ГОТИ́ЧЕСКИЙ РОМА́Н
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОТИ́ЧЕСКИЙ РОМА́Н (англ. Gothic novel), жанр худож. прозы, возникший в англ. литературе 2-й пол. 18 в. Для Г. р. (который представлен как крупными романами, так и относительно небольшими произведениями, близкими к повести) характерна атмосфера таинственности и ужаса, во многом обусловленная специфич. местом действия, в качестве которого могут выступать ср.-век. готич. (отсюда назв.) замок, монастырь, старинный дом и т. п. В пространственно-временно́м мире Г. р., обособленном от обыденной реальности, властвуют сверхъестественные силы. Особую роль в сюжете Г. р. играют вставные новеллы, основанные на приёме «найденной рукописи»: в глубинах готич. пространства герой обнаруживает старинный манускрипт, описанные в нём зловещие события прошлого актуализируются в настоящем. Основоположником жанра считается Х. Уолпол («готич. повесть» «Замок Отранто», 1765); среди его наиболее известных образцов – «Старый английский барон» К. Рив (1777), «Ватек» У. Бекфорда (1786); «Удольфские тайны» (1794), «Итальянец» (1797) и др. романы А. Радклиф; «Монах» М. Г. Льюиса (1796). В рус. лит-ре отд. черты Г. р. претворились в некоторых произведениях Н. М. Карамзина (повесть «Остров Борнгольм», 1794), Н. И. Гнедича (роман «Дон-Коррадо де Геррера, или Дух мщения и варварства гишпанцев», 1803), повестях А. А. Бестужева (Марлинского). Поэтика Г. р. нашла развитие в романтич. прозе («Эликсир дьявола» Э. Т. А. Гофмана, 1815; «Франкенштейн» М. Шелли, 1818; «Мельмот-Скиталец» Ч. Р. Мэтьюрина, 1820; рассказы Э. По). Её элементы присутствуют в произведениях мн. писателей 19–20 вв. (Э. и Ш. Бронте, Ч. Диккенс, Р. Л. Стивенсон, Б. Стокер, Г. Мейринк, Ф. Кафка, Х. Кортасар, Дж. Фаулз, У. Эко и др.).