Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕСТУ́ЖЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 425-426

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Коровин
А. А. Бестужев. Акварель Н. А. Бестужева. 1830.

БЕСТУ́ЖЕВ Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич (псевд. Мар­лин­ский) [23.10(3.11).1797, С.-Пе­тер­бург  7(19).6.1837, мыс Ад­лер], рус. пи­са­тель, кри­тик. Дво­ря­нин. Учил­ся в Гор­ном кор­пу­се (181015, не окон­чил), с 1816 слу­жил в л.-гв. Дра­гун­ском пол­ку, квар­ти­ро­вав­шем под Пе­тер­го­фом в Мар­ли (от­сю­да псев­до­ним). В пе­ча­ти де­бю­ти­ро­вал в 1817. В 1819 вы­шли пер­вые кри­тич. ста­тьи Б., сра­зу при­нёс­шие ему из­вест­ность. С 1822 адъ­ю­тант А. А. Бе­тан­ку­ра, с 1823  гер­цо­га А. Вюр­тем­берг­ско­го. Штабс-ка­пи­тан (1825). Со­вме­ст­но с К. Ф. Ры­лее­вым из­да­вал альм. «По­ляр­ная звез­да» (182225). С янв. 1824 чл. Се­вер­но­го об-ва де­каб­ри­стов, ак­тив­ный уча­ст­ник вос­ста­ния на Се­нат­ской пл. Был при­го­во­рён к смерт­ной каз­ни, за­ме­нён­ной 20 (за­тем  15) го­да­ми ка­тор­ги; по­сле го­дич­но­го за­клю­че­ния в кре­по­сти (Ро­чен­сальм, Вел. кн-во Фин­лянд­ское) был от­прав­лен на по­се­ле­ние в Якутск; с 1829 оп­ре­де­лён ря­до­вым на Кав­каз (см. Кав­каз­ская вой­на 181764). В 183234 ано­ним­но из­да­ны его «Рус­ские по­ве­сти и рас­ска­зы». В 1835 про­из­ве­дён в ун­тер-офи­це­ры, в 1836  в пра­пор­щи­ки. Убит в бою у мы­са Ад­лер, те­ло не бы­ло най­де­но.

Ран­ней ли­ри­ке Б. при­су­щи ге­рои­ка, гра­ж­дан­ст­вен­ность и сво­бо­до­лю­бие, её ве­ду­щий мо­тив – осу­ж­де­ние дес­по­тиз­ма. В со­ав­тор­ст­ве с К. Ф. Ры­лее­вым на­пи­са­ны об­ра­щён­ные к на­ро­ду са­ти­рич. аги­та­ци­он­ные пес­ни (все­го из­вест­но 12) в фольк­лор­ном сти­ле, в ко­то­рых про­во­ди­лась мысль о не­об­хо­ди­мо­сти свер­же­ния са­мо­дер­жа­вия. По­сле 1825 ли­ри­ка Б. ок­ра­си­лась в то­на глу­бо­кой гру­сти; в ней ста­ли пре­об­ла­дать на­строе­ния об­ре­чён­но­сти и оди­но­че­ст­ва. В еже­год­ных кри­тич. об­зо­рах рус. лит-ры (1823–25) Б. вы­сту­пил за нац. са­мо­быт­ность лит-ры, за вы­ра­же­ние в ней гра­ж­дан­ско-пат­рио­тич. идеа­лов, про­ти­во­пос­та­вив от­жив­шим нор­мам клас­си­циз­ма ро­ман­тизм, по­ня­тый как сво­бо­да че­ло­ве­че­ско­го ду­ха, пол­но­та и ес­те­ст­вен­ность вы­ра­же­ния чувств. Ве­ду­щий жанр твор­че­ст­ва Б. – по­весть: ис­то­ри­че­ская («Ро­ман и Оль­га», «За­мок Вен­ден», обе 1823; «Из­мен­ник», «Ре­вель­ский тур­нир», обе 1825, и др.), свет­ская – на сю­же­ты из жиз­ни со­вре­мен­но­го Б. свет­ско­го об­ще­ст­ва («Ис­пы­та­ние», 1830, «Фре­гат "На­де­ж­да"», 1833, и др.), фан­та­сти­че­ская («Страш­ное га­да­нье», 1831), эт­но­гра­фи­че­ская кав­каз­ская («Ам­ма­лат-Бек», 1832, «Мул­ла-Нур», 1836, и др.). Эти про­из­ве­де­ния Б. в зна­чит. сте­пе­ни оп­ре­де­ли­ли эс­те­тич. ка­нон рус. ро­ман­тич. по­вес­ти. Сю­жет в них ув­ле­ка­те­лен и ди­на­ми­чен, на­де­лён­ные не­ис­то­вы­ми стра­стя­ми ге­рои про­ти­во­сто­ят вра­ж­деб­ной им сре­де; стиль экс­прес­си­вен и под­чёрк­ну­то па­те­ти­чен, язык на­сы­щен ме­та­фо­ра­ми.

Соч.: Полн. собр. соч. СПб., 1835–1839. Ч. 1–12; Полн. собр. сти­хо­тво­ре­ний. Л., 1961; Со­чи­не­ния: В 2 т. М., 1981.

Лит.: Ка­ну­но­ва Ф. З. Эс­те­ти­ка рус­ской ро­ман­ти­че­ской по­вес­ти. Томск, 1973; Leigh­ton L. G. А. Bestuzhev-Marlinsky. [N. Y., 1975].

Вернуться к началу