ПО
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПО (Poe) Эдгар Аллан (19.1.1809, Бостон – 7.10.1849, Балтимор), амер. писатель, лит. критик. Сын бродячих актёров; рано осиротел, был усыновлён состоятельным ричмондским купцом Дж. Алланом. В 1815 вместе с семьёй переехал в Англию; учился в лондонских пансионах (1816–20). В 1820 семья вернулась в Ричмонд, где П. продолжил образование в местных школах. Увлекался поэзией Дж. Байрона, П. Б. Шелли, С. Т. Колриджа, творчеством Э. Т. А. Гофмана, изучал естеств. и гуманитарные науки, проявлял большие математич. способности. В 1826, проучившись меньше года в Ун-те Виргинии (Шарлотсвилл), бросил учёбу и переехал в Бостон. В 1827–29, пытаясь заработать, служил в армии; в 1830–31 по протекции приёмного отца учился в Воен. академии в Вест-Пойнте; воен. карьера не сложилась. Редактировал журналы: «Southern literary messenger» (1835–37), «Burton’s gentleman’s magazine» (1839–1840), «Graham’s magazine» (1841–42), «Broadway journal» (1845–46), в которых были опубликованы многие его произведения, в т. ч. лит.-критич. статьи; один из первых проф. лит. критиков в США. В конце жизни тяжело болел, страдая от психич. расстройства и алкоголизма.
Представитель амер. романтизма. Дебютировал поэтич. сб-ками «Тамерлан и другие стихотворения» («Tamerlane and others poems», 1827; опубл. анонимно) и «Аль Аарааф, Тамерлан и мелкие стихотворения» («Al Aaraaf, Tamerlane and minor poems», 1829), не снискавших успеха у публики. Зрелые поэтич. произведения П., пронизанные мотивами отчаяния и скорби, построены на сочетании виртуозной звукописи и изощрённого ритма с фантасмагоричными образами: «Ворон» («The raven», 1845), широко прославивший имя П., «Улялюм» («Ulalume», 1847), «Аннабель Ли» («Annabel Lee», 1849), «Колокола» («The bells», 1849; кантата С. В. Рахманинова, 1913) и др.
Первые рассказы опубликовал в 1832; ранние новеллы П. составили сб. «Гротески и арабески» («Tales of the grotesque and arabesque», pt. 1–2, 1840). Центр. место в прозе П. занимают темы смерти, страдания, двойничества, распада личности, врождённой порочности человека, его необъяснимой жестокости и сверхъестественных способностей: повесть «История Артура Гордона Пима» («The narrative of Arthur Gordon Pym», 1838); новеллы «Рукопись, найденная в бутылке» («A manuscript found in a bottle», 1833), «Лигейя» («Ligeia», 1838), «Падение дома Ашеров» («The fall of the house of Uscher», 1839), «Чёрный кот» («The black cat», 1843), отличающиеся строгостью и тщательной продуманностью сюжетного построения и отразившие влияние поэтики готического романа.
Основоположник жанра детектива: в своих т. н. логических новеллах «Убийство на улице Морг» («The murders in the Rue Morgue», 1841), «Тайна Мари Роже» («The mystery of Mary Roget», 1842), «Украденное письмо» («The purloined letter», 1845) вывел образ наделённого недюжинными мыслительными способностями аристократа Ш. Огюста Дюпена, раскрывающего загадочные преступления. Разработанная П. сюжетная схема, основанная на противопоставлении гениального аналитика и обладающего обычными способностями человека (рассказчика), в дальнейшем станет основой детективной прозы А. К. Дойла, А. Кристи и др. Интерес к аналитич. способностям человеческого мышления – в центре повести «Золотой жук» (1843), принёсшей П. большую известность и ставшей первым его произведением, переведённым на рус. язык (1847). Новеллы «Необыкновенные приключения Ганса Пфалля» («The unparalleled adventure of one Hans Pfaall», 1835), «Небывалый аэростат» («The balloon-hoax», 1844) заложили основы научной фантастики. Филос. поэма в прозе «Эврика» («Eureka. A prose poem», 1848) – у истоков научно-худож. литературы.
Эстетич. взгляды П. нашли отражение в эссе «Философия творчества» («The philosophy of сomposition», 1846) и «Поэтический принцип» («The poetic principle», 1848, опубл. посм. в 1850), где была сформулирована его теория единства впечатления, оказавшая значит. влияние на развитие амер. эстетики.
Творчество П., во многом предвосхитившее эстетику символизма и декаданса, высоко ценил Ш. Бодлер, благодаря переводам которого П. стал широко известен в Европе. В 1861 статью о рассказах П. написал Ф. М. Достоевский, отметив сочетание в них «силы воображения» и «силы подробностей». Среди переводчиков П. – В. Е. Жаботинский, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов. Произведения П. были неоднократно экранизированы, в т. ч. фильмы: «Пражский студент» [1913, реж. С. Рюэ (Рие), П. Вегенер], цикл реж. Р. Кормана («Падение дома Ашеров», 1960; «Колодец и маятник», 1961; «Заживо погребённый», 1962; «Истории ужаса», 1962; «Ворон», 1963; «Заколдованный замок», 1963; «Маска красной смерти», «Гробница Лигейи», оба 1964), «Три шага в бреду» (1968, режиссёры Р. Вадим, Л. Маль, Ф. Феллини) и др.