БА́ЛЬМО́НТ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БА́ЛЬМО́НТ (с ударением на первом слоге – родовое имя, на втором – литературное) Константин Дмитриевич [3(15).6.1867, дер. Гумнищи Шуйского у. Владимирской губ. – 23.12.1942, Нуази-ле-Гран, под Парижем], рус. поэт, прозаик, критик, переводчик. Из небогатой дворянской семьи. Учился в Моск. ун-те (1886–87; исключён за участие в студенч. беспорядках). Cтихи впервые опубликовал в 1885, первый стихотв. сборник издал в Ярославле в 1890 (уничтожил б. ч. тиража). Первонач. известность получил как переводчик сочинений П. Б. Шелли и Э. По [переводами (более чем с 30 языков) Б. занимался всю жизнь, классическими стали его переводы пьес Кальдерона и «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели]. Книги стихов «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895) близки к импрессионизму, отмечены муз. напевностью стиха. Сблизившись с кругом старших символистов (в сер. 1890-х гг., живя в Москве, Б. общается с В. Я. Брюсовым, несколько позже в С.-Петербурге – с Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минским), Б. становится одним из наиболее известных поэтов этого направления. Своеобразной лирич. трилогией являются лучшие его стихотв. сб-ки – «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900) и «Будем как Солнце» (1903). Восторженная открытость всем явлениям мира, в т. ч. и «демоническим» (особенно заметная в цикле «Художник Дьявол» и в конфискованном цензурой сб. «Злые чары», 1906), способность фиксировать мгновенные переживания, мастерское владение сложными формами стиха, фонетич. богатство речи сделали стихотворения Б. необыкновенно популярными. С интересом были встречены книги критич. эссе – «Горные вершины» (1904), «Поэзия как волшебство» (1915). Восхищение читателей вызывали знание мн. языков и поликультурность поэта, образы экзотич. стран (Б. побывал в Мексике, Полинезии, Австралии, Японии и др.), репутация активного «жизнетворца» (в т. ч. и в личной жизни, хорошо известной публике). Однако обилие путевых впечатлений часто мешало глубинному переживанию других культур, в его творчестве они становились с трудом отличимы друг от друга. Многописание (объёмистые книги новых стихов выходили практически каждый год) влекло за собой самоповторения, импрессионистич. описания природы и души поэта шаблонизировались. И хотя отд. стихотворения и даже книги были удачны (напр., «Литургия Красоты», 1905, «Жар-Птица», 1907, «Зарево зорь», 1912), критика всё чаще говорила об упадке творчества Б. Не спасали положение и ангажированные выступления Б. с политич. стихотворениями. Он не раз подвергался преследованиям, в 1906–13 был вынужден жить за границей (преим. в Париже), но его революц. стихотворения («Песни мстителя», 1907, и др.) не соответствуют уровню таланта поэта. Годы 1-й мировой войны и революции Б. провёл в России. В эссеистич. кн. «Революционер я или нет» (1918) утверждал приоритет личности над социальными преобразованиями. В 1920 с разрешения сов. правительства уехал во Францию, где вскоре выступил с резкой критикой большевистского режима. В 1920-е гг. и в 1-й пол. 1930-х гг. Б. продолжал много печататься, писал стихи и прозу, переводил слав. и литов. поэтов, во время поездок по Европе его выступления имели успех, однако в центрах рус. диаспоры Б. уже не пользовался признанием. С 1937 психически болен, практически не писал. Умер в нищете и забвении.