Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОТИ́ЧЕСКИЙ РОМА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 551

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Заломкина

ГОТИ́ЧЕСКИЙ РОМА́Н (англ. Gothic no­vel), жанр ху­дож. про­зы, воз­ник­ший в англ. ли­те­ра­ту­ре 2-й пол. 18 в. Для Г. р. (ко­то­рый пред­став­лен как круп­ными ро­ма­на­ми, так и от­но­си­тель­но не­боль­ши­ми про­из­ве­де­ния­ми, близ­ки­ми к по­вес­ти) ха­рак­тер­на ат­мо­сфе­ра та­ин­ст­вен­но­сти и ужа­са, во мно­гом обу­слов­лен­ная спе­ци­фич. ме­стом дей­ст­вия, в ка­че­ст­ве ко­то­ро­го мо­гут вы­сту­пать ср.-век. го­тич. (от­сю­да назв.) за­мок, мо­на­стырь, ста­рин­ный дом и т. п. В про­стран­ст­вен­но-вре­менно́м ми­ре Г. р., обо­соб­лен­ном от обы­ден­ной ре­аль­но­сти, вла­ст­ву­ют сверхъ­ес­те­ст­вен­ные си­лы. Осо­бую роль в сю­же­те Г. р. иг­ра­ют встав­ные но­вел­лы, ос­но­ван­ные на приё­ме «най­ден­ной ру­ко­пи­си»: в глу­би­нах го­тич. про­стран­ст­ва ге­рой об­на­ру­жи­ва­ет ста­рин­ный ма­ну­ск­рипт, опи­сан­ные в нём зло­ве­щие со­бы­тия про­шло­го ак­туа­ли­зи­ру­ют­ся в на­стоя­щем. Ос­но­во­по­лож­ни­ком жан­ра счи­та­ет­ся Х. Уол­пол («го­тич. по­весть» «За­мок От­ран­то», 1765); сре­ди его наи­бо­лее из­вест­ных об­раз­цов – «Ста­рый анг­лий­ский ба­рон» К. Рив (1777), «Ва­тек» У. Бек­фор­да (1786); «Удольф­ские тай­ны» (1794), «Италь­я­нец» (1797) и др. ро­ма­ны А. Радк­лиф; «Мо­нах» М. Г. Льюи­са (1796). В рус. ли­т-ре отд. чер­ты Г. р. пре­тво­ри­лись в некоторых про­из­ве­де­ни­ях Н. М. Ка­рам­зи­на (по­весть «Ост­ров Борн­гольм», 1794), Н. И. Гне­ди­ча (ро­ман «Дон-Кор­ра­до де Гер­ре­ра, или Дух мще­ния и вар­вар­ст­ва гиш­пан­цев», 1803), по­вес­тях А. А. Бес­ту­же­ва (Мар­лин­ско­го). По­эти­ка Г. р. на­шла раз­ви­тие в ро­ман­тич. про­зе («Элик­сир дья­во­ла» Э. Т. А. Гоф­ма­на, 1815; «Фран­кен­штейн» М. Шел­ли, 1818; «Мель­мот-Ски­та­лец» Ч. Р. Мэть­ю­ри­на, 1820; рас­ска­зы Э. По). Её эле­мен­ты при­сут­ству­ют в про­из­ве­де­ни­ях мн. пи­са­те­лей 19–20 вв. (Э. и Ш. Брон­те, Ч. Дик­кенс, Р. Л. Сти­вен­сон, Б. Сто­кер, Г. Мей­ринк, Ф. Каф­ка, Х. Кор­та­сар, Дж. Фа­улз, У. Эко и др.).

Лит.: Botting F. Gothic. L., 1996; Ва­цу­ро В. Э. Го­ти­че­ский ро­ман в Рос­сии. М., 2002; За­лом­ки­на Г. В. По­эти­ка про­стран­ст­ва и вре­ме­ни в го­ти­че­ском сю­же­те. Са­ма­ра, 2003; Punter D. The Gothic. Malden; Oxf., 2004.

Вернуться к началу