ГО́ФМАН ХОФМАН ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГО́ФМАН, Хофман (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (наст. имя Эрнст Теодор Вильгельм) (24.1.1776, Кёнигсберг – 25.6.1822, Берлин), нем. писатель, композитор, дирижёр, живописец, рисовальщик. Сын королевского адвоката. Изучал право в Кёнигсбергском ун-те (1792–1795); с 1796 занимался юридич. практикой в Глогау, Познани, Плоцке, Варшаве. В 1807–08 жил частными уроками музыки в Берлине; в 1808–13 дирижёр, режиссёр и сценограф (создавал декорации для постановок пьес П. Кальдерона де ла Барки, Г. фон Клейста) в театрах Бамберга, Лейпцига, Дрездена. В 1814 возвратился в Берлин, где до конца жизни служил чиновником в Мин-ве юстиции. Первые публикации – новеллы и очерки в лейпцигской «Всеобщей музыкальной газете» («Allgemeine musikalische Zeitung», 1809), вошедшие позднее в сб. «Фантазии в манере Калло» («Phantasiestücke in Callot’s Manier», Вd 1–4, 1814–15, с предисл. Жан Поля). Крупнейший представитель романтизма в нем. лит-ре, Г. в своих сказках, новеллах, повестях, романах создал двуплановый худож. мир, в котором за повседневной действительностью скрываются таинственные силы, управляющие человеком; прозреть их, вырваться из трагикомического водоворота земной жизни возможно лишь избранным – художникам, творческим личностям. Музыка как стихийный праязык природы, противостоящий бюрократически-бюргерской регламентации жизни, стала для Г. высшим искусством, а музыкант – одним из центр. героев его прозы, сочетающим служение иск-ву с трагич. участью мученика и вечного странника. Образ великого музыканта, обречённого на одиночество в мире потребителей иск-ва, впервые появляется в новелле «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809); его преемником, концептуальным воплощением «энтузиаста» становится капельмейстер Крейслер [новелла «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» («Johannes Kreisler’s, des Kapellmeisters musikalische Leiden», 1810), также роман «Житейские воззрения Кота Мурра...» («Lebensansichten des Katers Murr...», Bd 1–2, 1819–21)].
Г. обычно не переносит действие полностью в вымышленный мир: фантастич. ситуации вырастают у него непосредственно из быта с помощью приёмов гротеска, шаржа, гиперболы. Романтич. ирония, роль которой в творчестве Г. постепенно увеличивалась, становится оружием против догматизации любых концепций и теорий, в т. ч. и романтических. Стремясь к синтезу искусств, Г. строит свои произведения по законам музыки, видя в лит. жанре аналог муз. формы. В основе многообразного худож. мира Г. – принцип контраста, который проявляется в композиции [вставные новеллы, обрамляющие диалоги – в цикле новелл «Серапионовы братья» («Die Serapionsbrüder», 1819–21); чередование фрагментов сюжетных линий и др.], стиле (переход от возвышенно-патетического языка к прозаически-канцелярскому), образной структуре (мотив двойничества). В новелле «Золотой горшок» («Der goldene Topf», 1814), сказке «Щелкунчик и Мышиный король» («Nußknacker und Mäusekönig», 1816), повести «Принцесса Брамбилла» («Prinzessin Brambilla», 1821) яркой сказочной феерии противостоит стихия мрачной мистики, зловещих фантасмагорий и кошмаров, напоминающих об англ. готическом романе кон. 18 в. Мрачный колорит преобладает в романе «Эликсир дьявола» («Die Elixiere des Teufels», Bd 1–2, 1815–16), цикле новелл «Ночные рассказы» [«Nachtstücke», 1817; наиболее известная – «Песочный человек» («Der Sandmann», 1817)], населённых фантомами, двойниками, куклами-автоматами; человек выступает здесь марионеткой тёмных сил и собственного подсознания. Гротескно-сатирич. тона преобладают в повести-сказке «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» («Klein Zaches genannt Zinnober», 1819), где комич. образы ничтожного уродца-деспота и карикатурного княжества олицетворяют филистерство, соединяющее стремление к тирании и готовность к рабству. Против марионеточных режимов и инстинктов массового сознания направлен остросатирич. роман-сказка «Повелитель блох» («Meister Floh», 1822).
Ограниченность как немецкого мещанства, так и романтических иллюзий Г. высмеял в романе «Житейские воззрения Кота Мурра...», отличающемся необычной композицией: по принципу контрапункта здесь соединены фрагменты глубокомысленного трактата ленивого кота (пародии на филистера) с отрывками из биографии великого музыканта Крейслера. Ирония пронизывает всё повествование, смешивая трагическое и комическое, возвышенное и низменное – двоемирие оказывается мнимым, как и противопоставление двух моделей жизнеустройства: княжества и аббатства; любое государство обнаруживает свою деспотическую основу, свобода недостижима. Образ цельной личности, художника как мастера создан в новеллах «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья» («Meister Martin der Küfner und seine Gesellen», 1819), «Мастер Иоганн Вахт» («Meister Johannes Wacht», 1822, рус. пер. 1838), воспевающих ср.-век. цеховое ремесло. Гимном жизни в неисчерпаемом богатстве её проявлений стало последнее произведение Г. – новелла «Угловое окно» («Des Vetters Eckfenster», 1822).
Влияние Г. отразилось в творчестве мн. крупнейших писателей 19–20 вв. – Э. По, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Ш. Бодлера, О. Уайльда, Ф. Кафки; в России (где его произведения активно переводили с нач. 1820-х гг.) воздействие Г. испытали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Ф. К. Сологуб и др.
Г. – автор зингшпиля «Весёлые музыканты» на текст К. Брентано (1804), первой нем. романтич. оперы «Ундина» (1813; пост. в 1816; по одноим. сказке Ф. де ла Мотт Фуке), симфоний, камерно-инструментальной и хоровой музыки; его муз.-эстетич. взгляды повлияли на творчество К. М. фон Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Выступал как муз. критик (под псевд. Иоганн Крейслер, капельмейстер) со статьями, трактующими в романтич. ключе творчество И. С. Баха, Л. ван Бетховена и др. Образы произведений Г. нашли отражение в фантазиях для фп. «Крейслериана» Шумана, операх «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Кардильяк» П. Хиндемита, балетах «Коппелия» Л. Делиба, «Щелкунчик» П. И. Чайковского и др. Как художник Г. исполнял декоративные росписи в Кёнигсберге, Глогау, Варшаве, Бамберге, Берлине («Комната Ундины» в своей квартире, 1815–16), портреты и карикатуры (на Наполеона I, также на театральные и лит. темы и др.).