КО́ЛРИДЖ КОЛЬРИДЖ СЭМЮЭЛ ТЕЙЛОР
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ЛРИДЖ, Кольридж (Coleridge) Сэмюэл Тейлор (21.10.1772, Оттери-Сент-Мэри, графство Девоншир – 25.7.1834, Хайгейт, близ Лондона), англ. поэт, лит. критик, философ. Родился в семье священника. После смерти отца (1781) был направлен в Христов госпиталь (благотворит. пансион) в Лондоне, где подружился с Ч. Лэмом. В 1791–94 учился в Колледже Иисуса в Кембридже, откуда был исключён за сочувствие республиканским идеям. Первое опубликованное стих. – «К Фортуне» («To Fortune», 1793). Увлечение идеей социального равенства (У. Годвин и др.) нашло отражение в проекте (при участии Р. Саути и др.) коммуны «Пантисократия» [от греч. πᾶς (род. п. παντός), ἴσος – равный, ϰράτος – власть]. В «Монодии на смерть Чаттертона» [«Monody on the death of Chatterton», 1790; сб. «Стихотворения на разные темы» («Poems on various subjects», 1796)] создал идеальный образ романтич. поэта, загубленного филистерами. В 1796 К. начал принимать опиум, считавшийся болеутоляющим средством, и сохранил это пристрастие до конца жизни. Вместе с У. Вордсвортом, с которым К. познакомился в 1795, анонимно издал сб. «Лирические баллады» («Lyrical ballads», 1798), положивший начало романтизму в англ. поэзии (содружество К., Вордсворта и Саути получило назв. «озёрная школа»). Для сб-ка К. написал, ориентируясь на стилистику нар. баллады, «Поэму о старом моряке» («The rime of the ancient mariner», рус. пер. Н. С. Гумилёва, 1919), ставшую самым известным его произведением. Герой поэмы, совершив преступление против жизни (убийство альбатроса), оказывается исключённым из её единства; живая органическая целостность мира противопоставлена в поэме греховной воле человека. В это же время написаны оставшаяся незавершённой поэма «Кристабель» («Christabel», 1798–99, опубл. 1816) – фантазия на темы готического романа с противопоставлением двух женских образов, светлого и зловещего; фрагмент «Кубла Хан, или Видение во сне» («Kubla Khan: or, the vision in a dream», 1798, опубл. 1816, рус. пер. К. Д. Бальмонта, 1908), в котором восточная образность служит утверждению романтич. идеи о творческом могуществе поэтич. гения.
В 1798–99 К. вместе с У. Вордсвортом и его сестрой Дороти совершил путешествие в Германию. Там он увлёкся нем. поэзией и философией (перевёл «Валленштейна» Ф. Шиллера, 1800; впоследствии осуществил первый перевод на англ. яз. «Фауста» И. В. Гёте, долгое время считавшийся утерянным и опубликованный лишь в 2007). В 1800 поселился в т. н. Озёрном крае на севере Англии. В 1804–05 секретарь губернатора на Мальте. В 1809–10 издавал ж. «The Friend». В кон. 1800-х – 1810-е гг. выступал с чтением лекций (об У. Шекспире, по истории философии и др.).
Стремясь придать поэтич. высказыванию естественность обыденной речи, К. разработал жанр т. н. разговорного стихотворения (conversation poem), в котором сочетаются обращение к воображаемому собеседнику, монолог, пейзажная зарисовка и филос. медитация: «Эолова арфа» («The Eolian harp», 1795), «Полуночный мороз» («Frost at midnight», 1798) и др. Наиболее значительное прозаич. сочинение К. – «Biographia literaria» (1817, рус. пер., частично, 1987) совмещает автобиографич. повествование, критич. разборы (в т. ч. поэзии Вордсворта) и филос.-эстетич. теории, сложившиеся во многом под влиянием идей И. Канта и Ф. В. Шеллинга (о природе гения, о принципах лит. критики, а также знаменитое разграничение фантазии как пассивной способности – «разновидности памяти» и воображения как творческой синтетич. «силы»). Среди др. произведений: трагедии «Осорио» [«Osorio», 1797; переработана в 1813 под назв. «Раскаяние» («Remorse»)], «Заполья» («Zapolya», 1817), статьи и эссе на лит., политич., филос. темы. К. славился как мастер устного рассказа; его беседы изданы посмертно в 1835 («Specimens of the table talk», vol. 1–2). Поэтич. творчество К. оказало значит. влияние на англ. поэзию 19–20 вв. (В. Скотт, Дж. Китс, П. Б. Шелли, прерафаэлиты, У. Б. Йейтс и др.); в России – на А. С. Пушкина (в 1830-е гг.).