БЕСТУ́ЖЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕСТУ́ЖЕВ Александр Александрович (псевд. Марлинский) [23.10(3.11).1797, С.-Петербург – 7(19).6.1837, мыс Адлер], рус. писатель, критик. Дворянин. Учился в Горном корпусе (1810–15, не окончил), с 1816 служил в л.-гв. Драгунском полку, квартировавшем под Петергофом в Марли (отсюда псевдоним). В печати дебютировал в 1817. В 1819 вышли первые критич. статьи Б., сразу принёсшие ему известность. С 1822 адъютант А. А. Бетанкура, с 1823 – герцога А. Вюртембергского. Штабс-капитан (1825). Совместно с К. Ф. Рылеевым издавал альм. «Полярная звезда» (1822–25). С янв. 1824 чл. Северного об-ва декабристов, активный участник восстания на Сенатской пл. Был приговорён к смертной казни, заменённой 20 (затем – 15) годами каторги; после годичного заключения в крепости (Роченсальм, Вел. кн-во Финляндское) был отправлен на поселение в Якутск; с 1829 определён рядовым на Кавказ (см. Кавказская война 1817–64). В 1832–34 анонимно изданы его «Русские повести и рассказы». В 1835 произведён в унтер-офицеры, в 1836 – в прапорщики. Убит в бою у мыса Адлер, тело не было найдено.
Ранней лирике Б. присущи героика, гражданственность и свободолюбие, её ведущий мотив – осуждение деспотизма. В соавторстве с К. Ф. Рылеевым написаны обращённые к народу сатирич. агитационные песни (всего известно 12) в фольклорном стиле, в которых проводилась мысль о необходимости свержения самодержавия. После 1825 лирика Б. окрасилась в тона глубокой грусти; в ней стали преобладать настроения обречённости и одиночества. В ежегодных критич. обзорах рус. лит-ры (1823–25) Б. выступил за нац. самобытность лит-ры, за выражение в ней гражданско-патриотич. идеалов, противопоставив отжившим нормам классицизма романтизм, понятый как свобода человеческого духа, полнота и естественность выражения чувств. Ведущий жанр творчества Б. – повесть: историческая («Роман и Ольга», «Замок Венден», обе 1823; «Изменник», «Ревельский турнир», обе 1825, и др.), светская – на сюжеты из жизни современного Б. светского общества («Испытание», 1830, «Фрегат "Надежда"», 1833, и др.), фантастическая («Страшное гаданье», 1831), этнографическая кавказская («Аммалат-Бек», 1832, «Мулла-Нур», 1836, и др.). Эти произведения Б. в значит. степени определили эстетич. канон рус. романтич. повести. Сюжет в них увлекателен и динамичен, наделённые неистовыми страстями герои противостоят враждебной им среде; стиль экспрессивен и подчёркнуто патетичен, язык насыщен метафорами.