), «Урок мас­те­ра» («The lesson of the master», 1892, рус. пер. 1983)] осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет но­вел­ла «По­во­рот вин­та» («The turn of the screw», 1898, рус. пер. 1974; опе­ра Б. Брит­те­на, 1954), в ко­то­рой пре­лом­ля­ют­ся тра­ди­ции го­ти­че­ско­го ро­ма­на. Позд­ние ро­ма­ны [«Кры­лья го­луб­ки» («The wings of the dove», 1902), «По­слы» («The am­bassadors», 1903, рус. пер. 2000), «Зо­ло­тая ча­ша» («The golden bowl», 1904)] и но­вел­лы [«Зверь в ча­ще» («The Beast in the jungle», 1903, рус. пер. 1983) и др.], под­ни­маю­щие те­му тра­гич. оди­но­че­ст­ва идеа­ли­ста пе­ред ли­цом по­шло­сти, ко­ры­сто­лю­бия, вла­сти де­нег, а так­же собств. пси­хо­ло­гич. «ком­плек­сов», от­ли­ча­ют тон­кий пси­хо­ло­гизм, эк­спе­ри­мен­таль­ность по­ве­ст­во­ват. тех­ни­ки (по­каз со­бы­тия с точ­ки зре­ния сра­зу не­сколь­ких пер­со­на­жей, не­дос­ка­зан­ность и др.). Свои тео­ре­ти­ко-лит. взгля­ды Д. из­ло­жил в эс­се [«Ис­кус­ст­во про­зы» («The art of fiction», 1884, рус. пер. 1974) и др.], пре­ди­сло­ви­ях к то­мам сво­его со­б­ра­ния со­чи­не­ний 1907–09. Д. – ав­тор драм, ска­зок, днев­ни­ко­вой про­зы. Со­чи­не­ния Д. име­ли важ­ное зна­че­ние для ста­нов­ле­ния анг­ло-амер. мо­дер­низ­ма, фор­ми­ро­ва­ния но­вой кри­ти­ки.

Соч.: The complete plays. Phil., 1949. N. Y., 1990; Сomp­le­te tales. L., 1962–1964. Vol. 1–12; Избр. про­изв. Л., 1979. Т. 1–2; По­вес­ти и рас­ска­зы. М., 1983.

Лит.: Leavis F. R. The Great tradition. L., 1948; Edel L. H. James: a life. N. Y., 1985; Cambridge companion to H. James. Camb., 1998; Gordon L. A private life of H. James. N. Y., 1999; Hadley T. H. James and the ima­gi­nation of pleasure. Camb., 2002; Ан­цы­фе­ро­ва О. Ю. Ли­те­ра­тур­ная са­мо­реф­лек­сия и твор­че­ст­во Г. Джейм­са. Ива­но­во, 2004; Edel L., Laurence D. H. Bibliography of H. James. 3rd ed. Oxf., 1982.

Вернуться к началу